Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль судебных органов и прокуратуры
Определенные функции в системе " центр — регионы" имеют и судебные органы федерального уровня. В соответствии со ст. 126 российской Конституции, " Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики". В российской практике Верховный суд, так же как и региональные суды общей юрисдикции, нередко принимали решения, посвященные оценке законности тех или иных решений региональных органов власти. Кроме того, они оказывали немалое фактическое влияние на региональный политический процесс, принимая решения о снятии тех или иных кандидатов (избирательных объединений, блоков, партий) с выборов или об их восстановлении в списках, рассматривая уголовные дела в отношении представителей региональной элиты и т.п. По некоторым важнейшим аспектам региональной политики Верховный суд вступил в фактическую конкуренцию с Конституционным судом, принимая решения, касающиеся регионального законодательства. Суды общей юрисдикции использовались для этого достаточно часто, тем более, что рассмотрение вопросов там проходит гораздо быстрее, чем в Конституционном суде. Однако в начале XXI в. Конституционный суд установил свои исключительные права в такой важной сфере, как оценка соответствия региональных законов конституции, приняв соответствующее решение. В то же время оценка соответствия региональных нормативных актов федеральным законам может проводиться и судами общей юрисдикции (в системе которых Верховный суд Российской Федерации является высшей судебной инстанцией). Некоторые функции в системе " центр — регионы" выполняет и прокуратура Российской Федерации. Немаловажно, что сама по себе она является централизованной структурой. Органы прокурорского надзора могут быть задействованы при рассмотрении вопросов о соответствии регионального законодательства федеральному: прокурор вправе заявить протест по поводу несоответствия, который должен быть рассмотрен соответствующим судом общей юрисдикции. Также прокурорские органы использовались в российской практике при предъявлении обвинений представителям региональной элиты, включая руководителей субъектов федерации. В целом органы прокуратуры в соответствии со своими надзорными полномочиями нередко выступают инициаторами судебных процедур, оказывающих влияние на раз- ¶ 6.2 Федеральный центр как субъект отношений " центр — регионы " витие отношений между центром и регионами или региональных политических процессов. Наконец, в разрешении экономических споров важнейшую роль играет Высший арбитражный суд и вся система арбитражных судов. Они могут принимать решения, касающиеся таких споров как между федеральными и региональными властями, так и в отношениях между отдельными регионами. Участие арбитражных судов в региональной политике обусловлено тем, что органы власти одновременно являются хозяйствующими субъектами. 6.2.6
|