Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примечания. Перед началом педагогического курса Рудольф Штайнер обратился к участникам, собравшимся в белом зале первого Гётеанума со следующими словами:
Перед началом педагогического курса Рудольф Штайнер обратился к участникам, собравшимся в " белом зале" первого Гётеанума со следующими словами:
" Мои уважаемые слушатели, позвольте мне, прежде, чем я начну мои обсуждения, представить одно административное дело.
Курс был предназначен перевоначально для интимного круга, но посещение столь многочисленно, что, повидимому, мы не сможем провести этот курс соответствущим образом, если мы все будем тесниться в этом зале. Это было бы невозможно; Вы могли это уже заметить, когда Вы были здесь во время доклада и во время перевода. Поэтому я должен был решитсься читать этот курс дважды, и при этом - первый разкаждый день с 10 часов, а затем, в первую очередь для тех, кто хочет участвовать в переводе, поскольку это технически иначе не сделать, в 11 часов. Итак, я буду начинать каждый доклад каждый день пунктуально в 10 часов и повторение в 11 часов. Я прошу, вероятно, разделиться таким образом, чтобы все те уважаемые слушатели, которые из Англии, Голландии, Скандинавии - участвовали именно во втором докладе, а остальные - в первом."
Стенографировался только повтор. Доклад делился на две или три части, обозначенные большим абзацем. После каждой части следовал перевод Георга Кауфманна (Г.Адамса).
Основы текста: Доклады стенографировались Еленой Финк и переводились в открытый текст. Точный текст этого тома базируется (с незначительными изменениями) на обработанном Марией Штайнер тексте для первого книжного издания докладов.
В четвертом издании добавлен Указатель содержания, составленный Вальтером Куглером.
Первоначально сформулированное издателями название тома - " Здоровое развитие телесно-физического как основа свободного развития душевно-духовного" - было в четвертом издании изменено и соответственно дополнено. Названия отдельных докладов, за исключением восьмого, взяты из программы тагунга и восходят, предположительно, к Рудольфу Штайнеру.
Ранние публикации
Курс для учителей Рудольфа Штайнера в Гетеануме в 1921 году" (рефераты А.Штеффена и В.И.Штайна), Штуттгарт и Дорнах, 1922 год.
Журнальные публикации
Под названием " Рождественский курс для учителей" доклады были напечатаны в журнале " Die Menschenschule" с 10/1931 по 4/1933
Стр
|
П р и м е ч а н и е
|
| Милицент Маккензи: Была с 1910 года профессором воспитания в Университетском колледже в Кардиффе (Уэллс).
|
| когда Антропософское Общество... отделилось: " Меморандум об отделении Антропософского Общества от Теософского Общества" в: " Сообщения для членов Антропософского Общества (Теософского Общества)", изд. Матильда Шолль, Кельн, июль 1913, №3.
|
| индийский мальчик как будущий Христос: Рудольф Штайнер касается здесь пропагандированного в своё время Анни Безант и Лидбитером второго пришествия Христа, чьим носителем они определили индийского мальчика Кришнамурти. Позднее он дистанцировался от этой придуманной ему роли.
|
| Эдуард Шюре, 1841-1929. " Священная драма Элевсина" с прологом " Похищение Прозерпины", перевод Марии Штайнер-фон Сиверс, в свободных ритмах переданы Рудольфом Штайнером, Дорнах, 1939.
|
| в моих драмах-мистериях: " Врата посвящения", первое представление - 1910, " Испытание души" - 1911, " Страж порога" - 1912 и " Пробуждение душ" - 1913, GA библ. №14.
|
| некоторые друзья из Германии: г-н Мольт, д-р Р.Боос и г-н Кюн. Ср. доклад от 15 февраля 1919 в " Социальный вопрос как вопрос сознания", GA библ. №189.
|
| Жан-Жак Руссо, 1712-1778, франц. писатель и философ. Его труд " Du contrat social, ou principes du droit politique" оказал решающее влияние на французскую революцию.
|
| " Обращение к немецкому народу и культурному миру": опубликовано Рудольфом Штайнером в феврале 1919 года; напечатано как листовка в марте 1919 года; напечатано в томе " Статьи о трёхчленности социального организма и положении в 1915-1921 гг.", GA библ. №24.
|
| Эмиль Мольт, 1876-1936, советник коммерции, владелец сигаретной фабрики " Вальдорф-Астория" в Штуттгарте. В 1919 году основал свободную Вальдофскую школу в Штуттгарте, сначала - для детей рабочих и служащих своей фабрики. По его просьбе Рудольф Штайнер возложил на себя организацию и руководство школой.
|
| два курса для молодых медиков: " Духовная наука и медицина", двадцать докладов, Дорнах, 21 марта - 9 апреля 1920 года, библ. №312; " Духовнонаучная точка зрения на терапию", восемь докладов, Дорнах, 11-18 апреля 1921 года, GA библ. №313.
|
| должны были прочитаны физический и астрономический курсы: " Духовнонаучные импульсы к развитию физики", Первый естественнонаучный курс, десять докладов, Штуттгарт, 23 декабря 1919 года - 3 января 1920 года, GA библ. №320 - Второй естественнонаучный курс (" Тепловой курс"), четырнадцать докладов, Штуттгарт, 1-14 марта 1920 года, GA библ. №321 - " Отношение различных естественнонаучных областе к астрономии", восемнадцать докладов, Штуттгарт, 1-18 января 1921 года; GA библ. №323.
|
| Галилео Галилей, 1564-1642; Николай Коперник, 1473-1543; Джордано Бруно, 1548-1600.
|
| Герберт Спенсер, 1820-1903, англ. филисоф. Ссылки касаются его труда " Education" (1861) - " Воспитание". Нем перевод д-ра Г. Шмидта, Лейпциг, 1910.
|
| Эмерсон - о репрезентативных личностях: Ральф Вальдо Эмерсон, 1803-1882, американский писатель. " Representative Men" (1850) - " Репрезентанты человечества". Нем. пер. К. Федерна, Халле, 1897.
|
| Канто-Лапласовская теория: происходит из Кантовской " Естественной истории и теории неба" (1755) соотв. в ней основанной " туманной гипотезе" а также из " Exposition du systeme du monde" (1796) Лапласа.
|
| я знал одного поэта: Hermann Rollett, 1819-1904. О встрече с ним - в докладе от 13 октября 1922 года в: " Духовные действующие силы в совместной жизни старого и молодого поколений", GA библ. №217, 1964, стр. 163.
|
| Чарльз Дарвин, 1809-1882. " Возникновение видов путём естественного отбора или привилегированные расы в борьбе за существование", Лондон, 1859.
|
| рассудочное Я (Verstandes-Ich): сомнительное, но возможное прочтение стенограммы.
|
| Чарльз Дарвин, " Происхождение человека и половой отбор ", Лондон, 1871.
|
| Эрнст Геккель, 1834-1919. Ср. тж. " Мировые загадки. Общепонятные штудии монистической философии", Бонн, 1899.
|
| Эмиль Дю-Буа Реймон, 1818-1896. Ср. " Darwin versus Galiani", речь на публичном заседании прусск. корол. Академии наук по случаю празднования юбилея Лейбница 6 июля 1876 года, Берлин, 1876.
|
| Дарвин предложил ещё третью книгу: " Выражение душевных движений у людей и животных", Лондон, 1872.
|
| он хотел бы снова привести человека к согласию с природой: см его разработку о гибельности образования " Discours sur les sciences et les arts", 1750, и представление о его идеале воспитания в " Emile, ou de l`education", 1762.
|
| Джон Стюарт Милль, 1806-1873, главный представитель современного эмпиризма.
|
| Гётевские слова: " Поскольку, однако, ни материя без духа, ни дух без материи - никогда не могут ни действовать, ни существовать, то также материя в состоянии возвыситься, так как дух не отказывается привлечь и отвергнуть". - " Пояснения к афористической статье < < Природа> > ". См. том 2, стр. 64 " Естественнонаучные тексты Гёте", изданн. и коммент. Р.Штайнером в " Немецкой национальной литературе" Киршнера, библ.Nr. 1а-е, GA 1975.
|
| Карл Людвиг фон Кнебель, 1744-1834. См." Литературное наследие и переписка Кнебеля", изд. Фарнхагена фон Энзе и Мундта, 2 изд. т.3, стр. 452.
|
| считающие лошади: см. " Лошадь г-на фон Остена (умный Ганс). Статья по экспериментальной психологии животных и человека" Оскара Пфунгста с введением проф. д-ра Ц. Штумпфа, Лейпциг, 1907, и " Спор о считающих лошадях", доклад д-ра Макса Эттлингера в Психологическом обществе в Мюнхене 27 февраля 1913 года (сборник " Природа и культура", №6).
|
| я выработал... меморандум: см. " Введения" в " Конференциях" GA библ.№300 a-c, т. 1.
|
| заключение Баварской медицинской коллегии: упоминается в: " Первая немецкая железная дорога" Р.Хагена, стр.45.
|
| прусский учитель... одержал победу: высказывание Оскара Пешеля, профессора географии, в Лейпциге в его статье " Учения новейшей военной истории", от 17 июля 1866 года.
|
| я проводил свою жизнь в этом детском возрасте на маленькой железнодорожной станции: см. " Мой жизненный путь" GA библ. № 28.
|
| Лоренц Окен, 1779-1851, представил в своём " Учебнике натурфилософии" (ч.3, 1808-1811, 3-е изд. 1843) охватывающую все природные царства систему. Цитата до сих пор не найдена.
|
| " Nature`s proceeding in the social phenomena": также - как заметка к этому докладу в записной книжке Р.Штайнера, но без дальнейших примечаний. Вероятно, это - указание неа становящиеся в то время популярными мысли о воспитании Джона Дэви (John Dewey, 1859-1952) и его статей " Democracy and Education", 1916 и " Human Nature and Conduct", 1922.
|
| швейцарец Фогт: Карл Фогт, 1817-1895, один из главных представителей материализма 19-го столетия. " Наивная вера и наука", Гиссен, 1855, " Лекции о человеке, его месте в творении и в истории Земли", Гиссен, 1863.
|
| " сера, мой друг, теория": слова Мефистофеля в " Фаусте", 1-я часть, сцена с учеником в кабинете.
|
| биография Гёте Леви: George Henry Lewes, 1817-1878, < < The Life and Works of Goethe> >, London 1855, 2-й том; нем. И.Фрезе, Штуттгарт, 1857.
|
| я имел беседу с одной немецкой женщиной - правоведом: разыскать не удалось.
|
| Джон Мильтон, 1608-1674, " Paradise Lost", 1667; написанный нерифмованным ямбом эпос в двенадцати песнях (различные немецкие переводы)
|
| Августин, 354-430. " De quantitate animae"; ср. к этому с: " История идеализма" Отто Вилльмана, том 2, Брауншвейг, 1896, стр. 262.
|
| помпадуры: маленькие вышитые сумочки для рукоделья с ручкой, для дам; названы по имени маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика IV.
|
| Джереми Бентам, 1748-1832, основатель философии пользы или утилитаризма.
|
| Герберт Спенсер - см. примеч к стр.97
|
| Владимир Соловьёв, 1853-1900. См. введение к работе " Духовные основы жизни" в первом томе избранных произведений. Пер. с русского Гарри Кёллера, Иена 1914.
|
| " возлюби ближнего своего...": Левит 19, 18; Марка 12, 31.
|
| " Человек есть отражение...": Бытие 1, 27.
|
| "...появившаяся к вонце восьмидесятых годов книга " Lux mundi": A Series of Studies in the Religion of the Incarnation, edited by Charles Gore; London 1889, новое издание - 1913.
|
| пуританизм: дополнение издателя. В машинописном варианте - стоит " позитивизм". В стенограмме - возможны оба прочтения.
|
| здесь поступило некоторое количество вопросов: точный текст вопросов - не был стенографирован.
|
| были прочитаны мной народно-педагогические доклады: Рудольф Штайнер ссылается здесь на доклады в В Штуттгарте от 11 и 18 мая и 1 июня 1919 года. Они напечатаны в томе " Духовнонаучное рассмотрение социальных и педагогических вопросов", GA библ. №192.
|
| Анатолий Васильевич Луначарский, 1875-1933, русский писатель и политик; в 1917-1929 годы - нарком просвещения.
|
| почему столь необходимо... движение к трёхчленности социального организма: см. прим. к стр.11.
|
| в эти дни я однажды обратил внимание, как Бисмарк: в докладе от 1 января 1922 года в " Старые и новые методы посвящения", GA библ. №210.
|
| князь Отто фон Бисмарк, 1815-1898.
|
| Максимилиан Мария Исидор Робеспьер, 1758-1794.
|
| на протяжении ряда лет я был учителем в Берлинской общеобразовательной школе для рабочих: с 1899 по 1904; см. " Мой жизненный путь", гл. XXVIII; GA библ. №28.
|
| меня пригласили в качестве воспитателя в семью: по реомендации проф. Карла Юлиуса Шрёера Рудольф Штайнер работал с 10 июля 1884 года по 29 сентября 1890 года в доме хлопкового агента Ладислава Шпехта воспитателем его четырёх сыновей - Рихарда, Артура, Отто и Эрнста. См. " Мой жизненный путь", гл. VI.
|
| Д-р Карл Шуберт, 1881-1949, вальдорфский учитель, который вёл вспомогательный класс.
|
| именно заболевание табесом становится в этой интерпретации особенно понятным: то, что здесь в качестве примера упоминается tabes dorsalis, основывается, вероятно, на более старом понятии этой болезни. Оно принято не в том смысле, как его определяет новейшая диагностика. Ибо в более узком смысле табес является именно болезнью, которая, как это общепризнано, поражает только чувствительные элементы нервной системы. Интерпретация д-ра Штайнера здесь несомненно верна, но в данном случае она совсем не участвует, поскольку т.н. моторные нервы в данном случае - также и по внешнему наблюдению исходных данных болезни - не поражены. Однако из этого и из других взаимосвязей нужно принять, что термин " табес" в широком смысле - имеется здесь в виду для всех заболеваний, обнаруживающих расстройства движения вместе с изменениями спинного мозга, т.е. также все т.н. миэлитические процессы. И в данном случае представление д-ра Штайнера, согласно которому также - здесь выключено внутреннее восприятие, а не моторный элемент - было бы проблемным и плодотворным.
Д-р мед. В.Бооп.
|
| учебник Хаксли по физиологии: Томас Х. Хаксли, " Главные черты физиологии", вновь переработан д-ром И. Розенталем; 4-е издание, Гамбург и Лейпциг, 1910.
|
| интенсивная мелодия: см. к этому ответ на вопрос от 29 сентября 1920 года в книге " Существо музыкального и переживание тона в человеке", GA библ. №283 и доклад от 21 февраля 1924 года в: " Эвритмия как видимое пение", GA библ. №278.
|
| открытие... мисс Шлезингер: Kathleen Schlesinger, " The Greek Aulos", 1939.
|
| лечебная эвритмия... разработана мной здесь в ходе последнего курса для врачей: на протяжении второго курса для врачей и студентов-медиков от 11-18 апреля 1921 года (см. прим. к стр. 20) Рудольф Штайнер развил в шести докладах особую терапевтическую эвритмию, которая которая применяется специально для этого поготовленными лечащими эвритмистками в сотрудничестве в врачами. - " Лечебная эвритмия", восемь докладов, Дорнах, 12-18 апреля 1921 года и Штуттгарт, 22 октября 1922 года, GA библ. №315.
|
| Мария Монтессори, 1870-1952. Итальянский врач и педагог. В основанном ею детском доме (casa del bambini) она развила новые формы целенаправленного обучения в раннем детстве и сооответствующие учебное средство, т.н. игрушку Монтессори. Последовали многочисленные основания школ Монтессори в Италии и вне её.
|
* Ò å ð ì è í " æ è â à ÿ ñ è ë à " ó ï î ò ð å á ë ÿ ë ñ ÿ è ñ å é ÷ à ñ å ù å ó ï î ò ð å á ë ÿ å ò ñ ÿ â ô è ç è ê å ä ë ÿ î á î ç í à ÷ å í è ÿ ê è í å ò è ÷ å ñ ê î é ý í å ð ã è è - mv2/2 (ï ð è ì.ï å ð å â.)
|