Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Федеральные конституционные законы и федеральные законы.
С помощью этих законов могут быть конкретизированы отдельные вопросы региональной политики, определены ее институты и механизмы, уточнены полномочия центра и регионов. Федеральные законы принимаются непосредственно по вопросам региональной политики или осуществляют ее косвенное регулирование. Примерами законов, непосредственно регулирующих отношения " центр — регионы", можно, например, считать федеральный конституционный закон " О по- ¶16 Зак. 624 ¶481 ¶ Глава 6 Региональная политика и баланс отношении " центр — регионы " в современной России рядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", федеральный закон " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", федеральный закон " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", федеральный закон " О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", федеральный закон " Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации". В процессе обсуждения в Госдуме на протяжении ряда лет находились федеральные законы " О государственном регулировании регионального развития", " О федеральных целевых программах регионального развития", " Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации". Также в России принимались индивидуальные законы, касающиеся отдельных субъектов федерации, например, федеральный закон " Об особой экономической зоне в Калининградской области" и федеральный закон " Об особой таможенной зоне в Магаданской области". Косвенное регулирование региональной политики осуществляется законами, которые определяют деятельность органов власти, имеющих региональные представительства, или экономическую систему (неизбежно включающую подсистему отношений " центр — регионы"). 2. Указы президента. С помощью своих указов президент может определять направления региональной политики (как части внутренней политики), создавать в рамках своих полномочий новые политические институты и принимать кадровые решения. Важным примером служит указ президента " Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" от 3 июня 1996 г. Этот указ впервые в российской правовой практике ввел понятие " региональная политика", определил ее основные цели и направления. Этот указ уже не определяет развитие региональной политики в России на данном этапе. Но его основные позиции следует привести, чтобы дать представление о том понимании региональной политики, которое сложилось в стране к 1996 г. В соответствии с этим указом " под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации". В указе говорится, что " основными целями региональной политики в Российской Федерации являются: обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства; ¶ 6.1 Правовые основы региональной политики в России обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов; выравнивание условий социально-экономического развития регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; становление и обеспечение гарантий местного самоуправления". Президентский указ от 3 июня 1996 г. определил классификацию направлений региональной политики, к которым были отнесены: • региональная экономическая политика; • региональная социальная политика; • региональная политика в сфере занятости, региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности; • региональные аспекты национально-этнических отношений. Президентские указы использовались для создания и реформирования политических институтов, действующих при президенте. Примерами могут служить указы " О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" и " О Государственном Совете Российской Федерации". С помощью президентских указов проводятся важные кадровые назначения в регионах (полномочные представители президента в федеральных округах, руководители главных управлений внутренних дел в субъектах федерации и др.). Посредством указа президент может обозначить необходимость принятия адресных решений, посвященных вопросам развития тех или иных территорий, в целом — определить какое-либо важное направление в развитии региональной политики, являющееся руководством к действию для других органов власти. 3. Решения (распоряжения, постановления) федерального правительства. решения в сфере региональной политики. В основном они относятся к региональной экономической политике. Возможно, например, принятие правительством решений о выделении адресной финансово-экономической помощи тем или иным регионам.
|