Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Лаконичная и емкая характеристика педагога (учителя) может быть представлена следующими качествами: — высокая гражданская ответственность и социальная активность; — любовь к детям, гуманистическая направленность; — духовная культура, интеллигентность; — инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм; — физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность; — потребность и готовность к постоянному самообразованию. Совокупность профессионально обусловленных требований к личности педагога отражена в его профессиограмме — идеальной модели (образце, эталоне) педагога (учителя, воспитателя, классного руководителя и т.д.), в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель, а также знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функций педагога. Это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. Профессиограмма (модель) учителя описывает требования к его педагогической компетентности. Цель профессиональной педагогической деятельности. Она заключается в воспитании личности в гармонии с собой, социумом и природой, привлечении человека к ценностям культуры есть цель выступает как особая миссия, предназначения которой - создание и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке. 2 Содержание преподавательской деятельности Он охватывает процесс организации учебной деятельности, направленной на усвоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития; процесс организации собственной деятельности 3 Средства деятельности учителя К ним относятся научные (теоретические и эмпирические) знания; тексты учебников и результаты самостоятельных наблюдений учащихся как носители знаний Прочие средства (технические, графически нет, компьютерные и т.д.о). 4 Результат преподавательской деятельности Им является развитие ученика, его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, субъекта учебной деятельности 5 субъекты педагогической деятельности Это учитель, инструменты влияния которого - его личность, знания, умения, чувства, воля 6 объекты педагогической деятельности Он специфический, так как ученик являются одновременно объектом и субъектом, ведь учебно-воспитательный процесс продуктивный лишь при условии сочетания элементов самовоспитания и самообучения ученика Более того, педагогический процесс изменяет не только ученика, но и педагога, развивая в нем одни качества, искореняя другие. Схематично структуру педагогической деятельности учителя можно представить так: определение педагогических целей и задач - \" выбор средств и способов решения поставленных задач (кого учить? Кому учить? Что в учить?)и учителя. Если рассматривать деятельность учителя шире, то к этим элементам, которые реализуют преимущественно на уроках, следует добавить еще подготовительный и внеурочное 5. Ребенок, как самоценность. Международные законы по защите детей Международные акты в защиту детей: «Декларация прав ребенка» (1959 г.), «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.).Конвенция ООН о правах ребенка –моральная и нравственно-правовая основадействий педагогов по защите прав и интересов детей.Требования конвенции по защите прав детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Основополагающие идеи системы прав ребенка: приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи; признание ре- бенка полноценной и равноправной со взрослыми личностью; самостоятельным субъектом права; равенство прав детей независимо от расы, цвета кожи, пола, язы- ка, религии, политических и иных убеждений, национального, социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и других обстоятельств; ориентация на сохранение тесной связи ребенка с семьей; ответственность государства за воспитание детей-сирот, оставшихся без попечения. Этика отношения к детству в ее историческом развитии. Объяснение в качестве первоочередной задачи государства защиты жизни и возможности развития мо- лодого поколения.Отражение идей международных документов о правах ребенка в законодательных актах Республики Беларусь. Закон РБ «О правах ребенка» (1992 г.) как основа национального плана действий по защите прав ребенка. Ребенок -- самоценность и его позиция в образовательнм процессе.Школа -- пространство развития ребенка, создающее условия для активнойжизнедеятельности детей. Целостный подход к ребенку, развивающемуся человеку, личности. Уход от «черно-белого» подхода, деления детей на «хороших-плохих». Атмосфера учебного заведения: доверие, безопасность, психологическая защищенность, возможность самовыражения; забота, любовь, заинтересованность жизнью и развитием детей; ответственность, сотрудничество. Феномен «отчуждения» детей от школы. Механизм формирования положительного отношения к школе: реализация ведущих потребностей, эмоциональный контакт с учителем, сверстниками; доверительное общение, педагогическая поддержка и уважение окружающих, справедливость; творчество.; Духовность в системе педагогических отношений. Принятие ребенка как личности.Сущность позиции ребенка в образовательном процессе как субъекта и объекта.Средства, обусловливающие позицию ребенка -- объекта образовательного процесса: система педагогических требований, режим учебного заведения, дисциплина.
6. Педагогика, как наука и учебная дисциплина. Основные категории педагогики. Окончательное выделение педагогики в самостоятельную науку завершилось с выходом трудов выдающегося чешского мыслителя-гуманиста, педагога и писателя Яна Амоса Коменского (1592–1670) и, прежде всего, его основополагающего труда –«Великая дидактика»[37] изданного в 1657 г. Именно в этой книге были разработаны основные вопросы теории и практики учебной работы с детьми. Я. А. Коменский внес в педагогику весомый вклад – впервые обосновал идею всеобщего обучения; – создал систему связанных ступеней обучения; – внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему обучения; – разработал основные принципы обучения (сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность); – изложил основные требования к учебнику; – сформулировал основные требования к учителю. Коменский противопоставил средневековой зубрежке новую систему учебной работы, соответствующую возрастным и психологическим особенностям детей. Дидактические идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах педагогов XVIII–XIX вв. Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. В настоящее время дидактика – это самостоятельная отрасль педагогики, теория образования и обучения. Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, синтезирующей в себе данные многих естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития общественных отношений. Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Основными категориями педагогики являются: обучение; воспитание; образование; развитие; самообразование; педагогический процесс; педагогическая система; педагогическая деятельность; педагогическая технология; педагогическое взаимодействие. Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями. Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, одна из центральных категорий в педагогике. Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей. Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств. Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования. Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д. Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и тем самым производить реальные преобразования не только в познавательной или эмоциональной, но и в личностной сфере.
7. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Виды связи. Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, использование данных других наук о человеке. Педагогика тесно взаимодействовала со многими науками, которые повлияли на ее становление и развитие: философией, психологией, биологией, антропологией, медициной, экономическими науками, социологией, политологией и др. Можно выделить четыре основные формы связи педагогики с другими науками: 1) использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук; 2) творческое заимствование методов исследований; 3) использование конкретных результатов исследований других наук; 4) участие педагогики в комплексных исследованиях человека. Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогическому поиску и служили методологическим основанием педагогики. В настоящее время общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствующего решаемым задачам осмысления места человека в мире. От системы философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса. Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Все выдающиеся педагоги считали, что им необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности и строить образование, учитывая эти законы. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – одна из центральных в педагогике. Она является важнейшей и для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека. Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, задействовала тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о человеке в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является предоставление образования детям, имеющим приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты. Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была определяющим условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования. Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая, и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах. Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы установления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.
8. Понятия о методологии педагогики и её уровнях: философском, общенаучном, технологическом. В современной науке под методологией понимают, прежде всего, учение о принципах построения, формы и способы научно-познавательной деятельности Методология науки характеризует компоненты исследования - его объект, предмет, задачи, совокупность исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о структуре и последов-сть решения исследовательских задач Итак, методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическое познания и преобразования действительности В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно научный и технологический · Содержание первого, высшего философского уровня методологии - это общие принципы познания и категориальный состав науки в целом Методологические функции выполняет вся система философского знания · Второй уровень - общенаучная методология - это теоретические концепции, которые используются во всех или в большинстве научных дисциплин · Третий уровень - конкретно научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, используемых в той или иной научной дисциплине Методология конкретной науки включает в себя как проблемы специфические для научного пи и знания в данной области, так и те, что выдвигаются на более высоких уровнях методологии, как, например, проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях. · Четвертый уровень - технологическая методология - это методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания ния На этом уровне методологическое знание имеет четко выраженный нормативный характер Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное подчинение При этом философском й уровень является содержательной основой любого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
9. Характеристика методов педагогического исследования. Пед-эксперимент: разновидности, этапы, требования к организации В своих научных поисках педагогика пользуется различными методами (способами) познания педагогической действительности, изучением которых занимается методология педагогики. В процессе педагогического исследования, которое имеет целью получение новых фактов, используют систему методов научно-педагогического исследования Метод научно-педагогического исследования - путь изучения и освоения сложными психолого-педагогическими процессами формирования личности, установление объективной закономерности воспитания и обучения Разнообразие методов педагогического исследования можно классифицировать на эмпирические методы исследования, теоретические методы, математические и статистические методы исследования. Эмпирические методы - Эта группа методов ориентирована на познание непосредственной действительности, внешних связей и отношений часто в педагогических исследованиях используются раскрыты эмпирические методы исследования, к ним принадлежат педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование Метод педагогического эксперимента Сущность этого метода заключается в инициировании исследователем процессов и явлений в конкретных условиях В сфере педагогических исследований это обеспечивает наиболее достоверные результаты В зависимости от цели исследования различают следующие виды педагогического эксперимента: констатирующий - изучение имеющихся педагогических явлений; уточняющий - проверка гипотезы, созданной в процессе осознания проблемы; творческий, преобразующий, формирующий - конструирование новых педагогических объявления. Педагогический эксперимент позволяет искусственно отделить исследуемое явление от других, целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на воспитанников, повторять педагогические явления в примерно одинаковых вых условиях, поставить исследуемое явление в условия, которые подвергаются контролю. Этот метод является комплексным, поскольку предполагает сочетание наблюдения, беседы, анкетирование, создание специальных ситуаций и т.д. Кроме всего прочего существуют также: Метод изучения школьной документации и ученических работ, Метод рейтинга, Метод обобщения независимых характеристик, Метод психолого-педагогического тестирования, Метод социометрии, Метод анализа результатов деятельности ученика.
|