![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные психологические понятия по темеСтр 1 из 28Следующая ⇒
Семинар № 1. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии Цель: сформировать представление об особенностях психического развития и его влияние на ребёнка в целом. Основные психологические понятия по теме Анозогнозия – невозможность осознания, отрицание болезни (недостатка) или ее тяжести Аномальное развитие – значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обуславливающее необходимость специальных условий воспитания. Обучения и развития. Асихронии – неравномерное, диспропорциональное психическое развитие. Дизонтогенез – нарушения развития психики в целом или ее отдельных составляющих. Нарушения первичные, ядерные – малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора. Нарушения вторичные, системные – обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично поврежденной функцией. Нарушения третичные, факультативные – нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией. Ретардация – незавершенность отдельных этапов развития, при которых не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными, отсутствует инволюция (угасание0 более ранних форм развития. Сложный дефект – сочетание двух и более дефектов развития, имеющих особую структуру, качественно отличную от его составляющих.
План: 1. Современные критерии психологического здоровья личности. 2. Понятие идеальной и аномальной нормы развития (теория о первичном и вторичном дефектах Л.С.Выготского) 3. Сущность феномена нарушенного развития. 4. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, повреждённое развитие, искажённое развитие, дисгармоничное развитие. 5. Основные классификации нарушений в психическом развитии.(не менее 3) 6. Причины отклонений в развитии. Вопросы для самоконтроля: 1. В чём состоит практическое значение различных норм развития. 2. В чём состоит основное методическое и методологическое значение понимания дефекта как потенциального источника компенсации и развития. 3. Развитие понятия «недоразвитие» и «задержанное развитие». 4. Структура нарушенного развития и ее основные характеристики. 5. Роль Л.С. Выготского в становление отечественной специальной психологии 6. Чем объясняется многообразие форм отклонений в развитии? 7. Каковы основные принципы классификаций разных форм отклонений в развитии? 8. В достоинства и недостатки классификации В.В. Лебединского? 9. Чем определяются возможности создания новых классификаций? Литература 1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2004 2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1997.
7. Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 6-29, 48-82, 82- 123 Дополнительная литература Чебеляев И.Ю. Роль наследственных факторов в развитии недифференцированной умственной отсталости. Специальная психология, 2010, № 2. С.21-25.
|