Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Различные элементы образа и качества жизни
Семья, браки и разводы. Семья — первичная социальная ячейка общества. Именно в семье начинается социализации человека. Основой семьи служит брак между мужчиной и женщиной, а также рожденные ими дети.) В свою очередь и муж и жена связаны кровным родством с родителями, братьями и сестрами и другими родственниками. Членов семьи связывают общность быта, взаимная моральная ответственность и поддержка. Обычно семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность. Семья берет на себя заботу о малолетних, престарелых и больных. Она создает условия для социализации детей и молодежи. В идеале семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности людей друг к другу. Заметную роль в нормальном функционировании семьи должны играть семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья выступает фундаментальным посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Сохранение общественной стабильности и прогресса, исторической преемственности поколений, развитие личности и общества в целом может быть достигнуто только при условии полноценного выполнения семьей своих функций. В ходе социально-политических перемен семья становится одним из основных институтов формирования новых ценностей и норм поведения. В процессе исторического развития семья, адаптируясь к социальным переменам, претерпевает значительные изменения. Непоследовательность, а иногда и противоречивость этих изменений, а также большое культурное разнообразие народов России предопределяют и многообразие существующих моделей семьи, многие из которых имеют переходный характер ( Поступательное развитие общества (индустриализация, урбанизация, эмансипация женщин, перемещение производственной деятельности за пределы семьи и пр.) ведет к тому, что традиционная многодетная семья все больше уступает место семье городской, малодетной, состоящей, как правило, из одной брачной пары (матери, отца) с детьми или без детей, с равноправными отношениями членов семьи. Еще 50-60 лет назад в России преобладали патриархальные, сельские, сложные по составу, часто многопоколенные, многодетные семьи. Сейчас три четверти всех семей -городские, их средний размер - 3, 2 человека, всего 11, 2% из них насчитывают 5 и более членов (перед войной таких семей в городе было 23, 6%). Но и сельские семьи во многом стали близки к городским. В начале 1920-х годов среднее число членов в них составляло 5, 6, сейчас -3, 3. Доля сельских семей с пятью и более членами за последние полвека уменьшилось с 42 до 16, 4%. Изменились не только размер и состав семьи, иными стали строй внутрисемейных отношений, цикл семейной жизни. В настоящее время процессы формирования семей идут по-новому: проще стало отношение к заключению и прекращению браков, появлению детей, происходит более раннее выделение детей из родительской семьи и т.п. Возрастает многообразие форм семейной жизни и жизненного устройства, матримониальная и «жизнеустроительная» мобильность людей, меняются представления о семейных ролях и семейной морали. В результате: • Формируется иная структура семьи, что наиболее отчетливо проявляется в тенденции ее нуклеаризации, сокращения числа детей. Существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов. • Изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиции, обычаи): традиционные нормы и ценности, поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, вырабатываемыми членами семьи в ходе совместной жизни. • Наблюдается активный процесс эгалитаризации (установления равенства) внутрисемейных отношений. Происходит переход от жесткой, авторитарной структуры семьи, основанной на подчинении жены мужу, детей - родителям, к демократическим отношениям между супругами, родителями, детьми. • Меняются ролевые отношения в семье: от взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные функции, семья переходит к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними. Любые социальные процессы имеют как положительные, так и негативные последствия. Трансформация брачно-семейных отношений сопровождается большим числом разводов и неполных семей, малодетностью, низким воспитательным потенциалом многих семей, падением престижа семьи у определенных слоев населения, конфликтностью и дезорганизацией значительной части семей. (в отличие от большинства стран Западной Европы для России всегда была характерна ранняя и почти всеобщая брачность, эта черта в основном сохранилась. Сейчас, как и прежде, большинство мужчин и женщин каждого поколения рано или поздно вступают в брак, причем на протяжении длительного времени наблюдается тенденция к увеличению доли вступающих в брак в молодом возрасте. Правда, во второй половине 1980-х годов, особенно после 1987 года, отмечено сокращение абсолютного числа браков и коэффициента брачности, что связано с началом вступления в возраст наибольшей брачности (20-24 лет) самых малочисленных поколений России. С 1987 по 1992 год численность молодых людей в этом возрасте сократилась почти на миллион. Это не могло не сказаться на общем числе браков. Кроме того в России, как и на Западе, все больше распространяются нерегистрируемые браки. С ними, видимо, связан и рост числа внебрачных рождений. Доля детей, родившихся в России вне юридического брака, увеличилась с 1980 по 1992 год с 10, 8 до 17, 1%. При этом значительная часть таких детей (например, в 1989 году - 42%) регистрируется по совместному заявлению обоих родителей, что можно рассматривать как указание на существование фактического брака. Экономическое и территориальное обособление молодых семей, социальная и географическая мобильность населения зачастую лишают старшее поколение полноценной родственной поддержки в старости. Почти стопроцентная вовлеченность родителей в трудовую деятельность, непод-крепленная адекватной социально-бытовой инфраструктурой и сферой обслуживания, ведет к трудовым перегрузкам членов семей, в первую очередь женщин, препятствует саморазвитию, отрицательно сказывается на качестве здоровья и воспитания детей. Утвердившаяся модель семейного бюджета, основанная на заработной плате двух работников, лишает семью возможности выбора жизненной стратегии. Воспитание здорового и социально активного потомства. Одна из ключевых проблем любого общества — воспитание подрастающего поколения в духе преданности и любви к своей семье, своей социальной общности, своей стране, в духе уважения и сохранения духовных ценностей своего народа. В наиболее общем виде воспитание представляет собой постоянное и планомерное влияние родителей и школы на младенца, ребенка и подростка. К числу главных средств воспитания относятся: личный пример старших (родителей, учителей, взрослых родственников, знакомых), убеждение, требование, запрет, приучение и обучение. Выпадение одного или нескольких элементов воспитания может приводить к отрицательным эффектам, ущербному воспитанию. Последнее часто наблюдается в неполных семьях. Большое число разводов, высокий уровень внебрачной рождаемости приводят к увеличению количества неполных семей с несовершеннолетними детьми. Например, в России только в 1992 году распад браков разъединил родителей 569 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Всего же в 1992 году в России в неполных семьях жили более 4 млн детей и подростков в возрасте до 18 лет, или 12% их общего числа. Процесс воспитания не ограничивается влиянием на умственное и психическое развитие ребенка, а охватывает нравственное и физическое совершенствование. В результате воспитания общество стремится сформировать из развертывающихся задатков и развивающихся способностей гармонически целостную личность; способствовать приобретению ребенком благоприятных для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении других людей, семьи, народа и т.д. При этом идеалы воспитания, выдвигаемые различными влиятельными социальными группами, могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу. У этнических групп, сохранивших тесную связь с природой, важную роль играет народная педагогика, которая с детства учила людей беречь природные ресурсы, не убивать без нужды животных и т.д. Выраженное в этих предписаниях экологическое сознание является преимущественно адаптивным. Человек стремится не наносить ущерба природе, частью которой он себя сознает (Кон, 1988). Сексуальное поведение. В жизни любого общества огромное значение имеет сексуальное поведение, то есть совокупность поступков, психических реакций, переживаний, установок, половых отношений, связанных с проявлением и удовлетворением половых влечений. Именно поэтому сексуальному поведению уделялось большое внимание в различных религиях, весьма характерен в этом отношении индуизм. История культуры Европы чрезвычайно богата изменениями, оказавшими влияние на сексуальное поведение. Культуры разных народов тесно взаимодействуют, поэтому на эротические обычаи влияют различные волны моды культур, иногда очень далеких друг от друга по своему характеру. В России, судя по данным социологических опросов 1993, 1995 и 1997 годов, динамика и структура сексуального поведения юношей и девушек очень похожи на те, что существовали в США и в странах Западной Европы в конце 1960-х годов. Происходит дальнейшее быстрое снижение возраста начала половой жизни, превращение сексуальности в предмет массового потребления, ее отрыв от любовно-романтических ценностей, увеличение разрыва между сексуальными установками подростков и тем, что было принято в поколении их родителей и т.д. (Кон, 1998). Опросы общественного мнения показывают, что сексуальные ценности и поведение россиян существенно варьируют в зависимости от пола, возраста, образования, социального происхождения, этнической принадлежности, религии и региона проживания. Бюджет времени населения. В жизнедеятельности людей огромную роль играет время или, применительно к общественной жизни людей, социальное время. Социальное время, с одной стороны, является формой социально-исторического существования людей, а с другой - необходимым ресурсом их деятельности. Люди оценивают время в зависимости от особенностей своей жизнедеятельности, которая характеризуется своими ритмами и цикличностью. Для различных процессов жизнедеятельности свойственна своя длительность, определенная последовательность, повторяемость. Так, труд и быт сельского жителя обладают ярко выраженной сезонностью, то есть особой ритмичностью, которая в значительной мере преодолена в городе. Темп жизни в городе выше, чем в деревне. Временная структура жизнедеятельности различных человеческих общностей определяется ритмами производства - круглосуточной, одно-, двухсменной, вахтенной работой, возможностью не работать. Нередко технологические процессы задают принудительный ритм работы, который не соответствует биологическим ритмам людей, что вызывает повышенную утомляемость и может приводить к психологическим стрессам. Предметом особого внимания в обществоведении, социологии и экологии человека служит бюджет времени. Принципиально значимыми в экономическом, социальном, культурном, бытовом смыслах являются количественные границы рабочего и внерабочего, включая свободное, времени. В конкретных исследованиях внерабочее время делится на время удовлетворения потребностей в питании, сне, личной гигиене, время домашнего труда и потребления, воспитания детей, учебы, затраты времени на поездки в транспорте. Особо выделяется свободное время, или досуг. Умение организованно, технологически интенсифицировать рабочее время, максимально сжав его, высвобождает свободное время. А способность творчески, изобретательно использовать свободное время для блага каждого человека и всего общества делает последнее мерилом общественного богатства. Свободное время используется в первую очередь на восстановление физических и морально-психических сил, затраченных в трудовой сфере, а также для повышения духовного (культурного) и физического развития. Отсутствие у отдельных групп населения навыков и культуры использования свободного времени извращает саму суть понятия об общественном богатстве и приводит к алкоголизму, наркомании и другим формам антисоциального поведения. Доходы населения и бюджет семьи. Качество жизни в значительной мере зависит от материального положения людей, их доходов и возможности эти доходы рационально истратить на необходимые для жизни товары. Структура денежных доходов и расходов населения находит отражение в государственной статистике, отчетах финансовых органов и внебюджетных социальных фондов. Эти данные достаточно наглядно характеризуют экономическую ситуацию, в которой находится население той или иной страны, региона, города. Вопросы, связанные с материальным положением населения, его доходами и расходами можно рассмотреть на примере ситуации в России. Кризисное состояние российской экономики существенно повлияло на социальные проблемы общества, среди которых особое место занимает падение уровня жизни населения, расширения «зоны бедности». Концепция бедности базируется на установлении минимального перечня основных потребностей (прожиточного минимума) и размера ресурсов, требуемых для удовлетворения этих потребностей. В частности, для определения потребностей в продуктах питания используют физиологические нормы необходимого потребления калорий, белков, жиров и углеводов. Подход к определению бедности опирается на абсолютную концепцию, в соответствии с которой черта бедности устанавливается на уровне прожиточного минимума, ориентированного на физиологические минимальные нормы. Этот прожиточный минимум был разработан в 1992 году и складывается из минимальной продуктовой корзины, расходов на непродовольственные товары, услуги, налоги и обязательные платежи, включаемые в определенной доле к продуктовому набору. В прожиточном минимуме трудоспособного работника доля расходов на питание составляет 61, 1%, у пенсионера - 82, 9%. В среднем на душу населения эта доля составляет 68, 3%, а остальные доходы распределяются следующим образом: 19, 1% на непродовольственные товары, 7, 4% - на услуги и 5, 2% - на налоги и платежи. В 1994 году 33, 3 млн россиян (или 22, 4% всего населения) имели денежный доход ниже прожиточного минимума, в 1995 году эта группа населения увеличилась до 36, 6 млн человек (24, 7%). Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН в октябре-ноябре 1995 и 1996 годов проводил социологические исследова- ния в трех регионах России - Московской области (города Дмитров и Сергиев Посад), Нижнем Новгороде и Тамбове. Выборка каждый раз составляла 1000 человек (Аврамова, 1996). Результаты этих опросов представлены в таблице 8.1. Таблица 8.1
|