Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип неделимости российского суверенитета и верховенства федерального законодательства.
Статья 4, п. 1 российской Конституции гласит: " Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию". Это резко ограничивает возможности регионов пользоваться формулировками собственного государственного суве- ¶ Глава 6 Региональная политика и баланс отношений " центр — регионы " в современной России ренитета, вводить свое гражданство и т.п., как это происходило в начале 1990-х гг. Некоторые регионы, претендующие на особый статус в составе России, продолжают пользоваться нормами ограниченного суверенитета в своем законодательстве. Однако эти нормы успешно оспариваются федеральным центром. В соответствии со ст. 4, п. 2, " Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации". Статья 15, п. 1 уточняет эту формулировку: " Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". В противоречие с этими нормами вступили положения регионального законодательства, особенно характерные для некоторых республик, которые провозглашали верховенство регионального законодательства над федеральным (что может быть характерно только для конфедерации или " мягкой" договорной федерации). Федеральный центр долгое время закрывал глаза на наличие в регионах нормативных актов, противоречащих российскому законодательству. Процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным реально начался только в 2000 г. 3. Принцип равноправия субъектов федерации. Статья 5 российской Конституции определяет, что все субъекты федерации равноправны. В то же время для России характерен асимметричный характер федерации, хотя статусные различия между регионами сгладились в связи с понижением фактического статуса республик. Кроме того, сама конституция допускает возникновение противоречия, связанного с двойственным положением автономных округов в территориально-политической системе. Выполнение принципа равноправия субъектов возможно только в ограниченных масштабах. Равноправие не следует смешивать с абсолютным равенством и единообразием регионов, которые практически недостижимы. 4. Принцип единства государственной территории. Деление России на субъекты федерации не означает создания барьеров в отношениях между регионами. Принцип единства территории специально подчеркивался еще " классическими" федерациями, запрещавшими своим регионам создавать таможенные и иные барьеры. В соответствии со ст. 8, п. 1 Конституции, " в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности". ¶ 6.1 Правовые основы региональной политики в России Статья 74, п. 1 устанавливает: " на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств". Таким образом, любое нарушение свободы перемещения между субъектами федерации является нарушением Конституции России.
|