Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип неделимости российского суверенитета и верховенства федераль­ного законодательства.






Статья 4, п. 1 российской Конституции гласит: " Суверенитет Российской Фе­дерации распространяется на всю ее территорию". Это резко ограничивает возмож­ности регионов пользоваться формулировками собственного государственного суве-

Глава 6 Региональная политика и баланс отношений " центррегионы " в современной России

ренитета, вводить свое гражданство и т.п., как это происходило в начале 1990-х гг. Некоторые регионы, претендующие на особый статус в составе России, продолжают пользоваться нормами ограниченного суверенитета в своем законодательстве. Од­нако эти нормы успешно оспариваются федеральным центром.

В соответствии со ст. 4, п. 2, " Конституция Российской Федерации и феде­ральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации". Статья 15, п. 1 уточняет эту формулировку: " Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей терри­тории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Фе­дерации".

В противоречие с этими нормами вступили положения регионального зако­нодательства, особенно характерные для некоторых республик, которые провоз­глашали верховенство регионального законодательства над федеральным (что может быть характерно только для конфедерации или " мягкой" договорной федерации). Федеральный центр долгое время закрывал глаза на наличие в регионах норматив­ных актов, противоречащих российскому законодательству. Процесс приведения ре­гионального законодательства в соответствие с федеральным реально начался только в 2000 г.

3. Принцип равноправия субъектов федерации.

Статья 5 российской Конституции определяет, что все субъекты федерации равноправны. В то же время для России характерен асимметричный характер феде­рации, хотя статусные различия между регионами сгладились в связи с понижени­ем фактического статуса республик.

Кроме того, сама конституция допускает возникновение противоречия, свя­занного с двойственным положением автономных округов в территориально-поли­тической системе.

Выполнение принципа равноправия субъектов возможно только в ограничен­ных масштабах. Равноправие не следует смешивать с абсолютным равенством и едино­образием регионов, которые практически недостижимы.

4. Принцип единства государственной территории.

Деление России на субъекты федерации не означает создания барьеров в от­ношениях между регионами. Принцип единства территории специально подчерки­вался еще " классическими" федерациями, запрещавшими своим регионам созда­вать таможенные и иные барьеры.

В соответствии со ст. 8, п. 1 Конституции, " в Российской Федерации гаран­тируются единство экономического пространства, свободное перемещение това­ров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности".

6.1

Правовые основы региональной политики в России

Статья 74, п. 1 устанавливает: " на территории Российской Федерации не до­пускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств".

Таким образом, любое нарушение свободы перемещения между субъектами федерации является нарушением Конституции России.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал