Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инфляция, ее причины и особенности в России.
Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Сущность инфляции экономисты трактуют по разному: а) как любое обесценение денег; б) как повышение общего уровня цен; в) как многофакторный процесс, не имеющий однозначного трактования. Важнейшим признаком инфляции чаще всего является повышение цен, она представляет сложный соц.-экономический процесс, свидетельствующий о разбалансированности хозяйства страны. Инфляцию можно классифицировать в зависимости от различных признаков. 1. В зависимости от темпов роста цен: а) нормальная – 1-3% (ряд экономистов считает, что отсутствие инфляции тоже плохо для экономики, например, в Японии нет инфляции уже долгое время, что негативно сказывается на темпах роста экономики); б) ползучая (умеренная) – среднегодовые темпы – 5-10%; в) галопирующая – 10-50%; г) гиперинфляция – более 100% в год – в некоторых странах Африки, в 1992 г. цены в России возросли более, чем в 26 раз. 2. В зависимости от продолжительности можно выделить сезонную и хроническую инфляцию и стагфляцию, когда инфляция сопровождается падением производства (Россия в 90-е гг.). 3. По способам возникновения: а) инфляция спроса – избыточный выпуск денег в связи с гос. расходами, неподкрепленный ростом производства или товарный голод при социализме при наличии спроса на товары (как результат цены теневого рынка); б) инфляция издержек – рост издержек производства, например, при монополии на энергоносители или др. затраты; в) импортируемая инфляция – чрезмерный поток капитала или резкое повышение импорт. цен (пример: в России в результате резкого скачка валют. курса); г) кредитная – чрезмерные темпы кредитования. В каждой стране имеются свои особенности, в России инфляцию нельзя рассматривать без учета специфики планово-распределительной системы хозяйствования и ломки этой системы в 90-е гг. Социалистич. система породила затратный механизм хозяйствования, неэффективность инвестиций и использование дешевого труда различных категорий трудящихся (заключенные, военные, студенты и т.д.). В России при достаточно низких темпах роста денеж. массы в последнее время наблюдается достаточно высокая инфляция. Темпы инфляции измеряются индексом цен. Индекс цен – показатель динамики повышения цен или их снижения за определен. период (год, квартал). Наиболее важными индексами цен явл-ся: а) индекс потребительских цен – динамика стоимости «корзины» потребительских товаров и услуг (продовольственных товаров, жилья, топлива и т.п.). Росстат считает этот показатель по определен. набору товаров (потребительская корзина); б) индекс цен производителей – динамика оптовых цен; в) дефлятор ВВП – величина, обратная индексу цен, рассчитанному по всему ВВП. К осн. факторам инфляции в России можно отнести: - структурные диспропорции в экономике (осн. развитие добывающим отраслям, низкий технологич. уровень промышлен. производства), кроме того, это способствует притоку иностран. валюты в страну (ЦБ РФ покупает эту валюту и эмитирует наиональную валюту); - монопольное ценообразование, особенно на энергоносители, что ведет к высоким затратам на производство, а многие отрасли ставит на грань выживания (пример: с/х); - низкое качество и неконкурентоспособность, низкая производительность труда, что способствует сохранению уровня развивающейся страны (кроме того, не дает возможности экспортировать продукцию др. отраслей, кроме добывающих); - высокая степень н/о; - высокий уровень коррупции в стране и наличие теневого оборота денег; - высокие темпы оттока капитала (значит не особо выгодно развивать производство в России); - постоянные ожидания инфляции, что заставляет производителей постоянно повышать цены на продукцию (т.н. ожидаемая инфляция). Согласно данным Росстата инфляция за 2011 г. составила 6, 1%, за 2012 г. – 6, 6%. ЦБ РФ проводит политику таргетирования инфляции (т.е. целевые ориентиры показателей инфляции), количественные ориентиры на 2013 г. – 5-6%, на 2014-2015 г. – 4-5%.
|