Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные темы и понятия раздела. • О системе возрастной психологии
• О системе возрастной психологии • Актуальные проблемы возрастной психологии \2 _________________________________ ЧАСТЬ I. Предмет, методы Б. Г. Ананьев О СИСТЕМЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Проблема индивидуального развития человека — одна из фундаментальных проблем естествознания и психологии. В этой проблеме имеется ряд важных психологических аспектов, особенно тесно связанных с вопросами формирования личности. Одним из них является изучение возрастных особенностей, весьма существенных для каждого отдельного периода человеческой жизни. <...> Возрастные особенности взаимосвязываются по различным путям с половыми, типологическими и индивидуальными особенностями, от которых их можно отделить только весьма относительно. Все это затрудняет выделение возрастных особенностей для специального исследования. Исключение составляют лишь самые ранние этапы человеческой жизни, когда возрастные особенности выступают в более чистом виде, а типологические и индивидуальные модификации развития еще слабо выражены. В первые годы жизни человека возрастные различия измеряются месяцами и полугодиями. <...> Обращает на себя внимание и тот факт, что в ранние периоды жизни человека сроки наступления того или иного возрастного этапа носят более или менее общий характер, относительно независимый от особенностей конституции, типа нервной системы и т. д. <...> Но уже в подростковом, а тем более в юношеском возрасте смена возрастных периодов во многом зависит не только от условий воспитания, но и от сложившихся индивидуальных и типологических особенностей формирующейся личности. Процессы роста, созревания и развития все более опосредствуются накопленным жизненным опытом и образовавшимися типологическими и индивидуальными чертами. Вопросы психологии. № 5, 1957. Б. Г. Ананьев. О системе возрастной психологии _________________13 Это положение особенно характерно для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы «перекрываются» типом индивидуального развития, характером практической деятельности и т. д. <...> Несомненно, что одним из главных вопросов теории индивидуального развития человека является именно вопрос о соотношении возрастных, типологических и индивидуальных особенностей человека, об изменяющихся и противоречивых взаимосвязях между ними. <...> Индивидуальное развитие с возрастом приобретает все более своеобразно-индивидуализированный характер. <...> Исследуя возрастную динамику, особенности отдельных периодов и взаимосвязи между ними, нельзя абстрагироваться от жизненного пути человека, истории его индивидуального развития в разнообразных общественных связях и опосредст-вованиях. <...> Общие для всех людей возрастные периоды жизни (от младенчества до старости) характеризуются относительно постоянными признаками соматического и нервно-психического развития. <...> За последние полвека психологическая наука добилась больших успехов в разработке проблем психического развития ребенка, но этих успехов еще недостаточно для построения теории умственного и нравственного развития детей, для обоснования конкретной возрастной педагогики и методик обучения. Однако было бы неправильно игнорировать огромный сдвиг, происшедший в этой области психологии. <...> История развития психических деятельностей мозга человека, по Сеченову, и составляет основной предмет психологической 1 4 ЧАСТЬ I. Предмет, методы науки. <...> Под историей развития психических деятельностей мозга человека Сеченов разумел индивидуальное развитие человека, или онтогенез, особенно цикл прогрессивных превращений от рождения до зрелости. <...> Интенсивное развитие психологии раннего детства, дошкольного и школьного возрастов определялось не только теоретическими запросами естествознания и психологии, но и растущими практическими требованиями воспитания и обучения, зависящими от классовой структуры системы воспитания и народного образования. Поэтому детская психология, первоначально носившая теоретический характер, все более сливалась в ходе своего развития с педагогической психологией, тесно связанной с нормами воспитания и конкретным содержанием обучения. <...> В психологии уделяется явно недостаточно внимания обоснованию возрастных нормативов оптимальной нагрузки детей в процессе обучения и воспитания, обобщению научных данных о психических особенностях отдельных школьных возрастов. В психологию вошли педагогические классификации периодов обучения и воспитания, фактически подменившие собой классификацию возрастных периодов. <...> Сила нашей современной советской психологической науки в том, что в ней покончено с идеалистической теорией абсолютной спонтанности психического развития ребенка. Но нельзя закрывать глаза на слабые стороны состояния нашей детской психологии, в которой все еще не разрабатываются такие коренные вопросы теории развития, как вопрос о природе возрастных особенностей, о соотношении роста, созревания и психического развития в отдельные периоды детства, отрочества и юности, о внутренней связи между стадиями формирования человека и т. д. <...> Эти вопросы, касающиеся внутренних законов развития ребенка, имеют общепсихологическое значение.<..^Несомненная заслуга советской детской психологии заключается не только в раскрытии общественно-педагогической детерминации психического развития, но и его рефлекторных основ. Б. Г. Ананьев. О системе возрастной психологии 1 5 <...> Для нас имеют важное значение физиологические факты, свидетельствующие о возрастной эволюции процессов возбуждения и внутреннего торможения, о возрастной динамике индукционных отношений между этими процессами. <...> Именно для выяснения этой ведущей роли и неисчерпаемой пластичности коры больших полушарий необходимо выяснение связи между нейродинамическими и общефизиологическимл сдвигами в процессе возрастных изменений индивидуально-психического развития. Но физиология высшей нервной деятельности и психология мало связаны с возрастной физиологией систем и органов, что приводит к трудностям в познании природы созревания как необходимого компонента развития детей и подростков. <...> Одной из специфических особенностей индивидуального развития в этот период жизни человека несомненно является созревание структурно-динамических систем, зависящих от временных связей, формирующихся у человека. <...> Для укрепления преемственных связей между этапами воспитания необходима и психологическая база в виде целостной теории психического развития формирующегося человека, обнимающей все периоды его формирования — от рождения до зрелости. <...> Наиболее слабо разработана в нашей отечественной науке именно эта проблема переходов от одной возрастной стадии развития к другой. Объясняется этот недостаток в значительной степени тем, что дифференциация психологических знаний о возрастных особенностях, имеющая, несомненно, прогрессивное значение, не сопровождается в должной мере интеграцией и синтезом этих знаний. <...> Основа такого педагогического проектирования заключена в целостной характеристике не только состояния воспитуемо-го, но и перспектив его ближайшего развития («зоны ближайшего развития», по Выготскому). Особенно необходима разработка 16 Ч А СТЬ I. Предмет, методы такой динамической характеристики для подросткового возраста и ранней юности. <...> Существенными моментами в качественном изменении возрастного развития являются этапы роста произвольности психических процессов, как это правильно подчеркнуто Л. С. Выготским. Изменение характера регуляции, возникновение и прогрессирующее развитие саморегуляции связано, по Павлову, с возрастающей ролью второй сигнальной системы. С этим же связано изменение соотношения чувственно-наглядного и логического отражения действительности. Возрастающее многообразие средств логического мышления и опосредствование им роста представлений и чувственного опыта вообще составляет коренную особенность того «несомненно прогрессирующего» (Сеченов) типа развития, который характеризует умственное развитие детей и подростков в процессе их обучения и воспитания. <...> Юношеский возраст особенно интересен в связи с тем, что его фазы протекают в разных жизненных условиях: первая — еще в условиях подготовки к самостоятельной жизни, вторая — в условиях начала самостоятельной общественно-практической деятельности и создания нового образа жизни. <...> Психология юности должна составить одну из главных проблем возрастной психологии, важную для построения целостной теории индивидуально-психического развития человека. Проблема формирования человека от рождения до зрелости является одной из главнейших проблем психологии и педагогики. Эта проблема составляет общее содержание конкретной педагогики преддошкольного, дошкольного и школьного возрастов. Однако между отдельными разделами педагогики нет достаточной связи, так как еще мало учитывается целостность всего процесса формирования человека, обусловленность его внутренними связями между отдельными периодами развития подрастающего поколения. Одной из причин раздробленности возрастной педагогики является дробность психологических знаний об отдельных периодах формирования человека. <...> Б. Г. Ананьев. О системе возрастной психологии _________________17^ В интересах как психологии, так и педагогики исследовать пути переходов от процесса формирования личности к зрелости, выявить значение наиболее эффективных средств формирования активности сознания, регулируемого человеком в его самостоятельной общественно-практической деятельности. <...> В современной науке сложилась генетическая основа теории индивидуального развития, раскрывающая определенные закономерности формирования человека в процессе его воспитания, образования и обучения. Но формирование человека от рождения до зрелости не исчерпывает всего цикла индивидуально-психического развития. Чем психологически характеризуется развитие человека после наступления физической, гражданской и умственной зрелости? Есть ли какие-либо возрастные периоды в этом огромном диапазоне «зрелости» (взрослости), который измеряется 25-30 годами наиболее активной творческой деятельности человека? Какова возрастная динамика психических процессов и свойств личности на протяжении от 20 до 50 лет? На эти вопросы современной науке еще предстоит дать ответы, хотя общая психология и построена на экспериментальном изучении взрослых людей. В общей психологии стало традицией, когда объектом исследования являются взрослые люди, абстрагироваться от возраста еще в большей мере, чем от типологических и индивидуальных особенностей личности. Предполагается, что развитое сознание не имеет каких-либо других природных особенностей, кроме типических особенностей нервной системы. Абстрагирование от возрастных изменений в этот основной период человеческой жизни не случайно; оно связано с некоторыми метафизическими предрассудками о зрелости как своего рода «психической окаменелости» (Клапаред), как о состоянии законсервированности ранее сложившихся механизмов и свойств психического склада личности. £ 8________________________________ ЧАСТЬ I. Предмет, методы Если предшествующие возрасты рассматриваются с полным основанием как резко отличные друг от друга динамические стадии развития, то «взрослость» рассматривается как некое сплошное статическое состояние, качественно не изменяющееся до наступления старости. В этом состоянии якобы нет существенных новообразований развития, а по существу нет и самого развития. В некоторых идеалистических концепциях (например, психоанализ) имеют место сложные спекулятивные построения по поводу скрытого инфантилизма психики взрослого человека, движущей силой которого якобы остаются неизжитые конфликты детства. Нередко доказывается, что взрослое состояние есть длительная остановка психического развития, отделяющая регресс в старости от прогресса в детстве, отрочестве и юности. Одно из таких «доказательств» представлено в кривой онтогенетической эволюции памяти у Эббингауза. Он различал три основных периода эволюции памяти: прогресс (с раннего детства до 25 лет), остановка в развитии (от 25 до 50 лет), регресс (от 50 лет до конца жизни). Более широкое толкование такого хода индивидуального развития в различных концепциях буржуазных авторов привело к утверждению, что вследствие ранней остановки развития обучение взрослых не имеет смысла. Возможность эффективного обучения взрослых людей отрицалась на основании того, что якобы после наступления зрелости постепенно снижается пластичность мозга, становится ограниченной возможность новообразований ума и поведения, а весь психический склад человека фатально предопределяется предшествующим ходом развития. Подобные «теории» были идеологическим оружием остатков разбитых классов в борьбе с культурной революцией в нашей стране. В 20-х годах они пытались противопоставить эти взгляды общенародному движению за ликвидацию массовой неграмотности и малограмотности, созданию рабфаков при вузах и т. д. Никакой научный эксперимент не может равняться по силе и убедительности доказательств с результатами культурной революции, которая в кратчайшие сроки подняла на высокий уровень умственное развитие десятков миллионов трудящихся, взрослых людей всех возрастных контингентов. Б. Г. Ананьев. О системе возрастной психологии 19 Не меньшее значение для доказательства изменчивости и вос-питуемости механизмов умственного развития взрослых людей представляет собой массовый опыт переобучения и коренного совершенствования производственного опыта рабочих в условий технического прогресса. В этих условиях происходит смена профессий и специальностей, техническое переоснащение труда, требующее быстрого переключения с одного вида деятельности на другой, совмещения их в разнообразных сочетаниях и т. д., что невозможно без сочетания производственного опыта с непрерывным ростом технических и политехнических знаний. Огромная часть взрослого населения нашей страны учится, совмещая ученье с трудом, благодаря чему практический опыт соединяется с теорией; в массовых масштабах развиваются рационализаторство и изобретательство, т. е. творческая деятельность высокого интеллектуального уровня. Можно считать, что этот замечательный советский опыт полностью разоблачает антинаучный тезис о застойности психики и отсутствии развития на разных этапах «взрослости». Может возникнуть вопрос, что подобные качественные сдвиги не затрагивают механизмов нервной деятельности, которые остаются неизменными. Подобное предположение лишено оснований. Нам известны два основных механизма (по Павлову): механизм временных связей и механизм анализаторов. По поводу первого из них можно сказать, что всякий процесс обучения есть процесс образования новых временных связей, а следовательно — новых функциональных систем. Массовая практика обучения взрослых является прямым доказательством развития у них этого механизма. Достаточно убедительными в этом отношении являются физиологические и психологические исследования, проводимые на взрослых людях в целях выработки у них новых функциональных систем, составляющих основы навыков, умений и сложных логических действий. Весьма показательны данные о повышении чувствительности разных анализаторов под влиянием трудовой деятельности, свидетельствующие о развитии анализаторной деятельности мозга, ее высокой пластичности у взрослых людей. Все это позволяет считать, что взгляд на зрелость как на консервативное состояние, исключающее умственный процесс 20__________________________________ ЧАСТЬ I. Предмет, методы и развитие новых возможностей индивида, лишен каких-либо научных оснований. Любопытно отметить, что к такому выводу приходят и некоторые крупные зарубежные психологи. Так, например, Ф. Барт-летт считает, что проблема индивидуально-психического развития неправомерно ограничивается периодом детства, что наиболее активные формы этого развития имеются в разных стадиях зрелости. К этому заключению его привели многие данные перестройки сенсомоторного и умственного развития взрослых людей в условиях современного, высокоавтоматизированного производства. Срочные переключения и смена способов умственной деятельности в этих условиях свидетельствуют о больших потенциях развития взрослых людей, порождаемых самой человеческой деятельностью. Несомненно, что существует внутренняя зависимость вновь возникающих в результате деятельности возможностей от истории индивидуального развития. Но также несомненно, что в этой предшествующей истории заключено только начало характера и специальных способностей, только исходные моменты жизненного опыта и творчества, изменения которых составляют, по выражению П. Жанэ, «психическую эволюцию личности». Этапы этой эволюции совпадают с событиями общественной и личной жизни, с основными эффектами собственной деятельности человека. Эти этапы бесконечно варьируют во времени у разных людей, не поддаваясь точной возрастной унификации. Однако и П. Жанэ считал весьма важным изучение «временной личности», т. е. возрастной динамики. Если «взрослость» не консервативное состояние, а определенная, притом основная, форма развития личности (ее «психической эволюции»), то в этом развитии должны быть свои фазы, преемственно зависящие одна от другой. Наука еще не знает периодов этих фазных изменений, протекающих в значительно больших временных границах, нежели периоды детства или старости. Но в обыденной жизни достаточно хорошо различают взрослых людей периода молодости, «среднего возраста», пожилых, отличающихся друг от друга не только физическим состоянием и работоспособностью, но также поведением, умственным развитием и характером жизненного опыта. Б. Г. Ананьев. О системе возрастной психологии 21 Мера пластичности мозговой деятельности не остается одинаковой во все эти периоды, хотя можно предположить, что ее изменение протекает неравномерно в разных анализаторах, в первой и второй сигнальных системах, в общей динамической стереотипии корковой деятельности. Переходы от одной стадии к другой тесно связаны с типологическими особенностями высшей нервной деятельности, прежде всего с силой и подвижностью нервных процессов. Не меньшее значение имеет общее развитие всего организма, влияющее на тонус жизнедеятельности в целом. Все это требует систематических сравнительно-возрастных исследований, носящих комплексный характер, с обязательным участием психологической науки. Без изучения возрастной динамики «взрослости» трудно решать проблемы долголетия, волнующие современное естествознание и медицину. Дело в том, что как источники преждевременного старения, так и источники долгой жизнестойкости заключены во всем процессе индивидуального развития, особенно в тех этапах зрелости, которые непосредственно предшествуют старости. В нашей стране благодаря социалистическому строю неуклонно увеличивается средняя продолжительность человеческой жизни. На реальную почву ставится борьба за дальнейшее расширение средних границ человеческой жизни, основанная на достижениях науки. Из твердо установленного различия между патологической и физиологической смертью, из данных о механизмах преждевременного «патологического» старения и его предотвращения сделан важный вывод о возможности обеспечить долголетие путем комплексного применения социально-гигиенических, профилактических и терапевтических средств. Создается система «лечения» старости, которая уже приводит к ощутимым результатом. Физиология и патология шагнули далеко вперед в деле искусства «продления жизни», так называемой макробиотики, носившей сто лет назад, во времена Гуфеланда, характер романтической легенды. Однако сейчас остается еще в тени психологический аспект проблемы долголетия и недостаточно оценивается значение психопрофилактики преждевременного старения, так как психологическая наука не участвует в этом новом научном движении 22 Ч А СТЬI. Предмет, методы современности. Между тем это участие способствовало бы уяснению роли морально-психологических факторов в длительном сохранении жизнестойкости, а особенно — в предупреждении преждевременного старения. Весьма важно выявить скрытые возможности развития, которые и в эти поздние периоды человеческой жизни, вероятно, не носят однородного и равномерного характера. Путем аналогии с другими периодами индивидуального развития можно предположить, что и на этой стадии образование и упрочение временных связей зависят от того, на базе каких анализаторов они возникают. Но в разные периоды жизни чувствительность анализаторов развивается в разных направлениях, образуя зоны сенситивности в некоторых из них. Необходимо сравнительное изучение деятельности всех анализаторов внешней и внутренней среды старческого организма для того, чтобы определить соотношение «прогресса» и «регресса» ощущений разных модальностей, а тем самым и разных форм восприятия. Нет основания для утверждения о сплошном обратном развитии всех анализаторов лишь поданным об ослабленное™ слуха и зрения. Также требует экспериментальной проверки так называемый закон обратного развития старческой памяти, сформулированный Т. Рибо, так как состояние общей и состояние профессиональной, специальной памяти могут быть резко различными. Интересные проблемы в области теории навыков и привычек, с одной стороны, мышления — с другой, равно как и в области модификации характеров, степени продуктивности таланта и т. д., встают при изучении психологии старости. При современном состоянии науки становится возможной объективная периодизация стадий старения и старости. Но в данный момент так называемые геронтологические проблемы нас интересуют не сами по себе, а как часть возрастной психологии. В систему возрастной психологии должны войти все взаимосвязанные периоды человеческой жизни, начиная с раннего детства и кончая старостью. Систематическое сравнительно-возрастное изучение человека необходимо для разработки теории индивидуально-психического развития человека. К накопленным ранее данным сравнительного изучения детей и взрослых необходимо присоединить данные о сдвигах психического развития в периоды старения и старости, посте- Е. Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии 23 пенно охватывая разные области индивидуально-психического развития. <...> Нет сомнения в том, что коллективными усилиями советских психологов удастся построить систему возрастной психологии, необходимую для познания закономерностей индивидуально-психического развития. Е. Ф. Рыбалко АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ1 <...> Все усиливающийся интерес к онтогенетическим проблемам обусловлен тем, что практически значимыми становятся такие задачи, как научное обоснование профотбора и профессиональной ориентации и переориентации на разных возрастных ступенях, включая пожилой возраст, обучение не только детей, но и взрослых, переобучение и улучшение профессиональной подготовки в зрелые годы жизни человека. Современное общество в связи с научно-техническим прогрессом заинтересовано в выявлении «психических ресурсов» и повышении уровня творческого потенциала и работоспособности человека на протяжении всей его сознательной жизни. Современный характер требований общественной практики, предъявляемых возрастной психологии, обусловливает ее сближение не только с педагогикой, но и с медициной и инженерной психологией, а также с другими смежными отраслями науки, изучающими человека. Появление новой проблематики на стыке возрастной и инженерной психологии и психологии труда обусловлено необходимостью учета возрастного фактора при построении эф- Рыбалко Е. Ф. Актуальные проблемы возрастной психологии // Вестник ЛГУ, вып. 3, 1979, №17. 24__________________________________ ЧАСТЬ I. Предмет, методы фективных режимов тренинга операторов и при обучении профессиональному мастерству в условиях высокоавтоматизированного производства, при оценке надежности работы и адаптационных возможностей человека в условиях космических полетов. Исследований в этом направлении проводится крайне мало. Между тем, к примеру, выполненный нами цикл работ на металлургическом производстве показал важность учета возрастного фактора при разработке комплекса мероприятий по снижению травматизма. Сближение медицинских наук и возрастной психологии происходит на основе возрастающих требований клинической диагностики в целях более точной профилактики, лечения и трудовой экспертизы, с использованием глубоких и всесторонних знаний о состояниях и возможностях человека в разные периоды его жизни. Тесная связь с клиникой, медициной, включая гериатрию, способствует углубленной разработке основных проблем возрастной психологии, таких как потенциалы человеческого развития в различные возрастные периоды, определение возрастных норм психических функций. В педагогической деятельности высокая эффективность обучения и воспитания достигается благодаря всестороннему знанию личности учащихся с учетом их возрастных особенностей. Практическая работа с людьми в различных областях общественной жизни, в сфере обслуживания, управления также требует дифференцированного подхода на основе знаний о возрастных и других особенностях личности человека. Взаимодействие возрастной психологии с практикой осуществляется непосредственно и через целый комплекс наук о человеке, таких, как медицина, спорт, педагогика и психологические науки, образованные в результате расширения междисциплинарных связей. Однако не только контакты с отдельными дисциплинами, но и междисциплинарные связи создают новые возможности для развития проблематики возрастной психологии. Особое значение интеграции наук в системе чело-векознания придавал Б. Г. Ананьев: «Все больше углубляется понимание относительности границ между гигиеной и воспитанием, оздоровительно-восстановительной практикой и формированием человека, психотерапией и социально-педагоги- Е. Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии 25 ческими воздействиями. Со сближением оздоровительно-гигиенической и педагогической практики связано современное понимание целостности развития, зависимости его не только от гомогенных (например, физического развития от физического воспитания), но и от гетерогенных связей (например, физического развития от умственного воспитания)». Интегральный подход к индивидуальному развитию личности предполагает исследование его внутренних закономерностей и основных характеристик, раскрывающих временную и топологическую структуру онтогенеза психики. Цикл работ, проведенный коллективом, возглавляемым Б. Г. Ананьевым, был посвящен возрастным особенностям психофизиологических функций взрослых. В результате была показана необходимость дифференцированного подхода к возрастным различиям, поскольку таким образом выявляется внутренняя противоречивость и разновременность возрастной изменчивости, функций. Одной из актуальных задач является расширение знаний в этом направлении путем микровозрастного анализа психофизиологических функций в период их роста и инволюции. Продолжение исследований в указанном плане на школьниках различного возраста позволило показать действие сложных закономерностей возрастной изменчивости некоторых психофизиологических функций на разных уровнях их организации и дать их теоретическое описание. На основе знания общих закономерностей онтогенетического развития и системного подхода в возрастной психологии могут решаться прикладные и теоретические задачи. К их числу относится определение и научное обоснование возрастных норм психического развития, которые используются как в клинике в целях установления различного рода отклонений в развитии человека, так и при определении социальных функций и ролей человека в разные периоды его жизни. Знание возрастных норм необходимо для оценки отклоняющихся форм поведения и в целях прогноза психического развития. Широкий диапазон действия возрастных норм обусловлен тем, что возраст выступает как одна из наиболее интегральных характеристик человека. Оценивая возрастные особенности с позиции комплексного подхода, важно, однако, учитывать 26 ЧАСТЫ. Предмет, методы неодинаковую степень связи изменений различных функций с возрастом. Наиболее тесным образом с возрастной изменчивостью связаны индивидные характеристики. В наименьшей степени связь с возрастом выражена в становлении личности и субъекта деятельности. Поэтому при общем глобальном подходе к возрастным нормам ведущее значение имеет классификация периодов и отдельных фаз жизни, которые характеризуются сочетанием метрических и топологических свойств и имеют определенные возрастные границы. Кроме того, в зависимости от содержания направленности социально значимых требований к человеку в разные периоды его онтогенеза на первый план в определении норм психического развития выступают различные критерии, которые определяют специфику комплексной оценки того или иного периода жизни. Так, при поступлении в школу, наряду с другими показателями биологического и социального развития, решающее значение имеет интеллектуальная зрелость. Пенсионный возраст оценивается прежде всего с точки зрения состояния работоспособности человека как субъекта деятельности в структуре его других характеристик. Проблема возрастных норм психического развития имеет целый ряд аспектов. Наряду с разработкой возрастной периодизации жизненного цикла как наиболее комплексной и сложной важное прикладное значение придается возрастному нормированию по отдельным подструктурам и функциям, реально используемым в общественной практике. Становление человека как личности, как субъекта познания, общественного поведения и практической деятельности так или иначе связано с возрастными лимитами, которые опосредуют процесс социального воздействия на человека, социальную регуляцию его статуса и поведения в обществе. Начало формирования субъекта познания датируется семилетним возрастом. В известном смысле определена и граница творческой научной активности взрослого человека, связанная со сроком предоставления творческого отпуска для подготовки докторской диссертации (45 лет). В трудовом законодательстве фиксируются возрастные пределы зрелости человека как субъекта трудовой деятельности в общем и профессиональном плане. И наконец, в государствен- Е. Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии _____2^7 ных законодательствах устанавливаются также возрастные ступени созревания человека как личности, как субъекта общественного поведения, приобретающего с определенного возраста гражданские права и обязанности. А с формированием индивидных качеств человека наряду с другими его характеристиками связан возраст вступления в брак и создания семьи. Установление «старта» и «финиша» в развитии человека как субъекта практической, трудовой деятельности, выделение периодов наивысших достижений в научной и художественной сферах и сроков оптимальной, общей и профессиональной трудоспособности имеют существенное значение для более глубокого, дифференцированного подхода к социальному возрастному нормированию. Стратегия поиска возрастных различий должна учитывать относительный характер возрастного фактора, который выражен неодинаковым образом не только в развитии различных подструктур и функций человека, но и на отдельных этапах человеческой жизни. Как отмечал Б. Г. Ананьев, в наибольшей степени его действие проявляется в первые недели и месяцы жизни человека. Специфика возрастного фактора заключается не только в том, что он по-разному проявляется в отдельные периоды жизненного цикла. Его изучение осложняется тем обстоятельством, что он выступает в единстве с индивидуальными особенностями, которые важно учитывать при разработке возрастных нормативов. Следует отметить, что с возрастом развитие человека все болеет индивидуализируется. С. Л. Рубинштейн писал, что чем ребенок старше и чем процессы сложнее, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия. Усиление индивидуальных различий на протяжении всего жизненного цикла отмечал и Б. Г. Ананьев: «Уже в подростковом, а тем более в юношеском возрасте смена возрастных периодов во многом зависит не только от условий воспитания, но и от сложившихся индивидуальных и типологических особенностей формирующейся личности. Процессы роста, созревания и развития все более опосредуются накопленным жизненным опытом и образовавшимися типологическими и индивидуальными чертами. Это положение осо- 28__________________________________ ЧАСТЬ I. Предмет, методы бенно характерно для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы «перекрываются» типом индивидуального развития, характером практической деятельности и т. п.». Своеобразие индивидуальности, по его мнению, накладывает определенный отпечаток на переход от зрелости к старению. Преждевременная старость одних, активность, «молодость» других в процессе геронтогенеза — все эти особенности свидетельствуют об огромной роли, какую в возрастной динамике играет индивидуальное развитие человека, мера его социальной активности, особенности его характера, личности и профессиональной деятельности. Поэтому, изучая возрастную динамику психических функций и особенности отдельных периодов, нельзя абстрагироваться от жизненного пути человека, от истории его индивидуального развития в разнообразных общественных связях. Возрастное нормирование имеет как социальный, так и дифференциальный смысл, поскольку возрастные эталоны позволяют определять как степень выраженности индивидуальных различий, так и их возрастную динамику, степень продвижения в психическом развитии в конкретном периоде жизни, т. е. производить сопоставление в поперечном и в продольном «разрезах». Проблема возрастного нормирования включает не только рассмотрение усредненных эталонов, но и вопрос об индивидуальной вариативности психологических характеристик. Кроме того, индивидуальные различия выступают как самостоятельная проблема в структуре возрастной психологии. Рассмотрение возрастных и индивидуальных особенностей в их единстве создает новые возможности для изучения обучаемости, для определения генеза и степени зрелости психологических функций. Выявление различных путей развития психических функций и разнообразия темпов их возрастной динамики имеет значение для более точной оценки не только каждого возрастного «среза», но главным образом самого процесса индивидуального развития с точки зрения множественности и разнообразия проявлений возрастной нормы. В этом случае речь идет о дальнейшей разработке научной основы индивидуально-педагогического подхода к человеку, о психологическом Е. Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии 29 обосновании широкого набора управленческих задач, воспитания и обучения. Следующий цикл проблем возрастной психологии связан с феноменом ускорения процесса развития. Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ геронтогенеза в современном обществе под действием целого комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических и биотических факторов оказывают влияние на построение системы возрастного нормирования. В то же время вопросы акселерации и ретардации остаются мало изученными именно вследствие того, что сами возрастные критерии психического развития в их многообразии оказываются недостаточно разработанными. Для дальнейшего исследования одной из основных проблем возрастной психологии — классификации периодов жизни — первостепенное значение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию человека. Благодаря корреляционному и факторному анализу на этапе коллективного комплексного исследования психофизиологических функций взрослых, выполненного под руководством Б. Г. Ананьева, удалось выявить функциональные структуры внимания, памяти и мышления. Рассматривая корреляционные плеяды, объединяющие разные параметры одной и той же функции и межфункциональные структуры, Б. Г. Ананьев выявил их разнородность и возрастную изменчивость в период взрослости. Определенные сочетания связей внутрифункциональных структур и межфункциональных образований являются, по мнению Б. Г. Ананьева, основанием для построения возрастных синдромов микро- и макропериодов зрелости. Следующая серия работ, выполненных с учетом школьного периода, подтвердила факт функционального структурирования на этапе интенсивного становления человека. Структурный подход к возрастной изменчивости психики в широком диапазоне способствует углубленному изучению ее качественных особенностей на современном уровне научных знаний и проникновению в психологические механизмы самого процесса развития. Выявление структурной специфики динамической многоуровневой организации психики имеет существенное 30 ЧАСТЬ I. Предмет, методы значение для построения периодизации и выделения как отдельных фаз жизни, так переходных, критических моментов развития. В этом плане представляют особый интерес дальнейшие исследования самых ранних и поздних этапов онтогенеза, где, как можно думать, располагаются «старт» и «финиш» внутренней взаимосвязанности, сложных цепей корреляций между многими нейропсихическими функциями, процессами, состояниями и свойствами личности. В комплексе задач, направленных на выяснение структурных особенностей развития, важное место занимают психофизиологические исследования процессов интеграции с учетом целостной работы мозга и специфики функционирования механизма билатерального регулирования на разных этапах жизни человека. Другое направление состоит в изучении возрастной динамики структурирования психофизиологических функций с точки зрения типологии корреляционных взаимосвязей, что крайне существенно для понимания внутренних детерминант онтогенеза человека. Еще одно направление исследований связано с практической значимостью феномена функциональной интегрированное™, знание которого может быть использовано для задач управления процессом развития. Экспериментальное изменение отдельных параметров психических функций приводит к значимым сдвигам именно в тех характеристиках, которые находятся с этими параметрами в корреляционных отношениях. Изучение действенности функциональных связей и их активное практическое использование для направленного воздействия на возрастную динамику будет способствовать процессу ускорений развития не только в парциальном, но главным образом в глобальном смысле. С исследованиями процессов структурообразования в онтогенезе связано решение и такой очередной комплексной задачи, как изучение сензитивных периодов, меры сензитивности формирующегося человека по отношению к определенным воспитательным и обучающим воздействиям. На основе знания основных характеристик жизненного цикла человека, его внутренних закономерностей и механизмов может быть осуществлена разработка синтетической проблемы о скрытых возможностях и резервах самого психического Е. Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии _____3£ развития, которая была выделена Б. Г. Ананьевым в связи с задачами социального прогнозирования, поскольку, по его мнению, истинные потенциалы развития еще крайне недостаточно используются в современном обществе. В число основных проблем возрастной психологии входит исследование факторов развития, поскольку оно осуществляется во взаимодействии человека с окружающим миром, в процессе общения, практической и теоретической деятельности. Детерминанты и условия человеческого развития включают социально-экономические, политико-правовые, идеологические, педагогические, а также биотические и абиотические факторы. Одна из главных задач состоит в том, чтобы рассмотреть «полифакторные поля» основных компонентов целостной структуры человека, складывающихся в процессе индивидуального развития. При этом с общетеоретических позиций важно изучение законов соединения факторов в целостности и функционирования их по законам данной диалектико-динамической системы, представление их как переменного системного комплекса. Построение системы частных задач, направленных на выявление специфики отдельных эпох и фаз жизни, определяется конкретизацией общих законов онтогенеза и практическими требованиями общества. В плане выявления возможностей индивидуального развития особый интерес представляют самые ранние годы жизни человека. Долголетие и увеличение сроков сохранения трудоспособности и творческой активности в пожилом возрасте является важнейшей проблемой возрастной психологии и других смежных наук о человеке. К числу актуальных частных проблем относится также изучение особенностей подросткового критического возраста и исследование механизмов развития и возрастной изменчивости психики в зрелый период жизни. Другие задачи связаны с выяснением возрастных особенностей, отдельных функций и сторон психической организации человека. Таким образом, намечается определенная иерархия актуальных проблем более общего и частного порядка, решение которых подчинено основной цели — дальнейшей разработке теории индивидуального развития и расширению возможностей 32 ЧАСТЫ. Предмет, методы приложения научных знаний по возрастной психологии к решению задач социальной и производственной практики, поскольку сейчас научное исследование закономерностей психи^ ческого развития становится необходимым условием дальнейшего совершенствования всех форм воспитания и образования не только подрастающего поколения, но и взрослого человека. II__________
|