Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дидактика, как теория обучения и образования. История развития дидактики. Предмет, основные категории и задачи .
Исторически сложилось, что наряду с термином «педагогика» долгое время в том же значении использовался термин «дидактика». Впервые его ввел немецкий педагог Вольфганг Радке, который по дидактикой понимал «искусство обучения». Наибольший вклад в развитие Д внес чешский педагог Я.А. Каменский. В 1657 году всемирно известный труд «Великая дидактика», где впервые упоминалось о классо -урочной системе, 4 четвертях, каникулах. Каменский определил Д, как «всеобщее искусство всех учить всему». Сегодня Д – теория образования и обучения. Она отвечает на вопросы: Чему учить? Как учить? Кого учить? Для чего учить? Предметом дидактики являются закономерные связи между деятельностью обучающего и обучаемого, а также между компонентами процесса обучения. Основные её задачи: -Определяет содержание обучения, разрабатывает стандарты, учебные программы и учебно-методические комплексы (чему обучать); -Изучает наиболее общие закономерности обучения, на их основе формулирует принципы и правила обучения; - разрабатывает вопросы о формах и методах, технологиях обучения (как обучать?); - анализирует и обобщает передовой педагогический опыт, изучает инновации в процессе обучения. Д. оперирует следующими основными категориями: 1. Воспитание 2. Учениие – это деятельность тех, кто обучается. 3. Образование 4. Обучение. В истории педагогики наиболее известными были две дидактические концепции: ТРАДИЦИОННАЯ, свяана с им. И.Ф. Гербарта, который разработал модель процесса обучения, которе включало 4 ступени: 1. Ясность (выделение изучаемого материала, углубленное его изучение) 2. Ассоциация (связь нового материала с ранее изученным) 3. Система (формулировка понятий и законов) 4. Метод (применение полученных знаний в новых условиях. Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения (организация обучения и весь порядок должны формировать морально-сильную личность, развивать чувство, волю). К началу 20 века эта традиционная система подверглась резкой критике за то, что передавались готовые одинаковые знания, не учитывая запросы самого ребенка.. Эту концепцию назвали «школа книжной учебы». В начале 20 века активно развивалась 2 концепция: ПЕДОЦЕНТРИСТСКАЯ. Ее появление связано с именем американца Дж. Дьюи (философ), который считал, что обучение следует выстраивать исходя из интересов ребенка. Важное место отведено развитию разнообразных умений детей. Они не должны получать, заучивать и вопсроизводить готовое, но должны стать активными участниками процесса. Эту концепуию назвали «Школа труда, жизни»
|