![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Во-вторых, научением, то есть формированием двигательных навыков (М.М. Кольцова, 1973).
Большое количество данных клинических наблюдений и экспериментальных исследований свидетельствует, что проявления двигательных нарушений и моторной несформированности, характеризующиеся разнообразной симптоматикой, разными патофизиологическими механизмами, специфическим влиянием на состояние отдельных психических функций человека и т.д., обусловлены различной локализацией поражения мозговых структур или их функциональной недостаточностью. В связи со сказанным знание морфологических и функциональных особенностей нервных образований, задействованных прямо или косвенно в осуществлении психомоторной деятельности, имеет важное значение как для изучения двигательной сферы в норме и при отклонениях, так и для организации необходимой работы по развитию психомоторики и коррекции ее недостатков. В основе нашего рассмотрения морфофункциональных особенностей мозговых структур, принимающих участие в осуществлении психомоторных актов человека, лежит общепринятый в клинике принцип: изучение патологии через знание нормы. Такой подход, на наш взгляд, во-первых, является необходимым отправным моментом в формировании общих представлений о сложной структуре мозгового аппарата, обеспечивающего моторные возможности человека, и о роли каждой из его составных частей и других мозговых образований в целостной работе двигательной функциональной системы, каковую и представляет психомоторика как предмет нашего рассмотрения; во-вторых, составляет важную часть в подготовке необходимого инструментария при проведении такого рода исследований, предмет которых находится на стыке ряда научных дисциплин; в-третьих, расширяет возможности для объективной оценки характера отклонений в двигательном развитии и проведения топической диагностики мозговых поражений в процессе комплексного медико-психолого-педогогического изучения психомоторных функций человека; наконец, в четвертых, обеспечивает научно обоснованную организацию работы по развитию психомоторики и коррекции ее нарушений. К рассмотрению мозговой организации психомоторики мы подходим с позиций исторического развития представлений о природе произвольных движений человека. Исходя из этого в первом разделе данной главы на основании анализа литературы нами обозначены основные узловые моменты процесса формирования представлений о мозговой организации моторных функций человека. В последующих разделах мы также исходим из указанного принципа, включая в их содержание в случае необходимости исторический материал.
|