![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И патологических условиях
Психомоторика как совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека, реализующаяся, как было показано в предыдущей главе, в многочисленном разнообразии моторных проявлений, представляет собой чрезвычайно сложную психофизиологическую функциональную систему, которая имеет многоуровневую иерархическую организацию с программирующими, управляющими, регулирующими и исполнительными органами. В осуществлении психомоторных актов принимают участие многие органы и системы человеческого opганизма и прежде всего нервная система на различных уровнях ее организации и система многочисленных мышц, тесное взаимодействие которых обеспечивает как удержание определенных положений, поз тела и различных его частей (статика), так и выполнение разнообразных по характеру движений и двигательных действий (динамика). Все многообразное богатство тончайших движений, совершаемых человеком в различных видах профессиональной или любой другой деятельности, становится возможным благодаря тонкой дифференцированной работе (сокращению и растяжению) множества мышц и мышечных групп, представляющих исполнительные органы двигательного аппарата, совокупность которых образует мышечную, пли мускульную, систему человека. Управление работой огромного количества мышц (а у человека только скелетных мышц насчитывается около шестисот), осуществляйся центральной нервной системой (головным и спинным отделами мозга) при участии периферической нервной системы (черепно-мозговых нервов, спинномозговых нервов и нервных сплетений). Периферические нервы доставляют импульсы (приказы на выполнение психомоторных действий) из центральной нервной системы по эфферентному (выносящему, двигательному) пути к рабочему органу -мышце и информацию с периферии - от мышцы (рецептора, расположенного в ней) по афферентному (приносящему, чувствительному) пути обратно в центральную нервную систему. Доказано, что периферические нервы по своему составу являются смешанными, то есть несут в себе и чувствительные, и двигательные волокна. Развитие моторики ребенка на ранних этапах онтогенеза обусловлено естественным созреванием соответствующих мозговых структур, а в последующем зависит от социально-педагогических условий, то есть обучения. Таким образом, успешность-неуспешность психомоторного развития в целом определяется двумя основными факторами: во-первых, зрелостью и функциональной готовностью мозга и прежде всего тех его отделов, которые обеспечивают возможность данного развития и,
|