![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психомоторная деятельностьСтр 1 из 18Следующая ⇒
Министерство образования Российской Федерации Барнаульский государственный Педагогический университет В.П. Дудьев Норма и патология Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 031500 - тифлопедагогика, 031600 - сурдопедагогика, 031700 - олигофренопедагогика, 031800 - логопедия, 031900-специальная психология, 03200-специальная дошкольная педагогика и психология Барнаул 2005 Деятельностный подход к пониманию психомоторики как процесса и особой деятельности человека Психомоторная деятельность Приняв термин " психомоторика" в качестве базового для обозначения двигательной сферы человека как семантически более точно определяющего суть стоящего за ним явления, К.К. Платонов (1977) на основе принципа деятельностного подхода (его структурно-функционального плана) выстраивает систему основных структурных компонентов деятельности, используя известные схемы С.Л.Рубинштейна (1989) и А.Н.Леонтьева (1975) применительно к психомоторной сфере (движение — психомоторное действие — психомоторная деятельность) с соответствующей терминологической модификацией. Поскольку трудовая (производственная), предметная (в том числе направленная на себя как на объект) и другие виды исполнительских (внешних) деятельностей реализуются психомоторным процессом, можно говорить, как указывает К.К. Платонов, о психомоторной деятельности, так как, продолжает он, всякое " движение, входящее в процесс труда как способ его осуществления, всегда есть проявление психомоторики" (К.К. Платонов, 1977; С.62; выделено нами - В.Д.). Схема анализа деятельности по ее основным компонентам, модифицированная, если можно так сказать, К.К. Платоновым за счет введения в нее словесно-понятийного (психомоторного) элемента, впервые была предложена в 30-40-е годы прошлого столетия С.Л. Рубинштейном (1989), затем переосмыслена А.Н. Леонтьевым (1975), которые в свое время стояли у истоков разработки деятельностного принципа в отечественной психологии. В логике изложения рассматриваемого в этом разделе вопроса есть необходимость остановиться хотя бы в конспективном виде на некоторых теоретических положениях, выдвинутых С.Л. Рубинштейном при разработке им деятельностного подхода. Как следует из анализа соответствующих работ С.Л. Рубинштейна (1935-1940), он выделяет внутри деятельности следующие разноуровневые компоненты: движение - действие - операция - поступок в их взаимосвязях с целями, мотивами и условиями деятельности. Несколько иная точка зрения А.Н. Леонтьева (1975) на состав и последовательность компонентов деятельности в ряду (деятельность - действие - операции) в целом не меняет, на наш взгляд, внутренней логики взаимосвязи компонентов, представленных в первой и второй схемах, которые широко используются в современной отечественной психологии для анализа различных видов человеческой деятельности.
|