Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Банковские риски, методы управления банковскими рисками.






Риск отражает степень вероятности события, которое влечет наступление ущерба (имуществу банка, его инфраструктуре, достижению уставных целей и т.п.). Вероятность наступления опасных событий зависит от совокупности факторов объективного и субъективного характера, называемых источниками риска (факторами) риска.

Имеется множество различ. классификаций банк. рисков.

Классификация банк. рисков:

1. Сфера действия рисков.

1) Внутренние риски:

- кредитные риски (риск неуплаты кредита и процентов);

- процент. риски (риски, связанные с превышением процент. ставок по привлечен. средствам над ставками по активным операциям);

- валют. риски (потери при изменении валют. курса);

- рыночные риски (вероятность фин. потерь в связи с неблагоприятным изменением рыноч. цен – например, цен. бумаги);

- риски фин. услуг;

- прочие риски.

2) Внешние риски (международные, страновые, республиканские, региональные):

- страховые риски;

- риски стихийных бедствий;

- правовые (законодательные) риски;

- конкурентные риски;

- политич. риски;

- соц. риски;

- экономич. риски;

- фин. риски;

- риски перевода;

- организационные риски;

- отраслевые риски;

- прочие риски.

2. Состав клиентов банка.

1) Кредитоспособность клиента:

- мелкого;

-среднего;

- крупного.

3. Масштабы рисков.

1) Общие:

- клиента;

- банка.

2) Частные (от отдельных операций).

4. Степень (уровень) риска:

- полные;

- умеренные;

- низкие.

5. Распределение рисков во времени:

- прошлые (ретроспективные);

- текущие;

- будущие (перспективные).

6. Характер учета операций:

- балансовые;

- забалансовые.

7. Возможность регулирования:

- открытые;

- закрытые.

Внутренние банк. риски возникают в результате деят-ти самих банков и зависят от проводимых операций. Соответственно банк. риски делятся на:

- связанные с активами (кредитные, валютные, рыночные, расчетные, лизинговые, факторинговые, кассовые, риск по корреспондент. счету, по финансированию и инвестированию и др.);

- связанные с пассивами банка (риски по вкладам и прчим депозит. операциям, по привлечен. межбанк. кредитам);

- связанные с качеством управления банком своими активами и пассивами (процент. риск, риск несбалансированной ликвидности, неплатежеспособности, риски структуры капитала, недостаточности капитала банка);

- связанные с риском реализации фин. услуг, операционные, технологические риски, риски инноваций, стратегич. риски, бухгалтерские, административные, риски злоупотреблений, безопасности).

Риск потери ликвидности связан обычно с невозможностью заплатить по обязательствам или провести платежи клиентов в связи с отсутствием ликвидных средств (в кассе, на корреспондент. счете в ЦБ).

Внеш. риски в своей совокупности обычно характеризуются также пространственным аспектом, означающим, что различным регионам, республикам, разным странам или группам стран в каждый момент присущи особое сочетание и специфическая мера остроты внеш. рисков, обусловливающее особую привлекательность или непривлекательность данного региона или данной страны с т.з. банк. деят-ти.

Выражение «страновой (региональный) риск» означает только аспект, но не содержательно отдельный вид риска наравне с фин., экономич., политич. и иными внеш. рисками.

Риски состава клиента связаны с маркетингом банк. услуг и контактами с общественностью. Разнообразие требований мелкого, среднего и крупного клиента с неизбежностью определяет и степень самого риска. Так, мелкий заемщик больше зависит от случайностей рыноч. экономики. В то же время значительные кредиты, выданные одному крупному клиенту или группе связанных между собой клиентов, часто являются причиной банк. банкротств.

Степень банк. риска, как видно из классификации, определяется тремя понятиями: полный, умеренный и низкий риски.

В условиях действия разнообразных внеш. и внутрен. факторов риска могут использоваться различ. способы снижения риска, воздействующие на те или иные стороны деят-ти предприятия.

Многообразие применяемых в предпринимат. деят-ти методов управления риском можно разделить на 4 группы:

Методы управления рисками:

1) Методы уклонения от рисков;

2) методы локализации;

3) методы диверсификации рисков;

4) методы компенсации рисков.

Например, по кредит. риску:

- уклонение от рисков может означать – если банк не работает с определен. группами клиентов, выделяет при анализе фин. состояния заемщиков тех клиентов, по которым велик риск невозврата кредитов (т.е. можно не выдавать кредит, не покупать цен. бумагу);

- методы диверсификации связаны с лимитами кредитования по группам клиентов, по отраслям, кроме того, и ЦБ устанавливает максимал. лимит кредитования по заемщику (25% капитала банка);

- компенсация рисков связана с формированием источников покрытия рисков, например, по ссудам формируется резерв в зависимости от фин. состояния и кредит. истории заемщика (5 групп риска).

В каждом банке есть подразделения, которые отвечают за анализ осн. видов рисков (кредитного, риска потери ликвидности, процентного) и методы их регулирования и снижения.

В каждом банке должна быть организована система внутрен. контроля, разработаны норматив. докум-ты по внутрен. контролю. Осн. задачи контроля по рискам направлены на:

1) выявление, измерение и определение приемлемого уровня банк. рисков;

2) постоянное наблюдение за банк. рисками;

3) принятие мер по поддержанию банк. рисков на уровне, не угрожающем фин. устойчивости банка.

Осн. рисками для банков явл-ся:

- кредитный;

- процентный;

- потери ликвидности.

ЦБ со своей стороны также регулирует банк. риски:

- устанавливает обязательные нормативы (достаточности, ликвидности, валют. позиции);

- осуществляет банк. надзор (анализ отчетности банков, проверки на местах, в т.ч. проверки организации работы по рискам).

 

55. Центральный банк (Банк России): цели деятельности, функции и операции.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориал. учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и др. орг-ции, в т.ч. подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деят-ти Банка России.

Свои функции Банк России осуществляет независимо от др. федерал. органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Банк России явл-ся юр. лицом. Банк России имеет печать с изображением Гос. герба РФ и со своим наименованием. Местонахождение централ. органов Банка России – г. Москва.

Устав. капитал ЦБ РФ определен в размере 3 млрд. руб.

Устав. Капитал и иное имущество Банка России явл-ся федерал. собственностью. Гос-во не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам гос-ва, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федерал. законами.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Целями деят-ти Банка России явл-ся:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банк. системы РФ;

- обеспечение стабильности и развитие нац. платеж. системы;

- развитие фин. рынков РФ;

- обеспечение стабильности фин. рынка РФ.

Получение прибыли не явл-ся целью деят-ти Банка России.

Банк России выполняет следующ. функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую гос. денежно-кредитную политику;

во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования фин. рынка РФ;

2) монопольно осуществляет эмиссию налич. денег и организует налич. денеж. обращение (утверждает графическое обозначение рубля в виде знака);

3) явл-ся кредитором последней инстанции для кредит. орг-ций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ, осуществляет надзор и наблюдение в нац. платеж. системе;

5) устанавливает правила проведения банк. операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджет. системы РФ, если иное не установлено федерал. законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномочен. органов исполнит. власти и гос. внебюджет. фондов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалют. резервами Банка России;

8) принимает решение о гос. регистрации кредит. орг-ций, выдает кредит. орг-циям лицензии на осуществление банк. операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деят-тью кредит. орг-ций и банк. групп, кроме того, осуществляет регулирование, контроль и надзор за деят-тью некредит. фин. орг-ций;

10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссион. цен. бумаг и проспектов цен. бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссион. цен. бумаг;

11) организует и осуществляет валют. регулирование и валют. контроль в соответствии с законодат-вом РФ;

12) определяет порядок осуществления расчетов с международ. орг-циями, иностран. гос-вами, а также с юр. и физ. лицами;

13) утверждает отраслевые стандарты бух. учета для кредит. орг-ций, Банка России и некредит. фин. орг-ций, план счетов бух. учета для кредит. орг-ций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

14) устанавливает и публикует официал. курсы иностран. валют по отношению к рублю;

15) принимает участие в разработке прогноза платеж. баланса РФ и организует составление платеж. баланса РФ;

16) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ, публикует соответствующие материалы и статистич. данные.

Банк России подотчетен Гос. Думе.

Гос. Дума:

- назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;

- назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;

- направляет и отзывает представителей Гос. Думы в Национальном фин. совете в рамках своей квоты;

- рассматривает осн. направления единой гос. денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

- рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

- проводит парламентские слушания о деят-ти Банка России с участием его представителей;

- заслушивает доклады Председателя Банка России о деят-ти Банка России (при представлении годового отчета и осн. направлений единой гос. денежно-кредитной политики).

Председатель Банка России назначается на должность Гос. Думой сроком на 5 лет большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы.

Национальный фин. совет – коллегиальный орган Банка России.

Численность Нац. фин. совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерал. Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое – Гос. Думой из числа депутатов Гос. Думы, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав Нац. фин. совета входит также Председатель Банка России.

Члены Нац. фин. совета (НФС), за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деят-ть.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 14 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются Гос. Думой на должность сроком на 5 лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с президентом РФ.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

Совет директоров выполняет следующ. функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект осн. направлений единой гос. денежно-кредитной политики, проект осн. направлений развития фин. рынка и осн. направления единой гос. денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Нац. фин. совет (НФС), а также Президенту РФ;

2) утверждает годовую фин. отчетность Банка России. Рассматривает аудитор. заключение по годовой фин. отчетности Банка России и заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона РФ «О гос. тайне», и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в НФС и Гос. Думу;

3) утверждает отчет о деят-ти Банка России, готовит анализ состояния экономики РФ и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в НФС до представления в Гос. Думу;

4) рассматривает и представляет в НФС на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года:

- общий объем расходов на содержание служащих Банка России;

- общий объем расходов на пенсион. обеспечение, страхование жизни и мед. страхование служащих Банка России;

- общий объем капитал. вложений Банка России;

- общий объем прочих административно-хозяйственных расходов Банка России;

5) рассматривает и представляет в НФС при необходимости на утверждение на очередной год;

6) утверждает смету расходов Банка России;

7) принимает решения:

- о создании, реорганизации и ликвидации орг-ций Банка России;

- об установлении обязательных нормативов для кредит. орг-ций и банк. групп, а также некредит. фин. орг-ций;

- с величине резерв. требований;

- об изменении процент. ставок Банка России;

- об определении лимитов операций на открытом рынке;

- об участии в международ. орг-циях;

- о применении прямых количествен. ограничений;

- о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца;

- о порядке формирования резервов кредит. орг-циями.

Банк России имеет право осуществлять следующ. банк. операции и сделки с российскими и иностран. кредит. орг-циями, Правительством РФ для достижения целей своей деят-ти:

1) предоставлять кредиты под обеспечение цен. бумагами и др. активами;

1.1) предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредит. орг-циям, имеющим рейтинги не ниже установленного уровня. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, и необходимых минимал. показателей соответствующих рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливается Советом директоров;

2) покупать и продавать цен. бумаги на открытом рынке, а также продавать цен. бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозит. сертификаты;

4) покупать и продавать иностран. валюту, а также платеж. докум-ты и обязательства, номинированные в иностран. валюте, выставленные российскими и иностран. кредит. орг-циями;

5) покупать, хранить, продавать драг. металлы и иные виды валют. ценностей;

6) проводить расчет., кассовые и депозит. операции, принимать на хранение и в управление цен. бумаги и др. активы;

7) выдавать поручительства и банк. гарантии;

8) осуществлять операции с фин. инструментами, используемыми для управления фин. рисками;

9) открывать счета в российских и иностран. кредит. орг-циях на территории РФ и территориях иностран. государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять др. банк. операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международ. банк. практике.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал