Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынки с асимметричной информацией






Успех рынка зависит от того, насколько точно цены передают необходимую информацию

Рассматривая рынок совершенной конкуренции мы исходили из симметричного распределении полной информированности участников рыночного процесса (покупателей и продавцов). В этом случае цены передают точную информацию об альтернативных издер­жках того или иного продаваемого экономического блага. Наличие точной информации не гарантирует успеха, но значительно облегчает его достиже­ние, способствуя повышению эффективности координации, оптимальному распределению имеющихся ресурсов. Однако реальная действительность далека от этой идеальной картины. Мы сталкиваемся с асимметрией инфор­мации каждый день, видя играющих в азартные игры людей, отправляясь за покупками в магазины или на рынки, а также предлагая свои услуги. Организаторы игрового бизнеса знают о его тонкостях гораздо больше, чем рядовые участники; продавцы товара осведомлены о его качестве лучше, чем покупатели; страхующиеся располагают большей информацией об объек­тах страхования, чем страховые компании. Рыночные цены, оказывается, содержат нечто большее, чем отражение факта пересечения кривых спроса и предложения. Потенциальные продавцы (как и потенциальные покупате­ли) нередко скрывают истинные цели своего поведения и используют раз­личные способы для получения односторонних преимуществ. Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты (асимметрии) информации.

Асимметрия информации (information asymmetry) - по­ложение, при котором одна часть участников рыночной сделки располага­ет важной информацией, а другая часть нет.

Неопределенность качества и рынок " лимонов"

Впервые проблему неопределенности качества на рынке подержанных автомобилей поставил в 1970 г. Джордж А.Акерлоф.

Предположим, па рынке подержанных автомобилей продаются маши­ны двух категорий качества: выше среднего - хорошие и ниже среднего - плохие (на американском жаргоне - " лимоны"). Цена первой категории для продавцов - 3000 долл. и для покупателей - 3600 долл. Цены второй катего­рии соответственно равны 1000 и 1200 долл. Если обе категории имеются в одинаковом количестве, то средняя цена за автомобиль должна была быть 2000 долл. для продавцов и 2400 долл. для покупателей. Вероятность ку­пить хороший автомобиль в этом случае равна 50%.

Однако продавцы знают качество своих автомобилей, а покупатели нет. Для владельцев хороших машин цена 2000 долл. является заведомо убыточной, а потому неприемлемой. Наоборот, для владельцев " лимонов" цена в 2000 долл. превышает их самые радужные ожидания. В условиях асимметричной информации (продавцы знают о качестве автомобилей боль­ше, чем покупатели) рынок подержанных автомобилей подвергнется существенной деформации. Рациональные продавцы хороших машин будут отказываться от продажи машин себе в убыток. Предложение их сократится.

Предложение же плохих машин возрастет. Вероятность покупки хорошей машины в этом случае будет снижаться с 50% до 0. В конце концов на автомобильном рынке останутся только " лимоны".

Рынок страхования при всех его особенностях похож на рынок подер­жанных автомобилей. Основное его отличие заключается, однако, в том, что информация о качестве здесь находится в руках у покупателей страхо­вых полисом. Действительно, кто больше заинтересован в страховании жиз­ни: здоровый человек или больной? Очевидно, что огромный риск потерь почти наверняка заставит обратиться к услугам страховых компаний преж­де всего людей со слабым здоровьем. Это приводит к тому, что риск высо­кой степени вытесняет с рынка страхования риск низких степеней. Это за­ставит страховые компании поднять цену страховки, а она отвратит здоро­вых людей от страхования. Таким образом, спираль " высокая цена - опас­ные клиенты" усилит неблагоприятный отбор и завершится тем, что страхо­вание станет доступно лишь по ценам максимального риска. Однако стра­хование таит в себе опасности и другого рода.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал