Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различные элементы образа и качества жизни






Семья, браки и разводы. Семья — первичная социальная ячейка обще­ства. Именно в семье начинается социализации человека. Основой семьи служит брак между мужчиной и женщиной, а также рожденные ими дети.) В свою очередь и муж и жена связаны кровным родством с родителями, братьями и сестрами и другими родственниками. Членов семьи связыва­ют общность быта, взаимная моральная ответственность и поддержка. Обычно семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность. Семья берет на себя заботу о малолетних, пре­старелых и больных. Она создает условия для социализации детей и мо­лодежи. В идеале семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности людей друг к другу. Заметную роль в нормальном функционировании семьи должны играть семейные и родственные связи, взаи­модействие семейных групп.

Семья выступает фундаментальным посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Сохранение общест­венной стабильности и прогресса, исторической преемственности поколе­ний, развитие личности и общества в целом может быть достигнуто толь­ко при условии полноценного выполнения семьей своих функций. В ходе социально-политических перемен семья становится одним из основных институтов формирования новых ценностей и норм поведения.

В процессе исторического развития семья, адаптируясь к социальным переменам, претерпевает значительные изменения. Непоследовательность, а иногда и противоречивость этих изменений, а также большое культур­ное разнообразие народов России предопределяют и многообразие суще­ствующих моделей семьи, многие из которых имеют переходный харак­тер

( Поступательное развитие общества (индустриализация, урбанизация, эмансипация женщин, перемещение производственной деятельности за пределы семьи и пр.) ведет к тому, что традиционная многодетная семья все больше уступает место семье городской, малодетной, состоящей, как правило, из одной брачной пары (матери, отца) с детьми или без детей, с равноправными отношениями членов семьи. Еще 50-60 лет назад в Рос­сии преобладали патриархальные, сельские, сложные по составу, часто многопоколенные, многодетные семьи. Сейчас три четверти всех семей -городские, их средний размер - 3, 2 человека, всего 11, 2% из них насчи­тывают 5 и более членов (перед войной таких семей в городе было 23, 6%). Но и сельские семьи во многом стали близки к городским. В на­чале 1920-х годов среднее число членов в них составляло 5, 6, сейчас -3, 3. Доля сельских семей с пятью и более членами за последние полвека уменьшилось с 42 до 16, 4%. Изменились не только размер и состав семьи, иными стали строй внутрисемейных отношений, цикл семейной жизни. В настоящее время процессы формирования семей идут по-новому: про­ще стало отношение к заключению и прекращению браков, появлению детей, происходит более раннее выделение детей из родительской семьи и т.п. Возрастает многообразие форм семейной жизни и жизненного уст­ройства, матримониальная и «жизнеустроительная» мобильность людей, меняются представления о семейных ролях и семейной морали. В резуль­тате:

• Формируется иная структура семьи, что наиболее отчетливо прояв­ляется в тенденции ее нуклеаризации, сокращения числа детей. Сущест­венно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов.

• Изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов пове­дения (религия, традиции, обычаи): традиционные нормы и ценности,

поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, вырабатываемыми чле­нами семьи в ходе совместной жизни.

• Наблюдается активный процесс эгалитаризации (установления ра­венства) внутрисемейных отношений. Происходит переход от жесткой, авторитарной структуры семьи, основанной на подчинении жены мужу, детей - родителям, к демократическим отношениям между супругами, родителями, детьми.

• Меняются ролевые отношения в семье: от взаимодополняемости му­жа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные функции, семья переходит к взаимозаменяемости супругов, перераспре­делению власти и обязанностей между ними.

Любые социальные процессы имеют как положительные, так и нега­тивные последствия. Трансформация брачно-семейных отношений сопро­вождается большим числом разводов и неполных семей, малодетностью, низким воспитательным потенциалом многих семей, падением престижа семьи у определенных слоев населения, конфликтностью и дезорганиза­цией значительной части семей.

отличие от большинства стран Западной Европы для России всегда была характерна ранняя и почти всеобщая брачность, эта черта в основ­ном сохранилась. Сейчас, как и прежде, большинство мужчин и женщин каждого поколения рано или поздно вступают в брак, причем на протя­жении длительного времени наблюдается тенденция к увеличению доли вступающих в брак в молодом возрасте. Правда, во второй половине 1980-х годов, особенно после 1987 года, отмечено сокращение абсолют­ного числа браков и коэффициента брачности, что связано с началом вступления в возраст наибольшей брачности (20-24 лет) самых малочис­ленных поколений России. С 1987 по 1992 год численность молодых лю­дей в этом возрасте сократилась почти на миллион. Это не могло не ска­заться на общем числе браков. Кроме того в России, как и на Западе, все больше распространяются нерегистрируемые браки. С ними, видимо, связан и рост числа внебрачных рождений. Доля детей, родившихся в России вне юридического брака, увеличилась с 1980 по 1992 год с 10, 8 до 17, 1%. При этом значительная часть таких детей (например, в 1989 го­ду - 42%) регистрируется по совместному заявлению обоих родителей, что можно рассматривать как указание на существование фактического брака.

Экономическое и территориальное обособление молодых семей, соци­альная и географическая мобильность населения зачастую лишают стар­шее поколение полноценной родственной поддержки в старости. Почти стопроцентная вовлеченность родителей в трудовую деятельность, непод-крепленная адекватной социально-бытовой инфраструктурой и сферой обслуживания, ведет к трудовым перегрузкам членов семей, в первую очередь женщин, препятствует саморазвитию, отрицательно сказывается на качестве здоровья и воспитания детей. Утвердившаяся модель семей­ного бюджета, основанная на заработной плате двух работников, лишает семью возможности выбора жизненной стратегии.

Воспитание здорового и социально активного потомства. Одна из клю­чевых проблем любого общества — воспитание подрастающего поколения в духе преданности и любви к своей семье, своей социальной общности, своей стране, в духе уважения и сохранения духовных ценностей своего народа. В наиболее общем виде воспитание представляет собой постоян­ное и планомерное влияние родителей и школы на младенца, ребенка и подростка. К числу главных средств воспитания относятся: личный при­мер старших (родителей, учителей, взрослых родственников, знакомых), убеждение, требование, запрет, приучение и обучение. Выпадение одного или нескольких элементов воспитания может приводить к отрицательным эффектам, ущербному воспитанию. Последнее часто наблюдается в не­полных семьях.

Большое число разводов, высокий уровень внебрачной рождаемости приводят к увеличению количества неполных семей с несовершеннолет­ними детьми. Например, в России только в 1992 году распад браков разъ­единил родителей 569 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Всего же в 1992 го­ду в России в неполных семьях жили более 4 млн детей и подростков в возрасте до 18 лет, или 12% их общего числа.

Процесс воспитания не ограничивается влиянием на умственное и психическое развитие ребенка, а охватывает нравственное и физическое совершенствование. В результате воспитания общество стремится сфор­мировать из развертывающихся задатков и развивающихся способностей гармонически целостную личность; способствовать приобретению ребен­ком благоприятных для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении других людей, семьи, народа и т.д. При этом идеа­лы воспитания, выдвигаемые различными влиятельными социальными группами, могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу.

У этнических групп, сохранивших тесную связь с природой, важную роль играет народная педагогика, которая с детства учила людей беречь природные ресурсы, не убивать без нужды животных и т.д. Выраженное в этих предписаниях экологическое сознание является преимущественно адаптивным. Человек стремится не наносить ущерба природе, частью ко­торой он себя сознает (Кон, 1988).

Сексуальное поведение. В жизни любого общества огромное значение имеет сексуальное поведение, то есть совокупность поступков, психиче­ских реакций, переживаний, установок, половых отношений, связанных с проявлением и удовлетворением половых влечений. Именно поэтому сек­суальному поведению уделялось большое внимание в различных религи­ях, весьма характерен в этом отношении индуизм. История культуры Европы чрезвычайно богата изменениями, оказавшими влияние на сексу­альное поведение. Культуры разных народов тесно взаимодействуют, по­этому на эротические обычаи влияют различные волны моды культур, иногда очень далеких друг от друга по своему характеру.

В России, судя по данным социологических опросов 1993, 1995 и 1997 годов, динамика и структура сексуального поведения юношей и девушек очень похожи на те, что существовали в США и в странах Западной Ев­ропы в конце 1960-х годов. Происходит дальнейшее быстрое снижение возраста начала половой жизни, превращение сексуальности в предмет массового потребления, ее отрыв от любовно-романтических ценностей, увеличение разрыва между сексуальными установками подростков и тем, что было принято в поколении их родителей и т.д. (Кон, 1998).

Опросы общественного мнения показывают, что сексуальные ценно­сти и поведение россиян существенно варьируют в зависимости от пола, возраста, образования, социального происхождения, этнической принад­лежности, религии и региона проживания.

Бюджет времени населения. В жизнедеятельности людей огромную роль играет время или, применительно к общественной жизни людей, социаль­ное время. Социальное время, с одной стороны, является формой соци­ально-исторического существования людей, а с другой - необходимым ресурсом их деятельности. Люди оценивают время в зависимости от осо­бенностей своей жизнедеятельности, которая характеризуется своими ритмами и цикличностью. Для различных процессов жизнедеятельности свойственна своя длительность, определенная последовательность, повто­ряемость. Так, труд и быт сельского жителя обладают ярко выраженной сезонностью, то есть особой ритмичностью, которая в значительной мере преодолена в городе. Темп жизни в городе выше, чем в деревне. Времен­ная структура жизнедеятельности различных человеческих общностей оп­ределяется ритмами производства - круглосуточной, одно-, двухсменной, вахтенной работой, возможностью не работать. Нередко технологические процессы задают принудительный ритм работы, который не соответствует биологическим ритмам людей, что вызывает повышенную утомляемость и может приводить к психологическим стрессам.

Предметом особого внимания в обществоведении, социологии и эко­логии человека служит бюджет времени. Принципиально значимыми в экономическом, социальном, культурном, бытовом смыслах являются ко­личественные границы рабочего и внерабочего, включая свободное, времени. В конкретных исследованиях внерабочее время делится на время удовле­творения потребностей в питании, сне, личной гигиене, время домаш­него труда и потребления, воспитания детей, учебы, затраты времени на поездки в транспорте. Особо выделяется свободное время, или досуг. Уме­ние организованно, технологически интенсифицировать рабочее время, максимально сжав его, высвобождает свободное время. А способность творчески, изобретательно использовать свободное время для блага каж­дого человека и всего общества делает последнее мерилом общественного богатства. Свободное время используется в первую очередь на восстанов­ление физических и морально-психических сил, затраченных в трудовой сфере, а также для повышения духовного (культурного) и физического развития. Отсутствие у отдельных групп населения навыков и культуры использования свободного времени извращает саму суть понятия об об­щественном богатстве и приводит к алкоголизму, наркомании и другим формам антисоциального поведения.

Доходы населения и бюджет семьи. Качество жизни в значительной мере зависит от материального положения людей, их доходов и возмож­ности эти доходы рационально истратить на необходимые для жизни то­вары. Структура денежных доходов и расходов населения находит отра­жение в государственной статистике, отчетах финансовых органов и вне­бюджетных социальных фондов. Эти данные достаточно наглядно харак­теризуют экономическую ситуацию, в которой находится население той или иной страны, региона, города.

Вопросы, связанные с материальным положением населения, его до­ходами и расходами можно рассмотреть на примере ситуации в России. Кризисное состояние российской экономики существенно повлияло на социальные проблемы общества, среди которых особое место занимает падение уровня жизни населения, расширения «зоны бедности». Концеп­ция бедности базируется на установлении минимального перечня основ­ных потребностей (прожиточного минимума) и размера ресурсов, требуе­мых для удовлетворения этих потребностей. В частности, для определе­ния потребностей в продуктах питания используют физиологические нор­мы необходимого потребления калорий, белков, жиров и углеводов.

Подход к определению бедности опирается на абсолютную концеп­цию, в соответствии с которой черта бедности устанавливается на уровне прожиточного минимума, ориентированного на физиологические мини­мальные нормы. Этот прожиточный минимум был разработан в 1992 году и складывается из минимальной продуктовой корзины, расходов на не­продовольственные товары, услуги, налоги и обязательные платежи, вклю­чаемые в определенной доле к продуктовому набору. В прожиточном ми­нимуме трудоспособного работника доля расходов на питание составляет 61, 1%, у пенсионера - 82, 9%. В среднем на душу населения эта доля со­ставляет 68, 3%, а остальные доходы распределяются следующим образом: 19, 1% на непродовольственные товары, 7, 4% - на услуги и 5, 2% - на на­логи и платежи. В 1994 году 33, 3 млн россиян (или 22, 4% всего населе­ния) имели денежный доход ниже прожиточного минимума, в 1995 году эта группа населения увеличилась до 36, 6 млн человек (24, 7%).

Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН в октябре-ноябре 1995 и 1996 годов проводил социологические исследова-

ния в трех регионах России - Московской области (города Дмитров и Сергиев Посад), Нижнем Новгороде и Тамбове. Выборка каждый раз со­ставляла 1000 человек (Аврамова, 1996). Результаты этих опросов пред­ставлены в таблице 8.1.

Таблица 8.1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал