![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общим для всех.
Когда пуруша [всадник] в своем странствии достигает конечной цели, он оставляет лошадь, потому что дальше она не использует- ся. На лошади это не отражается, она продолжает служить другим [паломникам]. Подобным образом, когда пуруша освобождается и его опыт завершается, у него нет больше дел, [связанных] с пра- крита. Можно сказать, что когда чистое сознание, которое проходило через различные фазы эволюции, через испытание различного ро- да опыта, достигает __________состояния освобождения, тогда пракрити ста- новится для пуруши несуществующей. Однако когда пуруша осво- бождается, когда его цель достигнута и познание как бы стало не- существующим для этого пуруши, восприятие индивидуумом фак- тически может продолжаться: он будет видеть, слышать, двигаться и т. д. Это состояние дживанмукти, в котором человек не прекра- щает свое существование. Люди дживанмукти [продолжают] дей- ствовать в царстве пракрити. Вопреки тому, что они свободны, пракрити продолжает свою работу, потому что это общее свойство ума, читты, чувств и т.д. Поэтому они продолжают получать опыт в этом мире и не умирают сразу после достижения дживанмукти. Таким образом, сначала пуруша становится освобожденным, а [за- тем] пракрита, продолжая жить, делает свою собственную работу через тело дживанмукти. Сознание или пуруша не приходит в соприкосновение с пра- крита, и после их многолетнего раздельного существования пра- крита увядает. Подобно тому, как всадник после того, как его цель достигнута, оставляет свою лошадь и перестает ее тренировать, за- щищать и заботится о ней. Похожим образом освобожденный пу- руша не уделяет внимание пракрита. Так, лошадь становится сла- бой и однажды умирает. То же происходит и с пракрити, она стано- вится слабой и оставляет дживанмукти, потому что ей самой при- ходит конец. Это называется видехамукти. Сутра 23: Зачем необходим союз? Svasva̱ mishaktayoh svaru̱ popalabdhihetuh samyogah Sva — своего собственного; sva̱ mi — господин; shaktayoh — двух сил; svaru̱ pa — своя сущностная природа; upalabdhi — достижение; hetuh — цель; samyogah — становящиеся вместе. Целью союза пуруши и пракрити является испытание на опыте [соб- ственной] существенной природы и достижение в себе самих сил [со- ответственно ] пуруши и пракрити. Пуруша и пракрити приходят вместе ради двух целей: первое — до- стичь само-осознания [само-реализации] и второе — раскрыть си- лы, присущие им обоим. Это очень важная сутра, поскольку ут- верждает, что реализация — [осознание] является целью совмест- ного прихода пуруши и пракрити. Для пракрити цель заключается в том, чтобы развернуть вселенную и раскрыть присущие ей силы. Пуруше также присущи некоторые силы. Пуруша — это чистое со- знание. Пракрити — это вибрация, движение, инерция, пять эле- ментов и индрий и т.д., но и тело, и ум, и гуны — все находится в пракрити. Мозг дикаря и мозг цивилизованного человека состоит из того же серого вещества, но между ними существуют определенные различия. Дикарь еще не раскрыл присущие ему силы, в то время как развитый человек уже развернул их. Духовно развитый человек достиг высшего раскрытия, тогда как в змее или тигре раскрыто еще очень мало. Различие имеет место благодаря различной степе- ни раскрытия присущих им сил, и эти силы всегда принадлежат либо царству пуруши, либо — пракрити. Существуют определен- ные духовные силы и определенные природные силы. Духовные силы присуши пуруше, природные силы принадле- жат пракрити. Раскрытие [сил] происходит благодаря эволюции пуруши и пракрити. Поэтому каждый из нас получил [определен- ное] духовное развитие и прошел высшее природное развитие, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет. Сутра 24: Авидья есть причина Tasya heturavidya̱ Tasya — этого (союза); Hetuh — причина; vidya̱ — недостаток внутреннего осознания.
|