Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аналитический контекст






 

Этот отчет был посвящен главным образом социальным учреждениям как относительно закрытым системам. В нем предполагалось, что связь одного учреждения с другими сама является законной областью изучения и что ее следует аналитически трактовать как часть иного порядка фактов — порядка институциональной интеграции. Теперь хорошо было бы попытаться поместить принятую в этом отчете перспективу в контекст других перспектив, которые, похоже, используются в настоящее время, скрыто или явно, при изучении социальных учреждений как закрытых систем. В первом приближении, можно выделить четыре таких перспективы.

Учреждение можно рассматривать «технически», под углом зрения его эффективности и неэффективности как преднамеренно организованной системы деятельности для достижения заранее определенных целей. Учреждение можно рассматривать «политически», под углом зрения того, каких действий каждый участник (или класс участников) может требовать от других участников, какие виды лишений и привилегий могут устанавливаться для подкрепления этих требований и какие виды социального контроля налагаются на это отправление власти и применение санкций. Учреждение можно рассматривать «структурно», с точки зрения горизонтальных и вертикальных статусных подразделений и видов социальных отношений, связывающих эти группировки друг с другом. Наконец, учреждение может быть рассмотрено «культурно», с точки зрения моральных ценностей, оказывающих влияние на деятельность в учреждении, — ценностей, относящихся к модам, обычаям и вкусам, к вежливости и приличиям, к конечным целям и нормативным ограничениям на средства и т. д. Заметим, что все факты, которые можно раздобыть относительно учреждения, релевантны каждой из четырех перспектив, но каждая перспектива приводит эти факты в особый порядок, исходя из своего особого приоритета.

Драматургический подход, как мне кажется, может предложить пятую перспективу, дополнительно к технической, политической, структурной и культурной[948]. Драматургическая перспектива, как и любая из четырех других, может быть использована как завершающий пункт анализа, как окончательный способ упорядочения фактов. При этом мы описывали бы техники управления впечатлениями, используемые в изучаемом учреждении, основные проблемы управления впечатлениями в этом учреждении, идентичность и взаимосвязи действующих в учреждении команд исполнителей. Но, как и в случае фактов, используемых в любой другой перспективе, факты, специфически относящиеся к управлению впечатлениями, имеют также определенное отношение к тому, что составляет предмет интереса во всех других перспективах. Пожалуй, стоит это как-то проиллюстрировать.

Техническая и драматургическая перспективы, вероятно, наиболее явно пересекаются в отношении стандартов работы. Для обеих перспектив важен тот факт, что один круг индивидов будет проявлять интерес к проверке неявных характеристик и качеств трудовых свершений другого круга индивидов, а этот другой круг будет заботиться о создании впечатления, что его работа воплощает в себе эти скрытые атрибуты. Политическая и драматургическая перспективы явно пересекаются при рассмотрении способности одного индивида направлять деятельность другого. Прежде всего, для управления другими индивид будет часто находить полезным утаивать от них стратегические секреты. Кроме того, если один индивид пытается направлять деятельность других с помощью личного примера, просвещения, убеждения, обмена, манипуляции, авторитета, угрозы, наказания или принуждения силой, то ему, независимо от его властной позиции, будет необходимо эффективно передавать другим то, чего он от них хочет, что он готов сделать, чтобы этого добиться, и что он сделает, если это не будет исполнено. Любого рода власть должна быть оснащена эффективными средствами демонстрации этого и в зависимости от того, как это драматически воплощается, будет достигать разных результатов. (Разумеется, от способности к эффективной передаче определения ситуации может быть мало проку, если занимаемое человеком положение не позволяет ему подать пример, прибегнуть к обмену, наказанию и т. д.) Даже самая объективная форма голого проявления власти, а именно физическое принуждение, часто не является ни объективной, ни голой, но скорее функционирует как демонстрация, призванная убедить в чем-то аудиторию; зачастую это средство коммуникации, а не просто средство действия. Структурная и драматургическая перспективы, видимо, яснее всего пересекаются в случае социальной дистанции. Образ, который одна статусная группировка способна поддерживать в глазах аудитории из прочих статусных группировок, будет зависеть от способности исполнителей ограничивать коммуникативный контакт с этой аудиторией. Культурная и драматургическая перспективы предельно ясно пересекаются в области поддержания моральных стандартов. Культурные ценности учреждения будут детально определять, как участники должны относиться ко многим вещам, и в то же время устанавливают общую рамку видимостей, которые должны поддерживаться вне зависимости от того, стоят за этими видимостями какие-то чувства или нет.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал