Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лабораторные работы
1. Смещение ионного равновесия в растворах солей вследствие гидролиза. 2. Влияние температуры на степень гидролиза солей. Нахождение молярной концентрации соли на основание найденного значения рН Темы докладов УИРС 1. Роль гидролиза в биохимических процессах. 2. Гидролиз АТФ как универсальный источник энергии в организме.
БУФЕРНЫЕ РАСТВОРЫ.
Цель занятия. Усвоить представления о составе, классификации и механизме действия буферных систем. Научиться применять теоретический материал для расчета рН и буферной емкости буферных систем. Изучить медико-биологическое значение буферных систем. Научиться экспериментально определять буферную емкость, готовить буферные растворы; продолжить формирование умений работать с учебной и справочной литературой. Исходный уровень знаний 1. Знание теории электролитической диссоциации. 2. Умение рассчитывать рН растворов электролитов. 3. Умение обращаться со стеклянной мерной посудой. После изучения темы студент должен: — знать: - состав буферных систем; - классификацию буферных систем; - механизм буферного действия; - факторы, влияющие на буферную емкость и рН буферных систем; — уметь: - выводить формулы для расчета рН буферных систем; - рассчитывать буферную емкость; - рассчитывать концентрации компонентов буферной системы и готовить буферный раствор;
Учебно-целевые вопросы 1. Граница применяемости рН в водных растворах в зависимости от: - температуры; - концентрации электролита 2. Активная, потенциальная и общая кислотность (щелочность) растворов: - сильных электролитов; - слабых электролитов. 3. Буферные растворы: - определение, классификация, число компонентов; - вывод формулы рН буферных систем; - механизм буферного действия. 4. Свойства буферных систем: - влияние на рН соотношения компонентов; - влияние на рН разбавления раствора 5. Буферная емкость: - зависимость от абсолютных концентраций компонентов; - зависимость от соотношения компонентов; - буферная емкость по кислоте и по щелочи. 6. Медико-биологическое значение буферных систем. 7. рН биологических жидкостей.
Вопросы и задания для самоподготовки (обязательные домашние задания, выполняемые в отдельной тетради) 1. Общая, активная и потенциальная кислотность; 2. Состав буферных смесей; 3. рН буферных растворов, факторы влияния; 4. Буферная емкость; 5. Буферные растворы в биологических системах; 6. Щелочной резерв крови; 7. Буферная кривая. 8. Определить общую и активную щелочнотсь раствора гидроксида бария, если для нейтрализации 15 мл его израсходовано 7, 5 мл 0, 2 М соляной кислоты. Ответ: Собщ. = 0.1 моль/л, Сакт =0.2 моль-экв/л. 9. Активная кислотность желудочного сока 0.047. Рассчитать рН желудочного сока. Ответ: рН=1, 33. 10. Чему равно рН ацетатного буфера, если 1 л его содержит 0.9 моль-экв уксусной кислоты и 0.6 моль-экв ацетата натрия (константа диссоциации уксусной кислоты 1, 75∙ 105)? Ответ: рН=4, 56. 11. Сколько мл 0, 2 н раствора уксусной кислоты нужно добавить к 40 мл 0.1М раствора ацетата натрия, чтобы получить раствор с рН=4? Ответ: 110 мл. 12. Сколько мл 0, 2 н раствора ацетата натрия нужно добавить к 40 мл 0.1М раствора уксусной кислоты, чтобы получить раствор с рН=5? 13. Рассмотреть, как изменится рН 0.4 н ацетатного буфера при добавлении к 1 л этого раствора: 1) 0.2 моль-экв гидроксида натрия; 3) 0.4 моль-экв соляной кислоты. 14. Рассчитать величину буферной емкости фосфатного буферного раствора, если после добавления 10 мл 0, 5 н раствора гидроксида натрия к 20 мл этого раствора рН последнего увеличивается с 7.2 до 8.0. Ответ: 0.3125 моль-экв. 15. Определить рН раствора, содержащего 0, 1 моль эфедрин-основания и 0, 01 моль эфедрин-гидрохлорида в 1 л раствора, если рКэф.= 4.64. Ответ: рН=10.36.
Задания для самоконтроля (включены в коллоквиум и зачетное занятие) 1. Общая, активная, потенциальная кислотность (щелочность) характерна для: 1) сильных электролитов 2) слабых электролитов 3) гидролизующихся солей 4) неэлектролитов 2.рН буферного раствора при добавлении сильных кислот, щелочей: 1) приблизительно сохраняется 2) резко возрастает 3) резко уменьшается 4) сначала увеличивается, а потом уменьшается 3. Найдите верную фразу: 1) буферная емкость не зависит от количества добавленного сильного электролита 2) максимальная буферная емкость при рН = рК слабого компонента системы 3) буферная емкость меняется только при добавлении сильной кислоты 4) буферная емкость – величина постоянная
|