![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причина союза — авидья.
Для союза пуруши и пракрити должна быть причина. Этой причи- ной является авидья. И пракрити и пуруша безначальны. До нача- ла вселенной они уже существовали. На самом деле пуруша всегда освобожденный. Но может быть задан вопрос: если пуруша всегда свободен, в чем заключается смысл достижения мукти снова? Эта проблема находится за пределами логики; она может быть решена только в состоянии медитации. Говорится, что авидья есть причина союза. Но эта авидья не есть неведение [в обычном понимании]. Это не та авидья, которая обсуждалась при рассмотрении клеш. Здесь авидья — это высшая сила, называемая майей, определить которую в писаниях нет ни- какой возможности. Складывается впечатление, что эта авидья яв- ляется изначальной, действующей причиной взаимоотношений между пурушей и пракрити. Это может быть понято только через философию адвайты, поскольку в санкхье пуруша и пракрити [едины только в том, что оба] вечны. В веданте же они составляют одно, называемое Брахман — высший. Он есть основа всех энергий и всего сознания, но в этом созна- нии есть движущая сила, которая называется майя. Вследствие этой майи создается некая пелена, и посредством этой завесы рож- дается пракрити, после чего и пракрити и пуруша становятся ил- люзорными процессами. Для дуалистической санкхьи они не ил- люзорны, но веданта не двойственна, и поэтому она может объяс- нять Брахмана и майю как одну сущность. Сутра 25: Определение ханы Tadabha̱ va̱ t samyogobha̱ vo ha̱ nam taddrisheh kaivalyam Tat — то (авидья); abha̱ va̱ t — из-за отсутствия; samyoga — союз; abha̱ vah — отсутствие; ha̱ nam — упразднение; tat — то (состояние); drisheh — видящего; kaivalyam — освобождение. При отсутствии авидьи союз (между пурушей и пракрити) исчезает. Это есть хана (упразднение), называемое освобождением пуруши. С удалением авидьи удаляется причина соединения пуруши с пра- крити, а с удалением причины ее действие, а именно соединение, также перестает существовать. Это называется ханой, которая изо- лирует пурушу от всего остального. Это есть освобождение (кайва- лья). Эта тема кайвальи будет основательно обсуждаться в четвер- той главе, поэтому здесь нет необходимости останавливаться на деталях. Сутра 26: Средства ханы Vi̱ vekakhya̱ tiraviplava̱ ha̱ nopa̱ yah Viveka — различение; khya̱ tih — осознание; aviplava̱ — без колебания; ha̱ nopa̱ yah — средство для упразднения (ханы). Непоколебимое осознание реального (вивекакхьяти) есть средство
|