Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Банковские риски, методы управления банковскими рисками.
Риск отражает степень вероятности события, которое влечет наступление ущерба (имуществу банка, его инфраструктуре, достижению уставных целей и т.п.). Вероятность наступления опасных событий зависит от совокупности факторов объективного и субъективного характера, называемых источниками риска (факторами) риска. Имеется множество различ. классификаций банк. рисков. Классификация банк. рисков: 1. Сфера действия рисков. 1) Внутренние риски: - кредитные риски (риск неуплаты кредита и процентов); - процент. риски (риски, связанные с превышением процент. ставок по привлечен. средствам над ставками по активным операциям); - валют. риски (потери при изменении валют. курса); - рыночные риски (вероятность фин. потерь в связи с неблагоприятным изменением рыноч. цен – например, цен. бумаги); - риски фин. услуг; - прочие риски. 2) Внешние риски (международные, страновые, республиканские, региональные): - страховые риски; - риски стихийных бедствий; - правовые (законодательные) риски; - конкурентные риски; - политич. риски; - соц. риски; - экономич. риски; - фин. риски; - риски перевода; - организационные риски; - отраслевые риски; - прочие риски. 2. Состав клиентов банка. 1) Кредитоспособность клиента: - мелкого; -среднего; - крупного. 3. Масштабы рисков. 1) Общие: - клиента; - банка. 2) Частные (от отдельных операций). 4. Степень (уровень) риска: - полные; - умеренные; - низкие. 5. Распределение рисков во времени: - прошлые (ретроспективные); - текущие; - будущие (перспективные). 6. Характер учета операций: - балансовые; - забалансовые. 7. Возможность регулирования: - открытые; - закрытые. Внутренние банк. риски возникают в результате деят-ти самих банков и зависят от проводимых операций. Соответственно банк. риски делятся на: - связанные с активами (кредитные, валютные, рыночные, расчетные, лизинговые, факторинговые, кассовые, риск по корреспондент. счету, по финансированию и инвестированию и др.); - связанные с пассивами банка (риски по вкладам и прчим депозит. операциям, по привлечен. межбанк. кредитам); - связанные с качеством управления банком своими активами и пассивами (процент. риск, риск несбалансированной ликвидности, неплатежеспособности, риски структуры капитала, недостаточности капитала банка); - связанные с риском реализации фин. услуг, операционные, технологические риски, риски инноваций, стратегич. риски, бухгалтерские, административные, риски злоупотреблений, безопасности). Риск потери ликвидности связан обычно с невозможностью заплатить по обязательствам или провести платежи клиентов в связи с отсутствием ликвидных средств (в кассе, на корреспондент. счете в ЦБ). Внеш. риски в своей совокупности обычно характеризуются также пространственным аспектом, означающим, что различным регионам, республикам, разным странам или группам стран в каждый момент присущи особое сочетание и специфическая мера остроты внеш. рисков, обусловливающее особую привлекательность или непривлекательность данного региона или данной страны с т.з. банк. деят-ти. Выражение «страновой (региональный) риск» означает только аспект, но не содержательно отдельный вид риска наравне с фин., экономич., политич. и иными внеш. рисками. Риски состава клиента связаны с маркетингом банк. услуг и контактами с общественностью. Разнообразие требований мелкого, среднего и крупного клиента с неизбежностью определяет и степень самого риска. Так, мелкий заемщик больше зависит от случайностей рыноч. экономики. В то же время значительные кредиты, выданные одному крупному клиенту или группе связанных между собой клиентов, часто являются причиной банк. банкротств. Степень банк. риска, как видно из классификации, определяется тремя понятиями: полный, умеренный и низкий риски. В условиях действия разнообразных внеш. и внутрен. факторов риска могут использоваться различ. способы снижения риска, воздействующие на те или иные стороны деят-ти предприятия. Многообразие применяемых в предпринимат. деят-ти методов управления риском можно разделить на 4 группы: Методы управления рисками: 1) Методы уклонения от рисков; 2) методы локализации; 3) методы диверсификации рисков; 4) методы компенсации рисков. Например, по кредит. риску: - уклонение от рисков может означать – если банк не работает с определен. группами клиентов, выделяет при анализе фин. состояния заемщиков тех клиентов, по которым велик риск невозврата кредитов (т.е. можно не выдавать кредит, не покупать цен. бумагу); - методы диверсификации связаны с лимитами кредитования по группам клиентов, по отраслям, кроме того, и ЦБ устанавливает максимал. лимит кредитования по заемщику (25% капитала банка); - компенсация рисков связана с формированием источников покрытия рисков, например, по ссудам формируется резерв в зависимости от фин. состояния и кредит. истории заемщика (5 групп риска). В каждом банке есть подразделения, которые отвечают за анализ осн. видов рисков (кредитного, риска потери ликвидности, процентного) и методы их регулирования и снижения. В каждом банке должна быть организована система внутрен. контроля, разработаны норматив. докум-ты по внутрен. контролю. Осн. задачи контроля по рискам направлены на: 1) выявление, измерение и определение приемлемого уровня банк. рисков; 2) постоянное наблюдение за банк. рисками; 3) принятие мер по поддержанию банк. рисков на уровне, не угрожающем фин. устойчивости банка. Осн. рисками для банков явл-ся: - кредитный; - процентный; - потери ликвидности. ЦБ со своей стороны также регулирует банк. риски: - устанавливает обязательные нормативы (достаточности, ликвидности, валют. позиции); - осуществляет банк. надзор (анализ отчетности банков, проверки на местах, в т.ч. проверки организации работы по рискам).
55. Центральный банк (Банк России): цели деятельности, функции и операции. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориал. учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и др. орг-ции, в т.ч. подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деят-ти Банка России. Свои функции Банк России осуществляет независимо от др. федерал. органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Банк России явл-ся юр. лицом. Банк России имеет печать с изображением Гос. герба РФ и со своим наименованием. Местонахождение централ. органов Банка России – г. Москва. Устав. капитал ЦБ РФ определен в размере 3 млрд. руб. Устав. Капитал и иное имущество Банка России явл-ся федерал. собственностью. Гос-во не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам гос-ва, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федерал. законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Целями деят-ти Банка России явл-ся: - защита и обеспечение устойчивости рубля; - развитие и укрепление банк. системы РФ; - обеспечение стабильности и развитие нац. платеж. системы; - развитие фин. рынков РФ; - обеспечение стабильности фин. рынка РФ. Получение прибыли не явл-ся целью деят-ти Банка России. Банк России выполняет следующ. функции: 1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую гос. денежно-кредитную политику; во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования фин. рынка РФ; 2) монопольно осуществляет эмиссию налич. денег и организует налич. денеж. обращение (утверждает графическое обозначение рубля в виде знака); 3) явл-ся кредитором последней инстанции для кредит. орг-ций, организует систему их рефинансирования; 4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ, осуществляет надзор и наблюдение в нац. платеж. системе; 5) устанавливает правила проведения банк. операций; 6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджет. системы РФ, если иное не установлено федерал. законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномочен. органов исполнит. власти и гос. внебюджет. фондов; 7) осуществляет эффективное управление золотовалют. резервами Банка России; 8) принимает решение о гос. регистрации кредит. орг-ций, выдает кредит. орг-циям лицензии на осуществление банк. операций, приостанавливает их действие и отзывает их; 9) осуществляет надзор за деят-тью кредит. орг-ций и банк. групп, кроме того, осуществляет регулирование, контроль и надзор за деят-тью некредит. фин. орг-ций; 10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссион. цен. бумаг и проспектов цен. бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссион. цен. бумаг; 11) организует и осуществляет валют. регулирование и валют. контроль в соответствии с законодат-вом РФ; 12) определяет порядок осуществления расчетов с международ. орг-циями, иностран. гос-вами, а также с юр. и физ. лицами; 13) утверждает отраслевые стандарты бух. учета для кредит. орг-ций, Банка России и некредит. фин. орг-ций, план счетов бух. учета для кредит. орг-ций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения; 14) устанавливает и публикует официал. курсы иностран. валют по отношению к рублю; 15) принимает участие в разработке прогноза платеж. баланса РФ и организует составление платеж. баланса РФ; 16) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ, публикует соответствующие материалы и статистич. данные. Банк России подотчетен Гос. Думе. Гос. Дума: - назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ; - назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ; - направляет и отзывает представителей Гос. Думы в Национальном фин. совете в рамках своей квоты; - рассматривает осн. направления единой гос. денежно-кредитной политики и принимает по ним решение; - рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение; - проводит парламентские слушания о деят-ти Банка России с участием его представителей; - заслушивает доклады Председателя Банка России о деят-ти Банка России (при представлении годового отчета и осн. направлений единой гос. денежно-кредитной политики). Председатель Банка России назначается на должность Гос. Думой сроком на 5 лет большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы. Национальный фин. совет – коллегиальный орган Банка России. Численность Нац. фин. совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерал. Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое – Гос. Думой из числа депутатов Гос. Думы, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав Нац. фин. совета входит также Председатель Банка России. Члены Нац. фин. совета (НФС), за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деят-ть. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 14 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назначаются Гос. Думой на должность сроком на 5 лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с президентом РФ. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Совет директоров выполняет следующ. функции: 1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект осн. направлений единой гос. денежно-кредитной политики, проект осн. направлений развития фин. рынка и осн. направления единой гос. денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Нац. фин. совет (НФС), а также Президенту РФ; 2) утверждает годовую фин. отчетность Банка России. Рассматривает аудитор. заключение по годовой фин. отчетности Банка России и заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона РФ «О гос. тайне», и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в НФС и Гос. Думу; 3) утверждает отчет о деят-ти Банка России, готовит анализ состояния экономики РФ и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в НФС до представления в Гос. Думу; 4) рассматривает и представляет в НФС на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года: - общий объем расходов на содержание служащих Банка России; - общий объем расходов на пенсион. обеспечение, страхование жизни и мед. страхование служащих Банка России; - общий объем капитал. вложений Банка России; - общий объем прочих административно-хозяйственных расходов Банка России; 5) рассматривает и представляет в НФС при необходимости на утверждение на очередной год; 6) утверждает смету расходов Банка России; 7) принимает решения: - о создании, реорганизации и ликвидации орг-ций Банка России; - об установлении обязательных нормативов для кредит. орг-ций и банк. групп, а также некредит. фин. орг-ций; - с величине резерв. требований; - об изменении процент. ставок Банка России; - об определении лимитов операций на открытом рынке; - об участии в международ. орг-циях; - о применении прямых количествен. ограничений; - о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца; - о порядке формирования резервов кредит. орг-циями. Банк России имеет право осуществлять следующ. банк. операции и сделки с российскими и иностран. кредит. орг-циями, Правительством РФ для достижения целей своей деят-ти: 1) предоставлять кредиты под обеспечение цен. бумагами и др. активами; 1.1) предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредит. орг-циям, имеющим рейтинги не ниже установленного уровня. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, и необходимых минимал. показателей соответствующих рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливается Советом директоров; 2) покупать и продавать цен. бумаги на открытом рынке, а также продавать цен. бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России; 3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозит. сертификаты; 4) покупать и продавать иностран. валюту, а также платеж. докум-ты и обязательства, номинированные в иностран. валюте, выставленные российскими и иностран. кредит. орг-циями; 5) покупать, хранить, продавать драг. металлы и иные виды валют. ценностей; 6) проводить расчет., кассовые и депозит. операции, принимать на хранение и в управление цен. бумаги и др. активы; 7) выдавать поручительства и банк. гарантии; 8) осуществлять операции с фин. инструментами, используемыми для управления фин. рисками; 9) открывать счета в российских и иностран. кредит. орг-циях на территории РФ и территориях иностран. государств; 10) выставлять чеки и векселя в любой валюте; 11) осуществлять др. банк. операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международ. банк. практике.
|