Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность, функции налогов и принципы налогообложения.
Налог как любая экономич. категория соединяет в себе объективное и субъективное начало. Налог объективен, т.к. продиктован жизненной необходимостью. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития. Без налогов невозможно существование гос-ва. Экономич. содержание налогов выражается в экономич. взаимоотношениях гос-ва и хозяйствующ. субъектов, граждан по поводу формирования гос. финансов. Субъективность налогов связана с их осознанным использованием на практике через конкретные виды налогов, организацию их уплаты и контроля со стороны гос-ва за налог. отношениями. Властные органы могут изменять тяжесть налогов, приспосабливать их к своей фин. политике, т.е. гос-во может использоватьэту категорию как во благо, так и во вред общества. Научная обоснованность налоговых форм зависит от профессионализма (отсутствия лоббированности) лиц, занимающихся регулированием налоговых отношений и степени демократической, правовой зрелости граждан (полнота уплаты). Общественное содержание налогов заключается в том, что налоги участвуют в процессе перераспределения ВВП. Налог. отношения явл-ся частью фин. отношений. Т.о., налоги – экономич. категория, выражающая отношения по перераспределению НД страны в связи с формированием централизованных денеж. фондов. Выделяют следующ. признаки налога: 1) обязательность (принудительность) – уплата налога явл-ся конституционной обязанностью; 2) законодательно-правовой характер – налог. обязанность вытекает из закона, а не явл-ся соглашением гос-ва с отдельным налогоплательщиком (н/п). Аксиома налог. законодат-ва «о налогах не договариваются»; 3) безэквивалентность – уплата налога не порождает встречной обязанности гос-ва совершить в пользу определен. н/п-ка конкретные действия. Гос-во выполняет свои функции в равной мере в отношении всех н/п-ков, независимо от размера уплаченного налога. Налоги имеют нецелевой характер; 4) денежный характер. П.1 ст.8 НК РФ «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности или оперативного управления денеж. средств в целях фин. обеспечения деят-ти гос-ва и (или) муниципал. образований». Сбор п. 2 ст. 8 «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с орг-ций и физ. лиц, уплата которого явл-ся одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора гос. органами, органами местного самоуправления, иными уполномочен. органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление прав или выдачу разрешений (лицензий)». Отличие налогов от сборов: 1) периодичность уплаты – налоги уплачиваются по окончании налог. периода, постоянно при наличии налог. базы, сборы – единовременно при обращении за совершением определен. действий; 2) эквивалентность – налоги безэквивалентны, уплаты сбора являются условием совершения гос-вом действий в пользу плательщика.
|