Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы целеполагания в педагогике. Социальная обусловленность и исторический характер целей и воспитания. Трактовка целей образования и воспитания в директивных документах РБ
Образование как целостный педагогический процесс имеет целенаправленный характер. Цель образования определяет содержание, методы, формы, средства, результаты педагогического взаимодействия. Проблема целеполагания — одна из важнейших проблем педагогики. Цель педагогического процесса (обучения, воспитания) — это предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия. Соответственно цель педагогической деятельности — предвосхищение в сознании педагога ее результатов. I (макросоциальный) уровень — определение идеала воспитания в обществе (отдельной стране, у конкретного народа). Это общественный идеал совершенного человека или группы людей, человечества, цивилизации, цели образования, задаваемые обществом Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие телесного здоровья, психических процессов и свойств личности, ее социальное и духовное развитие. Гармоническое развитие имеет в виду установление соразмерных и стройных отношений индивида с окружающей природой, социальной средой и самим собой (И.И. Прокопьев). Эта идея нашла отражение в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006 г.), согласно которой целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Эта заданная обществом цель предполагает решение следующих задач: формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; подготовка к самостоятельной жизни и труду; Содержание образования. Исторические и современные тенденции образования. Совершенствование содержания общего среднего образования в РБ Содержание общего среднего образования — педагогически адаптированный социальный опыт (в составе системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений), усвоение которого ориентировано на формирование ценностей национальной и общечеловеческой культуры, обеспечение самоопределения и самореализации личности, в том числе на продолжение образования, адаптацию ее к жизни в обществе. В эпоху Ренессанса и в XVIII—XIX веках в связи с развитием буржуазных отношений, поисками путей возвращения человека к самому себе, борьбой за свободу, равенство, братство стали возникать концепции формирования целостной личности, предприниматься практические попытки их реализации. Об этом свидетельствует и «Школа радости» В. де Фельтре, в которой ребенку из обеспеченной семьи предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития. И теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы. И идея И.Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения его в активную жизнедеятельность. Все эти прогрессивные идеи, в снятом виде, были использованы, явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как «Новые школы» во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающих образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Тенденция развития содержания среднего общего образования в советской школе с самого зарождения определялась партийными решениями и установками, требовавшими, с учетом мирового опыта, создания учебно-воспитательного учреждения по развитию человеческой личности, свободной от классовых предрассудков, способной как к духовному самосовершенствованию, так и к овладению нужными обществу профессиями. В застойные годы(1964 – 1986) прогрессивные тенденции развития среднего образования стали затухать. Человек в современном мире живет и действует в нескольких жизненно важных для него сферах. К первой группе относятся: космическая, производственно-экономическая, экологическая, которые условно объединяются в сферу рационального взаимодействия человека с природой и которые в совокупности В.И. Вернадский обозначил емким словом ноосфера. Вторая группа сфер взаимодействия людей включает в себя все системы общественных отношений — производственных, правовых, нравственных, регулируемых общественным сознанием. Третья группа сфер образуется в самом человеке. В нее входят: сфера разума, рационального регулирования поведения Таким образом, в понимании сущности, содержания, назначения современного общего среднего образования четко обнаружилась новая тенденция: от обыденного, практико-прагматического толкования'проблем образования к их гуманистическому осмыслению, формированию детской личности как целостного и гармоничного человеческого существа, в единстве его внутренней духовности и внешнего воплощения.
|