Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль Федерального Собрания
Двухпалатное Федеральное Собрание занимается разработкой и принятием законов, которые в числе прочего относятся к сфере региональной политики. Поэтому его роль в региональной политике также является ключевой. В Государственной Думе и Совете Федерации существуют специализированные структуры, занимающиеся вопросами региональной политики (разработка и обсуждение законопроектов, проведение предварительного обсуждения законопроектов и инициатив на парламентских слушаниях и " круглых столах", лоббирование законопроектов в процессе их принятия, консультации с иными заинтересованными структурами и т.п.). В Госдуме эту роль играют комитет по делам федерации и региональной политике, комитет по вопросам местного самоуправления, комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока, отчасти — комитет по делам национальностей. В Совете Федерации существуют комитет по делам федерации и региональной политике, комитет по вопросам местного самоуправления, комитет по делам Севера и малочисленных народов. В российской практике правом законодательной инициативы в области региональной политики активно пользуются президент и правительство. Все основные инициативы, направленные на изменения баланса отношений " центр — регионы", были инициированы именно этими структурами. В этой связи реальную политическую роль парламента в сфере региональной политики принято считать несколько вторичной (особенно с учетом высокого неформального контроля за депутатским корпусом со стороны администрации президента и укрепления позиций " партии власти" в парламенте). Как правило, она сводится к некоторой корректировке законопроектов, предлагаемых президентом и правительством1, и их принятию. В то же время известны случаи, когда принятые Госдумой законы не были одобрены Советом Федерации или когда президент налагал на них вето. Функции Федерального Собрания в сфере региональной политики, связанные с законотворчеством, принято рассматривать в рамках сложившейся в России в 1990-е гг. системы разделения властей. Эта система предполагала фактическое доминирование президента и исполнительной власти и подчиненную роль парламента (отсюда его функция корректировки " президентских" и " правительственных" законопроектов). Однако она не исключает самостоятельную разработку законопроектов в парламенте, также как и появление альтернативных инициатив в 1 Как праиило, и соответствии с практикой начала 2000-х гг. корректировка проводилась в сторону некоторого смягчения, в то время как законопроекты, предлагаемые президентом и правительством, предполагали больший уровень централизации в том или ином аспекте. ¶ 6.2 Федеральный центр как субъект отношений " центр — регионы " в оппозиционных фракциях. При этом такие законопроекты могут не пройти " фильтры" Совета Федерации и президента. 6.2.4 Роль Конституционного суда Еще одной важной структурой в федеральном центре является Конституционный суд. Он выполняет функцию верховного арбитра, проверяющего соответствие конституции (а значит, и конституционным принципам российского федерализма) нормативных актов, принимаемых любыми органами власти. Во-первых, Конституционный суд принимает решения о соответствии российской Конституции (ст. 125, п. 2 российской Конституции): • федеральных законов и иных нормативных актов, принимаемых федеральными властными органами (в том числе в сфере региональной политики); • региональных законов и иных нормативных актов; • договоров между центром и регионами и между самими регионами. • между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; • между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. Для того чтобы Конституционный суд приступил к решению того или иного вопроса, в него должен поступить запрос. Правом подачи запроса в Конституционный суд обладают президент. Совет Федерации и Государственная Дума в целом, группы депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, насчитывающие одну пятую от их общего состава, правительство, Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. При этом возможна ситуация, когда Конституционный суд по тем или иным причинам отказывается рассматривать запрос. Решение Конституционного суда имеет самое принципиальное значение для системы " центр — регионы". В соответствии со ст. 125, п. 6 Конституции, " акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу". Изучая роль Конституционного суда в системе " центр — регионы", необходимо иметь в виду, что рассмотрение запросов может быть весьма длительным процессом. Но в случае принятия четкого решения ответ на запрос может оказать большое влияние на дальнейшее развитие этой системы. ¶ Глава 6 Региональная политика и баланс отношений " центр — регионы " в современной России 6.2.5
|