![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аукционы
Типичным рынком, на котором быстро удается ликвидировать асимметрию информации, является аукцион. Как определить реальную цену уникальных произведений искусства? Как быстро выявить соотношение спроса и предложения на скоропортящиеся продукты: живые цветы, ранние овощи и фрукты, свежую рыбу? Здесь трудно установить цену заранее, до тех пор пока точно не определены размеры спроса или предложения. Цена устанавливается лишь в момент продажи. Аукцион всегда начинается в ситуации, для которой типична асимметрия информации. Каждая из сторон точно знает свои стартовые цены и потенциальные возможности, однако имеет лишь приблизительные представления о стартовых ценах и потенциальных возможностях конкурентов. Каждая из сторон не только не располагает необходимой информацией, но истарается скрыть свою информацию от других. Существует два основных типа аукционов: английский и голландский. Английский аукцион (English auction) - это аукцион, в котором ставки растут снизу вверх до тех пор, пока товар не будет продан по максимальной из предложенных цен. Это наиболее известный тип аукциона, на котором продают произведения искусства и предметы роскоши, раритеты и домашний скот. Голландский аукцион (Dutch auction) - это аукцион, в котором ставки снижаются сверху вниз до тех пор, пока товар не будет полностью продан за минимально доступную цену. Главным фактором здесь является время, так как продается обычно скоропортящийся товар: живые цветы, ранние овощи и фрукты, свежая рыба и т.д. Минимально допустимая цена это - как правило, цена, равная 20% первоначально объявленной. Если и по такой цене не удается продать товар, то он снимается с торгов. На голландских цветочных аукционах в 1992 г., и которых участница ли 5, 5 тыс. продавцов и 2, 5 тыс. покупателей, было продано свыше 3, 5 млн. штук срезанных цветов. Особой разновидностью аукциона является закрытый аукцион, или аукцион втемную (sealed-bid auction) - это аукцион, в котором станки выставляются всеми участниками независимо друг от друга, и товар достается тому, кто предложил наивысшую цену. " Caveat venditor" versus " caveat emptor" (Принцип " пусть остерегается продавец" против принципа пусть остерегается покупатель" (лат.).) На заре рыночной экономики господствовал юридический принцип " caveat emptor" (" пусть остерегается покупатель", лат.). Это означает, что продавцы товара отвечали только за определенный круг его качественных характеристик. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой этот юридический принцип вытеснен другим - " caveat venditor" (" пусть остерегается продавец"). Новый принцип означает, что покупатель имеет право требовать компенсацию за физический и моральный урон, связанный с использованием купленного товара. Такая компенсация может быть обусловлена даже такими дефектами, о существовании которых продавец не знал, а также дефектами, возникшими в результате неправильного использования товара покупателем. В 1992 г. в США против фирмы " Мак-Дональдс" было возбуждено судебное дело. Пострадавшая требовала компенсацию в 1 млн. долл. (I) за физический и моральный ущерб, возникший в связи с тем, что компания продала ей... слишком горячий чай. Пострадавшая заказала горячий завтрак с тем, чтобы съесть его по дороге, отправляясь на работу. Открыв стаканчик с чаем в машине, она пролила его, испортив платье и получив ожог. Более того, она чуть ли не попала из-за этого в автомобильную катастрофу. Потеря трудоспособности в период болезни (упущенная зарплата), затраты на лечение и, конечно, моральный ущерб она оценила в " скромную сумму" 1 млн. долл. Данный процесс создал прецедент, заставивший ограничить претензии покупателей трехкратной стоимостью купленной вещи. Известно, что абсолютно безопасных товаров просто не существует (особенно если их использовать не по прямому назначению!), к тому же попытки создания только абсолютно безопасных товаров резко увеличили бы их цены. Защита прав потребителей, конечно, необходима, но только в разумных пределах.
|