![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационные продукты и услуги
Информация зачастую не воспринимается как ресурс и продукт, поскольку она обладает уникальными свойствами. По своей сущности информация имеет двойную принадлежность: общественную и частную. В отличие от других продуктов информационные не отчуждаются от производителя — их производство и потребление практически неотделимо. Знания, заложенные в информационном продукте личного пользования, не могут быть сохранены в тайне в течение длительного периода. Поэтому продавец не лишается товара-информации, а распространяет его среди пользователей, которые и получают к нему доступ после покупки, но интеллектуальная собственность остается у продавца. Во-вторых, сама по себе информация может быть отнесена к категориям абстрактных понятий типа математических. Однако ряд ее особенностей не позволяет это сделать. Известно, что информация не может возникнуть из ничего, ее можно передавать, записывать и удалять. С учетом сказанного можно утверждать, что информация относится к материальным объектам. В-третьих, в принципе отсутствует свойство " расходование", которое присуще всем материальным продуктам. В процессе передачи информации из одной системы в другую количество в передающей системе не уменьшается. Но в принимающей системе количество информации увеличивается, что не свойственно материальным объектам. В-четвертых, при торговле интеллектуальными продуктами, в том числе и информационными, во внимание берется оценка стоимости информации. Но соотношение " стоимость - цена", используемое при производстве любых продуктов, в данном случае не всегда имеет однозначное решение из-за динамического изменения жизненного цикла информационных продуктов. В-пятых, во все времена информация является предметом купли-продажи. Однако эти отношения имеют свои специфические особенности: • информация многократно используется. При этом в отличие от других товаров она не теряет свою потребительную стоимость и не нуждается в повторном производстве; • производитель информации может многократно ее продавать, но оставаться ее владельцем. Поэтому права производителя и потребителя информации обычно защищаются нормативными актами; • информация не расходуется в процессе ее потребления. В подтверждение сказанного можно привести американскую пословицу, которая гласит: " Если у нас есть по яблоку, и мы обменяемся, у нас опять будет по яблоку, но если у нас есть по идее, и мы обменяемся, то у каждого их будет по две"; • информация многократно используется и может, при соответствующих условиях, храниться в течение неограниченного времени. В-шестых, отличительное свойство информации от любого другого товара проявляется в том, что она не имеет материальной формы. Практически продается право на ее использование. Следует отметить и тот факт, что часть информации является достоянием мирового сообщества (например, фундаментальные открытия, литературные произведения), поэтому законы рыночной экономики нельзя полностью переносить на производство и продажу информационных продуктов и услуг. Основные отличия информационной деятельности от материального производства: 1) значительные, но однократные расходы на создание информационного продукта; 2) относительная дешевизна распространения информации среди пользователей. Двойственный характер информации представлен нарис. 5. Рис. 5 Двойственная сущность информации. В эпоху индустриального общества, где основная цель - материальное производство, основными видами ресурсов являются: 1. Материальные — совокупность предметов труда, используемых в процессе производства общественного продукта (сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты). 2. Природные — объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. 3. Трудовые — люди, владеющие общеобразовательными и профессиональными знаниями. 4. Энергетические — носители энергий (нефть, газ). 5. Финансовые. 6. Технологические -совокупность современных технологий. Важнейшим составным элементом индустриального развития общества становятся информационные ресурсы или ресурсы знаний, представляющие собой специфический фактор современного производства (рис.6). Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки. Рис. 6. Современные ресурсы материального производства Согласно Федеральному закону " Об информации, информатизации и защите информации" информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Федеральный закон " Об информации, информатизации и защите информации" определяет, что признаком классификации информационных ресурсов является признак собственности: - государственные; - муниципальные; - частные; - совместного владения. Однако такая классификация приводит к нивелированию действительной стоимости информационных ресурсов. Ресурсы обычно подразделяются на несколько классов, например, физические, программные и информационные (данные). Оценка ценности ресурсов проводится специализированными организациями во время выполнения работы по анализу рисков безопасности. Оценка физических ресурсов производится с учетом стоимости их замены или восстановления работоспособности. Программные ресурсы оцениваются тем же способом, что и физические - на основе определения затрат на их приобретение или восстановление. Если для информационного ресурса существуют особенные требования к конфиденциальности или целостности (например, если исходный текст имеет высокую коммерческую ценность), то оценка этого ресурса производится по той же схеме, то есть в стоимостном выражении. Обычно помимо экономических возникают и неэкономические аспекты (например, связанные с разглашением персональной информации или потерей репутации организации). Последние надо приводить в стоимостный вид, что обычно делается на этапе анализа рисков. Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам. Развитие мировых информационных ресурсов позволило: • превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность; • сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг; • образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ; • повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации. Сформировавшиеся информационные ресурсы знаний являются специфическим товаром. В процессе их создания они характеризуются разнообразием форм и методов, которые присущи процессу возникновения и формирования интеллектуальных затрат труда. Информационные ресурсы знаний являются важнейшим элементом развития рынка. Экономика информационных ресурсов и знаний будет определять в будущем все элементы - взаимосвязи и взаимодействия между сферой информационной деятельности и отраслями общественного производства. Доминирующая роль в информационном обществе отводится информационному продукту. Информационные ресурсы являются основой для создания информационного продукта. Информационный продукт является результатом интеллектуальной деятельности человека и отражает информационную модель конкретной предметной области. Классическая модель жизненного цикла в приложении к информационному продукту представлена следующими стадиями: 1) стадия разработки; 2) стадия синтеза; 3) стадия внедрения; 4) стадия инсталляции; 5) стадия обучения. Господствующей тенденцией в развитии информационных технологий является переход к цифровым методам передачи, обработки и хранения информации, которые, являясь важнейшим технологическим направлением, должны обеспечить слияние информации и услуг. Традиционно пассивные формы восприятия информации уступают место интерактивным формам, которые предоставляют потребителям возможности большего физического и интеллектуального развития. В связи с этим возникло новое понятие " информативное развлечение". В данном случае для потребителей и поставщиков стираются различия между развлечениями и информацией, системами доставки информации и информационным продуктом. Это сопровождается появлением гибридных форм информационного продукта на новых носителях, например, интерактивные игры на дисках, в процессе которых происходит обучение. Однако, несмотря на бурное развитие технологий для распространения информации, значение стадии разработки информационного продукта будет расти быстрее относительно стадий его синтеза и распространения. Переход к рыночной экономике способствует развитию конкуренции между хозяйствующими субъектами, которые вынуждены обращать внимание на качество производимого продукта, снижение его себестоимости и способы распространения с помощью услуг. Интенсивное внедрение информационных технологий во все сферы деятельности объективно вызвало расширение сферы услуг и увеличение их объема. Услуги влияют на ускорение продаж, увеличение стоимости товара, сокращают затраты времени на их приобретение и тем самым выполняют роль дополнительных источников доходов фирм. Услуги — результат непроизводственной деятельности организации или лица, направленный на удовлетворение потребности организации-потребителя или человека в использовании различных продуктов. В настоящее время сфера информационных услуг часто непосредственно связана с эксплуатацией средств вычислительной техники и необходима для развития пользовательской инфраструктуры. Защита информации рассматривается как обеспечение единоличного права пользования имеющейся (предоставленной) информацией и таким образом может быть причислена к категории информационных услуг. Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационного продукта. Услуги, оказываемые в сфере информационной деятельности, разнообразны. Имеется несколько подходов к их классификации. Так, в соответствии с Международным стандартом промышленности класси фикация сферы услуг подразделяется следующим образом: • оптовая и розничная торговля; • транспорт и связь; • финансовые, страховые и банковские услуги; • прочие услуги: медицинское и страховое обслуживание, образование и научные разработки и т. д. Информационная услуга возможна при наличии банка данных в компьютерном или некомпьютерном исполнении. Базы данных (БД) являются источником при предоставлении услуги. Использование компьютера позволяет увеличивать объем хранимых баз данных и тем самым расширять сферу информационных услуг. Базы данных принято подразделять на библиографические и небиблиографические. Библиогр а фические базы данных содержат вторичную информацию (обычно это рефераты и аннотации). В зависимости от вида и назначения информации небиблиографические БД представлены как: • справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например, справочник абонентов телефонов и т. д.; • финансовые, содержащие финансовую информацию, которая предоставлена банками, фирмами; • содержащие первичную информацию, например, журналы, статьи, газеты и т. д.; • числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например, статистические и демографические данные и т. д.; • текстово - числовые, содержащие описание объектов и их характеристики, например, информация о фирмах, банках. Информационные издания содержат вторичную информацию, подготавливаются информационными службами, изданиями и представляются в виде печатной продукции: реферативные сборники, справочные издания, библиографические указатели.
|