Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация денежного обращения в РФ. Закон денежного обращения.
Под денеж. обращением обычно понимается обращение налич. денег, т.е. деньги в функции средства обращения и средства платежа. Эмиссия налич. денег (банкноты и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществлюется исключительно Банком России. В целях организации на территории РФ налич. денеж. обращения на Банк России возлагаются следующ. функции: - прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты БР, создание их резервных фондов; - установление правил хранения, перевозки и инкассации налич. денег для кредит. орг-ций; - установление признаков платежеспособности банкнот и монеты БР, порядок уничтожения банкнот и монеты, а также замены поврежденных банкнот и монеты; - определение порядка ведения кассовых операций. Потребность хоз. оборота в денеж. средствах прогнозируется путем установления контрольных цифр минимал. и максимал. границ прироста денеж. массы. Причем ЦБ РФ использует экономико-математические модели функций спроса и предложения денег и дает оценку оптимального денеж. оборота и потенциального предложения денег. При расчетах используются данные за предыдущие периоды, т.к. в ЦБ собирается и анализируется вся инф-ция о движении налич. денег по стране (все кредит. орг-ции представляют отчетность о кассовых оборотах в соответствующие подразделения ЦБ РФ). Эмиссию налич. денег осуществляет ЦБ и его подразделения – РКЦ. Они находятся во всех субъектах и выполняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных на этих территориях коммерч. банков. В РКЦ имеются резерв. фонды (там хранятся налич. деньги, которые считаются деньгами вне обращения) и оборотные кассы (из которых деньги выдаются коммерч. банкам или куда поступают налич. деньги, сданные банками). Операции по передаче денег из резерв. фондов в оборот. кассу явл-ся эмиссионной для данного РКЦ (а в целом по стране эмиссии может и не быть). Но в целом по стране эмиссия денег – это если произошло увеличение денеж. массы в обращении. Резерв. фонд – запас денеж. знаков, предназначенных для выпуска в обращение в случае потребности экономики данного региона (они не в обращении, это резерв). В оборот. кассы постоянно поступают налич. деньги от коммерч. банков, в банках есть лимит кассовой наличности. Структура налично-денежного оборота включает определен. денеж. потоки между субъектами денеж. отношений: 1) между ЦБ и коммерч. банками; 2) между коммерч. банками; 3) между банками и их клиентами – налич. деньги поступают в кассы банков обычно через систему инкассации и в меньшей степени от самих клиентов – ИП, физ. лица (вклады, возврат кредитов). Также идет процесс выдачи налич. денег клиентам – орг-циям на зарплату и хоз. расходы, др. цели, физ лицам – вклады, выдача кредитов. Кроме того, важное значение имеет в последние годы организация работы банкоматов, где физ. лица могут получить деньги по картам или внести деньги. 4) Поток – между орг-циями и населением и между орг-циями (установлен лимит 100 тыс. руб.). Кроме того, этот оборот в последние годы намного снизился в связи с повсеместным применением карт для выдачи зарплаты. Для организации налич. оборота ЦБ устанавливает: - порядок ведения кассовых операций; - правила организации поступления налич. денег в кассы кредит. орг-ций; - правила организации выдачи налич. денег из кассы кредит. орг-ций; - правила расчета лимита остатка касс по орг-циям и коммерч. банкам, деньги сверх лимита необходимо сдавать в банк (в последнее время отменен порядок обязательной проверки банками соблюдения кассовой дисциплины в орг-циях); - порядок расчетов и лимиты расчета налич. деньгами (между юр. лицами) – 100 тыс. руб. в настоящее время. ЦБ проводит большую работу по внедрению безналич. форм расчетов вместо налич. оборота и процесс хоть и не так быстро, но идет, если в 2006-2007 гг. доля налич. денег в М2 составляла 30%, то сейчас – 25%. Закон денеж. обращения отражает связь между кол-вом денег в обращении и товар. массой (сформулирован К. Марксом). М = Сумма цен на товары, проданные за год / Средняя скорость обращения денеж. ед-цы за год (раз) Где М – масса денег в обращении. Эту формулу можно дополнить, т.к. по мере роста экономики деньги все в большей степени выполняют функцию средства платежа: М = Сумма цен на товары –К+П–ВП / Средняя скорость обращения денеж. ед-цы Где К – сумма цен товаров, проданных в кредит; П – сумма цен товаров, ранее проданных в кредит, срок оплаты которых наступил в этом году; ВП – взаимопогашаемые платежи (клиринг). В современ. условиях эту формулу можно представить в следующ. виде: М = ВВП ´ темп роста инфляции / Скорость оборота денег Где М – масса денег в обращении (в России это в основном М2). Скорость же оборота денег в практике ЦБ рассчитывается по данным прошлых периодов.
43. Современная мировая валютная система: проблемы и принципы функционирования. Валют. система – форма организации и регулирования валют. отношений, закрепленная нац. законодат-вом или межгос. соглашениями. Различают нац. валют. систему, региональную (зона евро – с 2002) и международ. валют. систему. Международ. валют. система сформировалась во второй пол. 19 века и прошла в своем развитии ряд этапов (которые в основном связаны с применением для международ. расчетов тех или иных платеж. средств – сначала это было золото, а затем валюты наиболее развитых экономически стран). Осн. элементы современной валют. системы: 1) функциональные формы мировых денег (т.н. резервные валюты) – ведущие свободно конвертируемые валюты – в наст. время – доллар США, евро (кроме того, к ведущим валютам можно отнести фунт стерлингов, швейцарский франк, японскую иену, южно-корейский вон, т.к. именно они входят в корзины осн. валют для определения валют. курсов). 2) Регламентация условий конвертируемости валют. Валюты по конвертируемости можно разделить на следующ. виды: - свободно конвертируемые – почти отсутствуют ограничения по валют. Операциям (доллар США, евро, иена и ряд др. валют); - частично конвертируемые – есть ограничения по валют. операциям, например, по счетам движения капитала (рубль, юань) или по ввозу или вывозу; - неконвертируемые или замкнутые валюты (например, в СССР при социализме, сейчас Северная Корея, ряд стран Африки). 3) регламентация режимов валют. курсов. Страны могут применять: - фиксированный курс; - плавающий курс, причем может быть регулирование плавающ. курса с помощью валют. интервенций ЦБ РФ (как в России). 4) унификация правил использования международ. кредит. средств обращения (чеков, векселей и др.) и осн. форм международ. расчетов (аккредитив, банк. переводы с помощью электрон. платежей и т.д.). Почти все страны подписали международ. докум-ты единообразной форме и использовании векселя, аккредитива, проведении расчетов через систему SWIFT и т.п. 5) действует система регулирования компонентов международ. валют. ликвидности – где стране взять валюту при необходимости, сначала используются золото - валютные резервы и резерв. фонды страны, затем – кредит в МВФ в размере квоты или, например, в Европе – кредит ЕЦБ (например, Греция в 2013 г.). 6) режимы мировых валют. рынков и рынков золота (как работают, как определяются цены, возможности регулирования). 7) международ. орг-ции, осуществляющие валют. регулирование – МВФ. Кроме того, есть и др. международ. орг-ции со своими задачами – Мировой Банк (долгосрочные кредиты и помощь беднейшим странам в инвестициях), Банк международ. расчетов (в Базеле). Осн. положения по современной валют. системе были приняты на ямайской конференции в 1976 году: - ни одна валюта не имеет золотого содержания; - страна может применять фиксированный или плавающий курс валюты, большинство стран применяют плавающий; - нет фиксированной цены на золото (цена на рынке), хотя золото остается резерв. активом; - для сглаживания резких колебаний валют. курсов ЦБ стран должны ими управлять (например, проводить валют. интервенции и проводить соответствующую денежно-кредитную политику); - осн. органом регулирования явл-ся МВФ. В последние годы нарастает нестабильность валют. системы. Ее нестабильное состояние вызвано кризисом высокорисковых активов в 2008 году и переводом средств инвесторов в более безопасные активы (что привело к росту стоимости нефти и др. натурал. товаров). Кроме того, ситуацию усугубляет отсутствие альтернативы американскому доллару. Он явл-ся мировой резерв. валютой – его доля в общем объеме мировых денеж. операций составляет 50%. Осн. резервы стран тоже накоплены в долларах. Например, у России резервов свыше 500 млрд. долларов, а у Китая больше 3-х трлн. Долларов. Неизвестно, зачем копить дальше и сколько будет стоить доллар в будущем. Огромная масса долларов в мире приводит к росту цен на сырьевые и др. активы, что еще больше осложняет ситуацию. Ряд стран пытается решить проблему своими средствами, пока, конечно это начало: - расчеты России и ряда стран СНГ – в рублях; - торговля с Китаем и др. странами БРИК – в нац. валютах; - договоренность о создании совместного банка со странами БРИК; - попытки создать свои совместные валюты в Юж. Америке (Венесуэла, Эквадор и ряд др. стран). Все это свидетельствует о кризисе системы, но процесс этот длительный и очень зависит от политич. стабильности в мире.
|