Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Церковь и религия.






При ген. Деникине высшая церковная власть бы ла разделена между двумя учреждениями — „Управ лением вероисповеданий", во главе которого стоял князь Г. Н. Трубецкой, и „Временным высшим цер ковным управлением на юговостоке России", соз данном в мае 1919 года и собиравшемся под пред седательством архиепископа Донского и Новочер касского Митрофана. Первое учреждение ведало всеми исповеданиями, второе — исключительно де лами православной церкви.
Во главе военного и морского духовенства стоял „Протопресвитер Армии и Флота" о. Георгий Ша вельский.
При ген. Врангеле реорганизовано было сперва военное духовенство. „Разбитому душой, глубоко морально потрясенному" о. Г. Шавельскому Вран гель поручил „ознакомиться на месте с положением наших бежещев заграницей". Управляющим воен ным духовенством был назначен, 31 марта, епископ Севастопольский Вениамин, его помощником — прот. Г. Спасский.
Епископ Вениамин и архиепископ Таврический Димитрий не считали необходимым воссоздание Управления вероисповеданий и думали, что дело инославных исповеданий достаточно было бы пору чить ведению Гражданского управления: они в этом смысле обратились к управляющему делами Совета в письме от 18 мая. На своем заседании 4 июня, Совет при главнокомандующем ВСЮР заслушал доклад заместителя председателя Высшего церков ного управления архиепископа Полтавского Фео фана „об организации управления делами Право славного и Инославных Исповеданий" и постановил:
„I. Признать, что учреждение в настоящее время самостоятельного Управления Исповеданий не пред ставляется необходимым.
2. Возложить Управление делами Православного Вероисповедания на Высшее Церковное Управление на основаниях, установленных Всероссийским Свя щенным Собором.
3. Передать дела Инославных Исповеданий в ведение Гражданского Управления, по Отделу Внутренних Дел.
4. Предоставить Председателю Высшего Цер ковного Управления участвовать в заседаниях Совета при Главнокомандующем, с правом совеща тельного голоса, по делам, касающимся Православ ной церкви, а также по делам, непосредственно связанным с важнейшими жизненными интересами Государства и русского народа.
5. Предоставить Председателю Высшего Цер ковного Управления право непосредственных до кладов Главнокомандующему по делам Православ ной Церкви.
6. Передавать на предварительное заключение Высшего Церковного Управления дела о предостав лении льгот и преимуществ Инославным Исповеда ниям".

Эта резолюция отвечала желаниям еп. Вениамина и архиеп. Димитрия, за исключением предоставле ния председателю Церковного управления лишь со вещательного голоса. Позже, по просьбе Церковно го управления, ген. Врангель удалил из постановле ния слова „с совещательным голосом".

Положение, согласно которому работало Высшее церковное управление в 1920 году, было вырабо тано еще в мае 1919 года собравшимся в Ставропо ле церковным собором. Вот как передает содержа ние этого документа Б. П. Кандидов:

„§ 1 указанного положения гласил, что организу емому управлению будет принадлежать вся высшая церковная власть впредь до установления правиль ных сношений с патриархом Тихоном. Состав опре делялся из трех епископов (один из них председа тель), двух представителей духовенства и двух ми рян".

В § 6 говорилось, что Управление „простирает свои полномочия на все области России по мере ос вобождения их вооруженными силами Юга России". В § 7 было указано, что „в эти области могут войти и епархии украинской церкви, автономия коей бы ла признана всероссийским церковным собором". В § 8 было указано, что Высшему церковному уп равлению „подчиняются все духовноучебные заве дения и церковноприходские школы", „в порядке высшей инстанции". Но церковное управление ве дало далеко не всеми церковными делами: еписко пам было предоставлено решать самим ряд важных местных вопросов.

31 марта ген. Врангель выслал архиеп. Димитрию письмо с предложением, ввиду отъезда нескольких членов церковного управления, „озаботиться в бли жайшие дни изысканием способов устройства выс шей церковной власти". 6 апреля состоялось сове щание в составе архиеп. Димитрия, прот. Г. Шавель ского и графа П. Н. Апраксина. Оно решило пригла сить в Высшее церковное управление архиеп. Пол тавского Феофана, еп. Севастопольского Вениамина, о. С. Булгакова и А. А. Салова. Уехавшего позже о. Г. Шавельского заменил прот. Г. Спасский. Позже пригласили и пребывающего за границей митр. Ан тония Киевского: он приехал в Крым в конце сен тября и стал „почетным председателем" Высшего церковного управления.

Наиболее активным и авторитетным членом цер ковного управления был епископ Вениамин. Архи мандрит Вениамин (Федченков) бьет членом Все российского церковного Собора 1917/18 годов, за тем стал редактором Симферопольской семинарии. Г. Вернадский, который с ним общался в 1919 году, пишет о его большом „духовном подъеме", а также о том, что он..вдохновенно совершал церковные службы" 7. Епископом он стал в 1919 году, и произ вел большое впечатление на Врангеля, высланного в Крым ген. Деникиным. После возвращения из Константинополя в Крым в марте 1920 года, Вран гель, в минуту тяжелых сомнений, опять обратился к еп. Вениамину, который его укрепил духовно и благословил на возглавление армии и личную жерт ву ради России „старинной иконой" Божьей Мате рив. В 1920 году еп. Вениамину было 35 лет.

В Крыму возник ряд широких планов для ожив ления и укрепления приходской жизни. В апреле подал на эту тему записку инженер Петр Виридар ский: он предлагал для „национального сударст венного воспитания народа" и для борьбы с влияни ем социалистических идей „создание из православ ного прихода основной ячейки общественной и го сударственной жизни", а также устройство „мощной сети приходских кооперативов со своим централь ным кооперативным учреждением".

В июне был подан церковному управлению дру гой проект, от „Русского народного кооператива", предлагающий подобные мероприятия. Подписан он бьм ген. Заустинским и В. Петровым.

Несколько позже появился и третий проект, из предыдущего источника. Он указывал на связь объединения русского народа на почве экономиче ской с объединением на почве церковной и полити ческой и предлагал из приходских кооперативов сделать „религиознокоммерческие предприятия".
В конце августа церковному управлению был представлен детальный устав церковноприходских кооперативов, к нему был добавлен проект уста ва „Всероссийского братства св. Креста Господня", ставивший перед братством четыре цели:

. „содействовать укреплению православной веры в русском народе",

. „всячески способствовать восстановлению в прежнем благолепии православных святынь",

. „распространять просвещение в духе христиан ской веры и исконных русских начал",

. „всеми мерами содействовать к устроению на родной жизни в мире и взаимной любви русских людей между собой".

Отделения братства составляли „братья" и „сест ры" одного прихода, войсковой части или учрежде ния, имеющего свою церковь.
Высшее церковное управление поручило ген. За устинскому организацию церковноприходских ко оперативен. Братство было разрешено организовать в пределах Таврической епархии.

22 сентября Высшее церковное управление изда ло указ, отражающий его точку зрения на приход скую жизнь и ее цели:

„/.../ Несмотря на издание Священным Собором приходского устава, коим намечаются широкие перспективы приходской жизни, как показывает опыт, во многих православных приходах незаметно никакого оживления. Между тем, без возрождения прихода совершенно немыслимо не только процве тание всей русской церкви, но и духовное обновле ние русского народа, отравленного ядом социальной революции и выбитого из колеи современной дей ствительностью.

Однако, для успешной и скорой работы по воз рождению прихода одних приходских сил оказы вается недостаточно, между прочим, в виду новизны самого дела, которое отнюдь не может состоять лишь в упорядочении церковноприходского хозяй ства, но должно выразиться в создании целого ряда церковнопросветительных и религиозных приход ских учреждений и, в частности, объединить приход на почве всякого вида продовольственной, произво дительной, кредитной, благотворительной и прочей взаимопомощи.
В этих целях представляется крайне важным иметь, по крайней мере, двух опытных инструкто ров, которые могли бы, объезжая приходы, давать все нужные указания, советы и справки, в целях наилучшей организации приходской жизни и спло чения верующих на почве не только религиозно просветительных, но и житейских интересов в еди ное целое, живущее устойчивым христианским бы том, дорожащее святою церковью и привыкшее к широкой общественности под руководством наибо лее выдающихся и сильных приходских деятелей"
/.../

Высшее церковное управление обратило внима ние и на школьные дела. В сентябре оно обратилось к А. В. Кривошеину с просьбой восстановить цер ковноприходские школы! 1. 15 октября Прави тельство утвердило штаты епархиальной женской гимназии, духовной семинарии и духовного учили ща.
Летом возник проект создания высшей духовной школы, инициаторами которого были П. Кудрявцев и И. Четвериков. Проект был отклонен церковным управлением, предложившем взамен организовать „бесплатные богословские курсы" для всех желаю щих.
Церковные праздники и торжества играли значи тельную роль в общественной жизни Крыма. Таким образом, например, были отпущены „продукты на турой" в день Пасхи, всем служащим в войсках, управлениях и учреждениях^. 12, 13 и 14 сентября были объявлены „днями траура и молитвенной па мяти убиенных и в смуте погибших", с запрещением „всякого рода публичных зрелищ и увеселений" ^. В эти дни должны были повсеместно совершаться торжественные богослужения с оглашением особого послания народу. Это послание, очень пышно напи санное, призывало весь народ к покаянию в грехах:
„богоотступничестве многих", „духе мятежного своеволия и бунта", приведшего „к страшному гре ху цареубийства", „братоненавистничестве" и „бо гопротивной и злобной партийности", наконец „поклонении золотому тельцу" народа, обмануто го учением, что „одним хлебом жив человек".
В эти дни проявил кипучую деятельность уже вышеупомянутый о. Владимир Востоков. 8 сентяб ря он подал в Высшее церковное управление док ладную записку, предлагающую населению Крыма „взять св. Крест и хоругви и дружным нравствен ным воинством двинуться к фронту, впитывая в свои ряды всех верующих в спасение России силою Животворящего Креста Господня". На фронте сле довало обратиться к красноармейцам с призывом „влиться в ряды нашего шествия на поклонение родным, но поруганным от сатанистов святыням Киева, Москвы и других мест".
Высшее церковное управление, разумеется, к этому предприятию отнеслось отрицательно, но неугомонный о. Востоков все же назначил срок и место созыва своей духовной армии: 14 сентября недалеко от Симферополя собралась сотня женщин с котомками и образами, а сам о. Востоков — не явился!.
Подобные речи вели и некоторые другие пропо ведники: один из них предлагал, в Керчи, выйти народу с хоругвями навстречу красным войскам, которые, так как в шествии будут участвовать жен щины и дети, не посмеют открыть огня17. Эти пато логические явления18 не поддерживались церков ными и государственными властями. Излиянию на родного религиозного чувства давались другие возможности, как об этом, например, свидетель ствует нижеприведенное газетное сообщение, от 23 сентября:
„Чудотворная икона в Мелитополе

Мелитополь 20 сентября. Сюда прибыла чудо творная икона Курской Божьей Матери в сопровож дении епископа Вениамина. Икона прибыла в поезде Главнокомандующего. Для встречи иконы из горо да направился крестный ход, в сопровождении воен ных и гражданских властей, городского и земского самоуправления, учащихся и массы молящихся. Икона была вынесена Генералом Врангелем, кото рый благословил иконой собравшийся массой на род, икону поддерживали генералы Шатилов и Куте пов. Крестный ход с иконой направился к собору, где на площади был отслужен молебен епископом Вениамином, обратившимся к молящимся с глубо ко прочувствованным словом. Икона отбывает на фронт"!.

Еще в конце марта епископ Вениамин обратил внимание ген. Врангеля „на угрожающий упадок нравственности в армии". „Междоусобная война со всеми ее ужасами, считал он, извращала все нравственные понятия, грязнила душу", а духо венство в войсках почти не работало20. Соглашаясь с этим мнением, Врангель 10 апреля подчинил уп равляющего военным духовенством непосредствен но себе, „включив Управление военным и морским духовенством на время военных действий в состав штаба главнокомандующего", и учредил при этом Управлении десять должностей „проповедников ар мии" 21. Проповедниками были назначены не толь ко члены духовенства, но и миряне. Управлению был предоставлен „вагонцерковь" для совершения богослужений в местах, где не было храма22. Деятельности своих проповедников, „повсюду разъезжающих с богослужениями, проповедями, беседами", еп. Вениамин придавал большое зна чение и сетовал на затруднения с транспортом, с которыми они часто сталкивались. Самому еп. Ве ниамину, объезжавшему фронт в июле, пришлось два раза совершить длинные переходы пешком:
„Конечно, — констатирует он, — это апостольский способ проповеди. Но время теперь чрезвычайно дорого".

Помимо услуг „штатных" проповедников, цер ковное управление поручило о. Сергию Булгакову, бывшему профессору политической экономии, ор ганизовать группу добровольных „лекторов из профессуры и интеллигенции" ^ 3. О содержании проповедей и об их успехе нам не удалось обнару жить много данных. Г. Раковский, не всегда надеж ный свидетель, пишет о „миссионере" Рудакове, призывавшем 3й стрелковый полк Дроздовской дивизии идти крестным ходом на Москву, чем он и присоединит к себе встречающийся на его пути народ. Призывал он также написать „За Веру" на полковых знаменах.

Ген. Врангель предназначал проповедь военных проповедников не для одних воинских частей: еще 15 мая начальник штаба главнокомандующего, ген. Махров, писал еп. Вениамину, что в перспекти ве предстоящего наступления „главком просит, Вашего, Владыко, распоряжения о назначении опытных проповедников с тем, чтобы они, прибыв в корпуса до перехода их в наступление, по занятии нового района, могли бы незамедлительно начать проповедь слова Божия, излагая попутно наши за дачи по воссозданию России на новых началах".

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал