![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Движение как способ реализации психомоторных действий. Основные виды и свойства движений
Способом осуществления, средством выражения психомоторного действия являются, как известно, движения, особенно так называемые произвольные. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что движение человека вне действия может быть предметом изучения лишь физиологии двигательного аппарата. За пределами физиологического аспекта изучение движений человека, по его мнению, должно быть изучением двигательной, моторной стороны действия и деятельности как системы действий, т.е., если сказать языком рассматриваемой терминологии, изучением психомоторики, психомоторной деятельности. В этой связи " изучение двигательной сферы неизбежно должно быть предметом психофизиологического, а не только физиологического исследования" (С.Л. Рубинштейн, 1989; С.24). Этот вывод С.Л. Рубинштейна исходит из его положения о том, что движение, производимое человеком, вызывает не только функциональное изменение двигательного органа, но и тот или иной предметный результат, изменение жизненной ситуации, решение определенной задачи, что не может не вызвать личностного отношения к выполняемому движению. В этой связи движение, включенное в то или иное действие, " связано с личностными установками, с осмыслением решаемой задачи, с отношением к ней, вследствие чего меняется личностная установка, меняется и двигательная сфера" (там же), то есть, как можно сказать, меняется психомоторное поведение человека в целом. Как известно, различают движения непроизвольные и произвольные. Обоснование принципа такого разделения и углубленный анализ произвольных движений впервые были сделаны И.М. Сеченовым (1935). Эти представления и сегодня остаются общепринятыми в отечественной психологии произвольных движений. Непроизвольные движения - это импульсивные или рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания. Различают собственно непроизвольные движения (безусловно- и условнорефлекторные акты; навыки, сформированные путем проб и ошибок; врожденные и клинические автоматизмы и др.) и постпроизвольные движения (образованные как произвольные, но доведенные до автоматизма, в силу чего вышедшие из-под контроля сознания и ставшие непроизвольными). Произвольные движения - это двигательные акты, сознательно регулируемые человеком на основе потребности в достижении цели, опосредованной вербально или в плане представления о ней. Произвольные движения формируются в процессе научения и приобретения в жизненном опыте многочисленных двигательных умений и навыков (жестикуляция, письмо, рисование и др.). А.В. Запорожец (1960), А.Р. Лурия (1957, 1962) понимают под произвольными движениями те, которые осуществляются по словесной инструкции и должны быть определенным образом осмыслены, " перекодированы" человеком (ребенком), на основании чего он дает уже себе команду произвести то или иное действие. " Речевое планирование и организация двигательного акта является специфической особенностью собственно произвольных движений и действий и сложной развернутой произвольной деятельности" (А.Р. Лурия, 1962; С. 145). Известный отечественный физиолог М.М. Кольцова (1958, 1973) относит к произвольным движениям те, побудительной силой которых являются принятые человеком решения. Среди многочисленного разнообразия человеческих движений С.Л. Рубинштейн выделяет несколько основных их видов, подчеркивая вместе с тем, что палитра этих движений убеждает в том, что " моторика неразрывно сплетена со всей психической жизнью человека, тысячью нитей с ней связана" (С.Л. Рубинштейн, 1989; С.22; выделено нами - В.Д.). Подчеркивая эту тесную связь между психическими и физическими (моторными) явлениями, Л.С. Выготский писал: " Научный анализ очень легко обнаруживает, что самые тонкие формы психики всегда сопровождаются теми или иными двигательными реакциями" (Л.С. Выготский, 1991; С.65). И далее: " Даже мышление всегда сопровождается теми или иными подавленными движениями, большей частью внутренними речедвигательными реакциями, т.е. зачаточным произнесением слов" (там же). К основным видам движений С.Л. Рубинштейн (1989) относит следующие: 1) движения позы - движения мышечного аппарата, обеспечивающие поддержание и изменение позы тела путем тонической напряженности мышц; 2) локомоции — движения, связанные с передвижением тела в пространстве, особенности которых выражаются в походке, осанке, и т.д.; 3) мимика и пантомимика - выразительные движения лица, рук, всего тела как непосредственное проявление эмоций; 4) семантические движения - движения, перерастающие непосредственные выразительные движения и выступающие как носители определенного значения, часто встречающиеся в жизни (утвердительный или отрицательный жест головой, поклон, рукопожатие, аплодирование и т.д.); 5) речь как моторная функция в ее динамическом аспекте, ее ритмике, интонации, ударениях, усилении и др., отражающих мысли и чувства говорящего и воздействующих на слушателя; 6) рабочие движения - различные движения в разных видах трудовых операций и производственной деятельности, включая и тонкие движения пальцев рук музыканта, машинистки и т.д., а также движения пишущей руки. От точности, быстроты, координированности рабочих движений, их ловкости зависит эффективность выполняемой человеком работы (выделено автором - С.Р.). Движения, как известно, в своих проявлениях обладают рядом качеств, свойств, которыми определяются их пространственно-временные и другие параметры, выступающие в качестве их внешних характеристик. С.Л. Рубинштейн, придерживаясь классификации психомоторных функций А.А. Толчинского, выделяет следующие основные свойства движений: 1) скорость (быстрота прохождения траектории); 2) сила 3) темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями); 4) ритм (временной, пространственный и силовой); 5) координированность; 6) точность и меткость; 7) пластичность и ловкость (1989; С.22; выделено нами - В.Д.). Поскольку движения, как было уже отмечено, служат для выражения действий, которыми в свою очередь определяется двигательное поведение, то свойства движений " могут быть... поняты, лишь исходя из этих действий" (С Л Рубинштейн, 1989; С 20) и, как можно еще добавить, из внешнего психомоторного поведения человека в целом.
|