![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соответствие обозначений марок моторных масел
Нередко возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел, например, когда необходимо выбрать отечественное масло для импортной техники или зарубежное масло для экспортируемой отечественной техники. Общепринятой в международном масштабе стала классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров ─ SAE J300. Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации API (Американский институт нефти). В справочных приложениях дается примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам API по условиям и областям применения моторных масел. Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Данные табл. 5.4 дают возможность, зная стандартную марку отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE J300 и API, найти его ближайший отечественный аналог. Классы вязкости SAE в большинстве случаев имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100 0С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1-85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1-85. В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по проспектным данным или нормативной документации на данный продукт.
Соответствие классов вязкости и групп моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и классификациям SAE и API
Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу API, но производимые разными фирмами, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь запас качества. При выборе аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств обязательно должны быть приняты во внимание все специальные требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.). В случаях непринципиальных изменений технологий производства моторных масел обязательно проводят сравнительные квалификационные испытания товарного масла-прототипа и опытного образца, выработанного по измененной технологии. Классификация и технические требования к моторным маслам для автомобильных двигателей ассоциации автомобильных инженеров Российской Федерации (ААИ) СТО ААИ 003-98. Ассоциация автомобильных инженеров РФ разработала классификацию и общие технические требования к моторным маслам для автомобильных двигателей, которые рекомендует для всех ведомств, организаций и предприятий Российской Федерации независимо от форм собственности, осуществляющих производство моторных масел для автомобильных двигателей, а также выпускающих и эксплуатирующих эти двигатели. Классификация по вязкостно-температурным свойствам. Осуществляется в соответствии с международным стандартом SAEJ 300 в зависимости от вязкостных характеристик при положительных и отрицательных температурах (табл. 5.5). Масла, имеющие в обозначении литеру «W», относятся к зимним. Например «SAE 10W», «SAE 5W». В обозначении летних масел литера «W» отсутствует, например, «SAE 20», «SAE 30». Всесезонные моторные масла имеют двойное обозначение например: «SAE 10W-30», «SAE 15W-40». Классы вязкости моторных масел, рекомендуемые для автомобильных двигателей в Российской Федерации в зависимости от сезонности применения приведены в табл. 5.6. Температурные пределы применения моторных масел на конкретных моделях автомобилей определяет предприятие-разработчик этих автомобилей и указывает в инструкции по эксплуатации. Классификация масел по эксплуатационным свойствам. Обозначения моторных масел. Моторные масла имеют буквенно-цифровое обозначение: буква «Б» - для бензиновых двигателей; буква «Д» - для дизелей; цифры от «1» до «4» обозначают область применения масла (табл. 5.7). Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях, должны иметь двойное обозначение. Первым указывается обозначение, определяющее область основного применения масла. Например, «ДЗ/БЗ» или «Б1/Д1».
Классы вязкости моторных масел по SAEJ 300
Таблица 5.7
Примеры условного обозначения моторных масел по ААИ: Яр-Марка, SAE 20W, ААИ Б1; Ангрол, SAE 30, ААИ Д2; Уфалюб, SAE 10W-30, ААИ Б2/Д1, где Яр-Марка, Ангрол, Уфалюб-торговая марка предприятия-изготовителя моторного масла; SAE 20W, SAE 30, SAE 10W-30 ─ класс вязкости по SAE; Б1, Д1, Б2/Д1 ─ обозначение по ААИ. Наряду с обозначениями моторных масел по ААИ могут применяться другие обозначения, соответствующие другим принятым классификациям. Моторные масла одного предприятия-изготовителя, с одинаковыми эксплуатационными свойствами, но имеющие отличия по основным физико-химическим показателям должны отличаться торговым названием. Например: Уфалюб, SAE 15W-40, ААИ Б3/Д1 и Уфалюб Люкс, SAE 15W-40, ААИ Б3/Д1.
Марки, состав и применение моторных масел
|