![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Своей цели имеет опыт и освобождение.
Видимое имеет три качества, а именно: пракаша, крийя и шхити. Это три гуны, и говорится, что видимое создано из трех гун. Эле- менты и органы чувств вместе составляют дришью. Оно [видимое] имеет две цели, а именно: опыт и освобождение. Дришья — это то, что видимо. Под видимым понимается не только видимое глазами, но [воспринимаемое] всеми чувствами, такими, как осязание, слух и т. д. Видение, слышание и т. д. означа- ет познание посредством какого-либо органа чувств. Все это, а так- же мышление вместе составляют испытание на опыте. Мышление имеет четыре разновидности, то есть: познание через думание, че- рез рассуждение, через память и четвертое — просто через некое ощущение [предчувствие]. [Испытание на опыте] включает работу соответственно манаса, буддхи, читты и ахамкары. Итак, дришья означает то, что познается посредством разнообразных средств. * Имеется в виду свойство природы (саттвы) «высвечивать» объекты, в резуль- тате чего они обнаруживаются. (Прим. пер.) Драшта же означает субъекта, который познает. Познание не огра- ничивается состоянием бодрствования. Оно может продолжаться даже во сне или в медитации. Вы можете познавать как сознатель- но, так и подсознательно. Итак, дришья включает все объектные проявления, весь мир. Оно означает пракрити и все познаваемые объекты. Драшта же есть видящий — субъективное проявление*. Пракрити имеет три свойства, а именно: саттву — это пракаш, раджас — это активность и тамас — это стабильность. Пракрити составлена из этих трех качеств. В науке под ними понимают виб- рацию, движение и инерцию. Мы должны понимать, [как работа- ют] три гуны, если хотим познать универсальные свойства приро- ды. Вибрация — это пракаша или саттва, которая обладает неким видом ритма. Движение — это раджас и инерция — тамас. Ритм может быть проиллюстрирован на примере парада на плацу, когда солдаты маршируют в такт. Движение можно представить как пе- редвижение в толпе, происходящее в разных направлениях, — это раджас. Третье — тамас — это стоячая толпа, которая практически не движется. Таким образом, ритм, движение и инерция есть фи- зические свойства природы. В философии санкхья они известны как саттва, раджас и тамас. Когда существует гармония между ра- джасом, тамасом и саттвой, происходит развитие саттвы. Поэтому, саттва — это не некая вещь, а эффект от гармонизации остальных двух принципов: движения и инерции в своей собственной приро- де. Таким образом, гармония раджаса и тамаса дает начало саттве. По своей природе пракрити состоит из элементов и органов чувств. Элементы пяти видов: земля, вода, воздух, огонь и эфир. Органов десять; из них пять органов действия и пять органов позна- ния. Кроме того, существуют четыре интегрирующих органа, назы- ваемых: манас, буддхи, ахамкара и читта. Все это вместе является проявлением пракрити или дришьей. В конечном итоге для пракри- ти существует две цели: это опыт и освобождение пуруши. Драшта видит дришью, пребывающего в мире, и, таким __________образом, в [тече- ние] жизни испытывает многочисленный опыт. В конце концов, когда развивается высшее сознание, происходит освобождение. * Говоря о субъектном проявлении, следует иметь в виду, что речь идет о зарож- дении и развитии идеи некоего трансцендентного начала. По сути мы имеем дело с неким «отражением» его в мире пракрити. Сам же пуруша принципиально не мо- жет быть проявлен по определению. (Прим. пер.) Сутра 19: Четыре стадии гун Vishesha̱ vishes̤ alin̤ gama̱ tra̱ lin̤ ga̱ ni gun̤ aparva̱ n̤ i Vishesha — с различием; avishes̤ a — без различия; lin̤ gama̱ tra — с явным признаком; alin̤ ga̱ ni — без признака; gun̤ aparva̱ n̤ i — состояние гун.
|