Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инфляция, ее причины и особенности в России.






Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Сущность инфляции экономисты трактуют по разному:

а) как любое обесценение денег;

б) как повышение общего уровня цен;

в) как многофакторный процесс, не имеющий однозначного трактования.

Важнейшим признаком инфляции чаще всего является повышение цен, она представляет сложный соц.-экономический процесс, свидетельствующий о разбалансированности хозяйства страны. Инфляцию можно классифицировать в зависимости от различных признаков.

1. В зависимости от темпов роста цен:

а) нормальная – 1-3% (ряд экономистов считает, что отсутствие инфляции тоже плохо для экономики, например, в Японии нет инфляции уже долгое время, что негативно сказывается на темпах роста экономики);

б) ползучая (умеренная) – среднегодовые темпы – 5-10%;

в) галопирующая – 10-50%;

г) гиперинфляция – более 100% в год – в некоторых странах Африки, в 1992 г. цены в России возросли более, чем в 26 раз.

2. В зависимости от продолжительности можно выделить сезонную и хроническую инфляцию и стагфляцию, когда инфляция сопровождается падением производства (Россия в 90-е гг.).

3. По способам возникновения:

а) инфляция спроса – избыточный выпуск денег в связи с гос. расходами, неподкрепленный ростом производства или товарный голод при социализме при наличии спроса на товары (как результат цены теневого рынка);

б) инфляция издержек – рост издержек производства, например, при монополии на энергоносители или др. затраты;

в) импортируемая инфляция – чрезмерный поток капитала или резкое повышение импорт. цен (пример: в России в результате резкого скачка валют. курса);

г) кредитная – чрезмерные темпы кредитования.

В каждой стране имеются свои особенности, в России инфляцию нельзя рассматривать без учета специфики планово-распределительной системы хозяйствования и ломки этой системы в 90-е гг. Социалистич. система породила затратный механизм хозяйствования, неэффективность инвестиций и использование дешевого труда различных категорий трудящихся (заключенные, военные, студенты и т.д.).

В России при достаточно низких темпах роста денеж. массы в последнее время наблюдается достаточно высокая инфляция.

Темпы инфляции измеряются индексом цен. Индекс цен – показатель динамики повышения цен или их снижения за определен. период (год, квартал). Наиболее важными индексами цен явл-ся:

а) индекс потребительских цен – динамика стоимости «корзины» потребительских товаров и услуг (продовольственных товаров, жилья, топлива и т.п.). Росстат считает этот показатель по определен. набору товаров (потребительская корзина);

б) индекс цен производителей – динамика оптовых цен;

в) дефлятор ВВП – величина, обратная индексу цен, рассчитанному по всему ВВП.

К осн. факторам инфляции в России можно отнести:

- структурные диспропорции в экономике (осн. развитие добывающим отраслям, низкий технологич. уровень промышлен. производства), кроме того, это способствует притоку иностран. валюты в страну (ЦБ РФ покупает эту валюту и эмитирует наиональную валюту);

- монопольное ценообразование, особенно на энергоносители, что ведет к высоким затратам на производство, а многие отрасли ставит на грань выживания (пример: с/х);

- низкое качество и неконкурентоспособность, низкая производительность труда, что способствует сохранению уровня развивающейся страны (кроме того, не дает возможности экспортировать продукцию др. отраслей, кроме добывающих);

- высокая степень н/о;

- высокий уровень коррупции в стране и наличие теневого оборота денег;

- высокие темпы оттока капитала (значит не особо выгодно развивать производство в России);

- постоянные ожидания инфляции, что заставляет производителей постоянно повышать цены на продукцию (т.н. ожидаемая инфляция).

Согласно данным Росстата инфляция за 2011 г. составила 6, 1%, за 2012 г. – 6, 6%. ЦБ РФ проводит политику таргетирования инфляции (т.е. целевые ориентиры показателей инфляции), количественные ориентиры на 2013 г. – 5-6%, на 2014-2015 г. – 4-5%.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал