Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Температура масла в системах турбореактивных
авиационных двигателей
В связи с этим для характеристики теплонапряженности обычно пользуются средней температурой, за которую принимают температуру масла на выходе из двигателя после объединения его потоков. Для ТРД дозвуковой авиации она составляет 100…120 0С, для самолетов, летающих кратковременно со сверхзвуковой скоростью ─ 150 0С, для ─ ТРД при скорости полета 2…3 М ─ 200…250 0С, при скорости полета 3…3, 2 М ─ 300 0С. Наименьшая температура, которая может наблюдаться в масле - это температура окружающего воздуха или температура охлаждающихся во время работы масляных потоков. Перед пуском двигателя в зимних условиях температура масла может составлять от минус 40 до минус 50 0С. Особенно неблагоприятные температурные условия создаются при остановке двигателя, когда прокачка масла прекращается, и тепло от лопаток турбины интенсивно передается подшипнику, нагревая его до 260…300 0С и выше. До такой же высокой температуры нагревается при этом поверхность и другие детали системы смазки, вызывая глубокое окисление масла, находящегося на этих поверхностях в виде тонкой пленки. Небольшое количество масла в системе (10…15 л в ТРД, 50…200 л в ТВД и 15…50 л в ГТД вертолетов) обусловливает необходимость его интенсивной циркуляции (50…130 раз в час, т.е. со скоростью движения масла в каналах и маслопроводах до 3 м/с). При этом через теплонапряженные подшипники турбины масла прокачивается в два-три раза больше, чем через подшипники компрессора. Насыщение масла воздухом в сочетании с нагревом его до высокой температуры и каталитическим действием металлов создают условия для его глубокого окисления. В результате в масляной системе и на отдельных деталях двигателя могут появляться липкие осадки, лаковые отложения и твердые вещества типа карбенов и карбоидов. Все это может привести к ухудшению условий смазки, затруднению прокачки масла в масляной системе, сокращению поступления масла на поверхности трения, ухудшению теплоотвода, увеличению энергии на трение и ускорению изнашивания деталей. Превышение предельно допустимой температуры может создать условия для разложения некоторых компонентов масла и усиленного испарения легкокипящих фракций, увеличения скорости коррозии и ускоренного разрушения уплотнительных материалов. В соответствии с условиями применения смазочные масла для газотурбинных двигателей должны отвечать следующим требованиям: обладать высокой термической и термоокислительной стабильностью, противостоять образованию отложений, изменению состава и свойств; иметь хорошие антифрикционные свойства, обеспечивающие минимальные затраты энергии на трение на всех режимах работы, легкий пуск двигателя;
обладать достаточным уровнем смазывающих свойств, обеспечивать минимальный износ трущихся деталей, прежде всего подшипников турбокомпрессора, а также зубьев шестерен высоконагруженных редукторов; надежно защищать детали двигателя от химической и электрохимической коррозии; не разрушать и не вызывать изменения физико-химических свойств уплотнительных материалов; не испаряться, иметь возможно узкий фракционный состав для обеспечения минимальных потерь от испарения и постоянства вязкостно-температурных характеристик; не вспениваться, не гидролизоваться, иметь высокую температуру самовоспламенения, не быть токсичными. Марки, состав и применение газотурбинных масел. В соответствии с перечисленными требованиями выпускается ряд марок газотурбинных масел (рис.5.2).
Рис. 5.2. Масла для газотурбинных двигателей
|