Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принято различать несколько видов координации движений: статическую, динамическую, реципрокную и др.
В справочной литературе конкретного толкования понятий, стоящих за этими терминами, не дается. Под статической координацией, пишет М.О. Гуревич, " нужно понимать регуляцию двигательных актов, удерживающих тело и его отдельные сегменты в состоянии равновесия (например, при стоянии на одной ноге)" а под динамической координацией, продолжает он, - " регуляцию движений в смысле их точности" (М.О. Гуревич, 1930; С.65). В основе реципрокной координации (" реципрокный [лат. reciprocus] - взаимный") лежит " реципрокная (сопряженная, перекрестная) иннервация - рефлекторный механизм, обеспечивающий иннервацию взаимосвязанных групп скелетных мышц, участвующих в осуществлении сложных координированных движений (ходьба, бег и др.), при которых сокращение одной группы мышц сопровождается расслаблением других мышц (антагонистов)" (Словарь иностранных слов, 1990; С.444). Н.А. Бернштейн (1966) определяет координацию движений как " преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа" т.е. превращение его в управляемую систему. Иными словами, под координацией движений он понимает целесообразные согласованные движения различных мышц, осуществляемые в результате обратной афферентации регулирующей деятельности коры головного мозга. Координация движений в онтогенезе дошкольника развивается постепенно на основе созревания соответственных мозговых образований и благодаря приобретаемому ребенком опыту в различной двигательной деятельности, особенно на занятиях по физической культуре, во время проведения подвижных игр, в процессе различных предметных манипуляций и т.д. Быстрая и точная моторная реакция на пусковой сигнал и хорошая координация экономных, точных и соразмерных движений, реализующих двигательные акты в различных видах деятельности, определяют, по мнению К.К. Платонова (1977), ловкость как двигательное качество человека, как черту личности. Ловкость или неловкость могу г проявляться в различных видах деятельности в качестве одного из показателей особенностей психомоторики как при нормальном ее развитии, так и в случаях отклонений или недостаточной сформированности.
Психомоторика и идеомоторные процессы (идеомоторика) Как было уже отмечено выше, в круг явлений психомоторики входят также идеомоторные процессы (идеомоторика), " связывающие представление о движении с выполнением движения" (К.К. Платонов, 1977; С.66). По словарю " Психология" под общей редакцией А.В.Петровского. М.Г. Ярошевского (1990; С.131) с уточненными терминами и их переводом из Словаря иностранных слов (1990; С.23; С. 187; С332) термин " идеомоторный акт" [< греч. idea - понятие, представление, идея, образ + < лат. motor — приводящий в движение и jiai. aktus - поступок, действие] определяется как " переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает мысль о нем)". Заметим здесь попутно, что сам принцип идеомоторного акта, как известно, был открыт еще в 18 веке английским врачом Д. Гартли и разработан в последующем английским психологом В. Карпентером. В настоящее время существует две точки зрения на физиологический механизм идеомоторных актов. Первая из них основывается на представлениях И.П. Павлова, согласно которым идеомоторный акт управляемся эфферентными импульсами, поступающими от определенных клеток коры головного мозга. " Давно было замечено и научно доказано, - отмечает он, - что раз вы думаете об определенном движении (то есть имеете кинестезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите" (И.П. Павлов, 1951; С.316). Вторая точка зрения исходит из положения Н.А. Бернштейна (1966) о кольцевой регуляции движений, согласно которому идеомоторный акт управляется благодаря сигналам обратной связи, поступающим от органов движений. Следует здесь также подчеркнуть, что проблема идеомоторики как проблема образа и его роли в регуляции двигательных актов является одной из центральных проблем психологии движений, психологии телесности. С позиций педагогической науки эта проблема затрагивает вопросы эффективного обучения правильным движениям, успешного овладения ребенком двигательными навыками, а также вопросы предупреждения причин многих ошибочных, неправильных движений при первоначальном ознакомлении детей с ними, а в случаях недоразвития или нарушений психомоторики действенной ее коррекции.
|