Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соответствие обозначений марок моторных масел






 

Обозначение по ГОСТ 17479.1-85 с изм. № 3 Ранее принятое обозначение Обозначение по ГОСТ 17479.1-85 с изм. № 3 Ранее принятое обозначение
М-8-В М-8В М-8-Г2 М-8Г2
М-43/6-В1 М-43/6В1(АСЗп-6) М-10-Г2 М-10Г2
М-63/10-В М-63/10В М-8-Г2(к) М-8Г2к
  (ДВ-АСЗп-10В) М-10-Г2(к) М-10Г2к
М-16-А(т) М-16ПЦ М-8-Г2(у) М-8Г2к
М-20-А МС-20П М-10-Г2(у) М-10Г2у
М-8-Б Мт-8П М-14-Г2(цс) М-14Г2ЦС
М-63/10Б2 МТЗ-10П М-14-Г2(к) М-14Г2к
М-12-Б2 М-12Б М-14-Г2 М-14Г2
М-14-Б2 М-14Б М-16-Г2(цс) М-16Г2ЦС
М-16-Б2(т) МТ-16П М-20-Г2 М-20Г2
М-8-В2 М-8В2 М-10-Д2 М-10Д
М-10-В2 М-10В2 М-16-Д2 М-16Д
М-10-В2(с) М-10-В2С М-10-Д2(м) М-10ДМ
М-14-В2 М-14В2 М-8-Д2(м) М-8ДМ
М-14-В2(з) М-14В2З М-10-Д2(цл20) М-10ДЦЛ20
М-16-В2 (М16В2) М-16ИХП-3 М-63/14-Д2(м) М63/14ДМ
М-20-В2 М-20В2 М-14-Д2(м) М-14ДМ
М-20-В2(ф) М-20В2Ф М-14-Д2(цл20) М-14ДЦЛ20
М-10-Г2(цс) М-10Г2ЦС М-14-Д2(цл30) М-14ДЦЛ30

 

Нередко возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел, например, когда необходимо выбрать отечественное масло для импортной техники или зарубежное масло для экспортируемой отечественной техники. Общепринятой в международном масштабе стала классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров ─ SAE J300. Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации API (Американский институт нефти). В справочных приложениях дается примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам API по условиям и областям применения моторных масел. Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Данные табл. 5.4 дают возможность, зная стандартную марку отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE J300 и API, найти его ближайший отечественный аналог. Классы вязкости SAE в большинстве случаев имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100 0С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1-85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1-85. В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по проспектным данным или нормативной документации на данный продукт.

 
Классификация API подразделяет моторные масла на две категории: «S» (Service) ─ масла для бензиновых двигателей и «С» (Commercial) ─ масла для дизелей. Универсальные масла обозначают классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию. Например: SF, SH, CC, CD или SF/CC, CG/CD, CF-4/SH для универсальных масел. Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу API, но производимые разными фирмами, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь запас качества.

 
Таблица 5.4

 

Соответствие классов вязкости и групп моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и классификациям SAE и API

 

Класс вязкости Класс вязкости
по ГОСТ 17479.1-85 по SAE по ГОСТ 17479.1-85 по SAE
       
33 5W    
43 10W 33/8 5W-20
53 15W 43/6 10W-20
63 20W 43/8 10W-20
    43/10 10W-30
    53/10 15W-30
    53/12 15W-30
    63/10 20W-30
    63/14 20W-40
    63/16 20W-40
       
Группа масла Группа масла
по ГОСТ 17479.1-85 по API по ГОСТ 17479.1-85 по API
А SB Г2 CC
Б SC/SA Д1 SF
Б1 SC Д2 CD
Б2 CA Е1 SG
В SD/CB Е2 SF-4
В1 SD   SH*
В2 CB   SJ*
Г SE/CC   CG-4*
Г1 SE    
* Эти классы API не имеют аналогов в отечественной классификации.

 

Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу API, но производимые разными фирмами, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь запас качества. При выборе аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств обязательно должны быть приняты во внимание все специальные требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.).

 
Согласно классификациям ГОСТ 17479.1-85 и API группу (класс) по уровню эксплуатационных свойств устанавливают только по результатам моторных испытаний масел в специальных одноцилиндровых установках и полноразмерных двигателях. Стендовые испытания проводят по стандартным методам. Чем выше присваиваемый маслу уровень эксплуатационных свойств, тем «строже» проходные оценки результатов испытаний или жестче условия их проведения. Для контроля стабильности качества серийно выпускаемых моторных масел их классификационные испытания проводят согласно требованиям ГОСТ 17479.1-85 не реже одного раза в два года. При этом определяют моющие, диспергирующие, противоизносные, антикоррозионные, антиокислительные свойства масел и их соответствие указанным в марках классам вязкости.

В случаях непринципиальных изменений технологий производства моторных масел обязательно проводят сравнительные квалификационные испытания товарного масла-прототипа и опытного образца, выработанного по измененной технологии.

Классификация и технические требования к моторным маслам для автомобильных двигателей ассоциации автомобильных инженеров Российской Федерации (ААИ) СТО ААИ 003-98. Ассоциация автомобильных инженеров РФ разработала классификацию и общие технические требования к моторным маслам для автомобильных двигателей, которые рекомендует для всех ведомств, организаций и предприятий Российской Федерации независимо от форм собственности, осуществляющих производство моторных масел для автомобильных двигателей, а также выпускающих и эксплуатирующих эти двигатели.

 
Классификация и обозначения. Масла моторные для автомобильных двигателей классифицируют по вязкостно-температурным и эксплуатационным свойствам.

Классификация по вязкостно-температурным свойствам. Осуществляется в соответствии с международным стандартом SAEJ 300 в зависимости от вязкостных характеристик при положительных и отрицательных температурах (табл. 5.5).

Масла, имеющие в обозначении литеру «W», относятся к зимним. Например «SAE 10W», «SAE 5W». В обозначении летних масел литера «W» отсутствует, например, «SAE 20», «SAE 30».

Всесезонные моторные масла имеют двойное обозначение например: «SAE 10W-30», «SAE 15W-40».

Классы вязкости моторных масел, рекомендуемые для автомобильных двигателей в Российской Федерации в зависимости от сезонности применения приведены в табл. 5.6.

Температурные пределы применения моторных масел на конкретных моделях автомобилей определяет предприятие-разработчик этих автомобилей и указывает в инструкции по эксплуатации.

Классификация масел по эксплуатационным свойствам. Обозначения моторных масел. Моторные масла имеют буквенно-цифровое обозначение:

буква «Б» - для бензиновых двигателей;

буква «Д» - для дизелей;

цифры от «1» до «4» обозначают область применения масла (табл. 5.7).

Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях, должны иметь двойное обозначение. Первым указывается обозначение, определяющее область основного применения масла.

Например, «ДЗ/БЗ» или «Б1/Д1».

 

 

 
Таблица 5.5

 

Классы вязкости моторных масел по SAEJ 300

 

Класс вязкости по SAE Вязкости при низких температурах Вязкость кинематическая при температуре 100 0С*** мм2/с(сСт) Динамическая вязкость при 150 0С**** СПз
Пусковые свойства* СПз при 0С, не более Прокачиваемость** СПз, при 0С, не более Не менее Не более Не менее
0W 6200 при минус 35 0С 60000 при минус 40 0С 3, 8 - -
5W 6600 при минус 30 0С 60000 при минус 35 0С 3, 8 - -
10W 7000 при минус 25 0С 60000 при минус 30 0С 4, 1 - -
15W 7000 при минус 20 0С 60000 при минус 25 0С 5, 6 - -
20W 9500 при минус 15 0С 60000 при минус 20 0С 5, 6 - -
25W 13000 при минус 10 0С 60000 при минус 15 0С 9, 3 - -
  - - 5, 6 9, 3 2, 6
  - - 9, 3 12, 5 2, 9
  - - 12, 5 16, 3 2, 9 для 0/5/10W-40 3, 7 для 15/20/25W-40
  - - 16, 3 21, 9 3, 7
  - - 21, 6 26, 1 3, 7
* Методы ASTM D 5293 или ASTM D 2602 ** Метод ASTM D 4684 *** Метод ASTM D 445 или ГОСТ 33 **** Методы ASTM D 4683, CECL-36-A-90 (ASTM D 4741) или ASTM D 5481

 

 
Таблица 5.6

 

Классы вязкости Сезонность применения
SAE 10W SAE 20W зима, в северных районах зима, в средней полосе
SAE20, SAE30 SAE40, SAE50 лето, в средней полосе лето, в южных районах
SAE 0W-30, SAE 0W-40 всесезонно, в арктических районах
SAE 5W-30, SAE 10W-40 всесезонно, в средней полосе
SAE 10W-30, SAE 10W-40 SAE 15W-30, SAE 15W-40 всесезонно, в средней полосе
SAE 20W-40, SAE 20W-50 всесезонно, в южных районах

 

Таблица 5.7

 

Обозначение по ААИ Применение в двигателях
Масла для бензиновых двигателей
Б1 Бензиновые двигатели грузовых автомобилей
Б2 Бензиновые двигатели легковых автомобилей выпуска до 1996 г.
Б3 Бензиновые двигатели легковых автомобилей выпуска после 1996 г.
Б4 Перспективные бензиновые двигатели, имеющие повышенные экологические показатели
Масла для дизелей
Д1 Дизели грузовых автомобилей без наддува
Д2 Дизели грузовых автомобилей с наддувом, дизели грузовых автомобилей без наддува, работающие в тяжелых условиях
Д3 Дизели грузовых автомобилей с наддувом, работающие в тяжелых условиях и имеющие повышенные экологические показатели
* Введение новых эксплуатационных групп моторных масел будет производиться по мере формирования требований разработчиками автомобилей

 

 

 
Условные обозначения моторных масел разных предприятий-изготовителей отличаются фирменной торговой маркой.

Примеры условного обозначения моторных масел по ААИ:

Яр-Марка, SAE 20W, ААИ Б1;

Ангрол, SAE 30, ААИ Д2;

Уфалюб, SAE 10W-30, ААИ Б2/Д1, где Яр-Марка, Ангрол, Уфалюб-торговая марка предприятия-изготовителя моторного масла;

SAE 20W, SAE 30, SAE 10W-30 ─ класс вязкости по SAE;

Б1, Д1, Б2/Д1 ─ обозначение по ААИ.

Наряду с обозначениями моторных масел по ААИ могут применяться другие обозначения, соответствующие другим принятым классификациям.

Моторные масла одного предприятия-изготовителя, с одинаковыми эксплуатационными свойствами, но имеющие отличия по основным физико-химическим показателям должны отличаться торговым названием. Например: Уфалюб, SAE 15W-40, ААИ Б3/Д1 и Уфалюб Люкс, SAE 15W-40, ААИ Б3/Д1.

 

Марки, состав и применение моторных масел

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал