![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профилактика ассоциативной афазии
Так как ассоциативная афазия появляется главным образом на 3-м и 4-м, а также на 6-м и 7-м году жизни, то именно это время речевого и умственного развития требует наибольшего внимания со стороны родителей и преподавателей. Двухлетнего ребенка, у которого больше мыслей, чем навыка в употреблении своего речевого аппарата, необходимо удерживать от слишком обильной речевой продукции. Для этой цели следует, пользуясь детскими иллюстрированными книжками, рассказывать ему в кратких, простых фразах, в спокойном, медленном темпе коротенькие рассказы и заставлять его повторять за терапевтом фразу за фразой. По примеру Либмана, я советую вырезать отдельные картинки, наклеивать их по одной на каждую страницу тетради и составить текст к картинкам в простых, коротеньких фразах. Кроме этих упражнений, на которые ребенок однако не должен смотреть, как на трудные задачи, он должен слышать только хорошую речь. Язык окружающих должен быть ясным, простым неправильным. Искусственной детской речи следует избегать. Еще настойчивей нужно предостерегать от постоянного побуждения ребенка к речевым продукциям. Не менее вредно восхищаться в присутствии самих детей их умственными способностями, так как таким образом мы заставляем детский мозг напрягаться все больше и больше. Желая снова вызвать восхищение и заслужить похвалу у окружающих, дети болтают без умолку, борясь с трудностью выражения своих мыслей; и это происходит в тот период развития ребенка, когда моторная сторона речи еще требует большого внимания к себе. Вообще следует стараться предоставлять нервно предрасположенным детям возможно больше покоя. Родителям не следует с ними чрезмерно много разговаривать и играть; не следует также баловать детей новыми игрушками; по возможности нужно избегать большого общества вокруг ребенка. Гигиенический уход за ребенком вообще составляет основное условие для правильного умственного и тем самым правильного речевого развития. Особенно опасно общение маленьких детей с ассоциативными афатиками или косноязычными. При малейшей возможности этого нужно избегать. Поступление в школу, как уже сказано, является вторым периодом, в течение которого часто возникает заикание. И в этом случае мы можем предположить, что главная причина возникновения страдания лежит в недостаточном соответствии между умением произносить и внезапно предъявленными значительными требованиями к мышлению. В первые школьные годы безусловно следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения к быстрым ответам. Для профилактики дефекта необходимо сообщить соответствующие сведения и родителям. Фрешельс Э. Заикание. Ассоциативная афазия. — М., 1931. В. А. Гиляровский К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечение Заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. Рассматривая с точки зрения генеза все случаи, бывшие под нашим наблюдением, мы могли бы свести их к 2 неравным по величине группам. В большинстве случаев имеются все основания определенно говорить об особой форме невроза. На это прежде всего указывает тот факт, что оно может развиться исключительно под влиянием психических факторов. Но как и в других случаях невротических реакций, врожденная слабость или ослабление на почве приобретенных заболеваний, равно как и врожденная нервность, создают условия благоприятствующие развитию заикания, хотя определяющим нужно считать все-таки психогению. У большинства наших маленьких пациентов до заикания не отмечалось каких-либо характерологических особенностей ни в смысле тоскливости, ни возбудимости, ни боязливости. Изучение заикания в раннем периоде его развития указывает, что формирование речи его особенности, стоящие в связи с развитием организма вообще, несомненно имеют значение и для определения психического склада. В связи с этим наличность заикания иногда может влиять на выработку психастенического склада. Если бы определяющим были исключительно врожденные особенности психики, то при развитии заикания имели бы место как правило сначала психические особенности, а после заикание; между тем в действительности бывает наоборот. Появление возбудимости... имело место одновременно с расстройством речи, но отношения здесь нужно считать более сложными. Прежде всего заикание комбинировалось с значительным косноязычием; акт речи сопровождался содружественными движениями в лице. Так как косноязычие — результат органических изменений, нужно думать, что возбудимость здесь стрит в связи не с заиканием как таковым, а с органическими изменениями в нервной системе, которые должны носить более общий характер, хотя и сказываются более всего на речевом аппарате. Как правило, косноязычие не ограничивается картавостью, связанной с недоразвитием отдельных элементов речи, но носит более общий характер; часто это было недоразвитие речи с недостаточным запасом слов при достаточно широком круге представлений... Ясно сознаваемая ребенком неспособность точно выразить свои мысли может быть причиной возбуждения, в особенности если уже имеется известная возбудимость, вызванная общим поражением нервной системы. Не отрицая возможности наличия конституционных моментов, все же большое значение нужно приписать экзогении, влияющей в период развития психической личности. Можно думать, что часть случаев заикания, начинающихся после инфекции, необходимо выделить в особую группу... они характеризуются тем, что включение механизмов, ведущих к заиканию, происходит органическим путем. Это своего рода ти розные подергивания, развивающиеся в результате поражения подкорковой зоны, подобно тикозным подергиваниям в других областях и другим, гиперкинетическим, развивающимся после инфекции. Соответственно расстройство речи носит здесь более упорный характер и трудно поддается лечению. Есть некоторые отличия и в самом заикании, оно носит подчеркнуто судорожный характер, причем звуки выбрасываются с особой силой. Учитывая все изложенное, касающееся сущности заикания, возраста, в котором оно чаще всего развивается, всех условий его возникновения и течения, я и мои сотрудники пришли к заключению о необходимости вести лечение начиная с дошкольного возраста, и в порядке особой психи-ко-ортопедической площадки, на которой дети проводят большую часть дня, в течение срока наблюдения от 1 1/2 до 3 месяцев. Правильное лечение должно иметь в виду с одной стороны устранение психических моментов, с другой — укрепление общего состояния и в частности деятельности речевого аппарата. Удовлетворение первому показанию достигается прежде всего изъятием на довольно значительную часть дня из обычной обстановки со всеми ее неблагоприятными моментами. Очень важна однородность детей по сохранности интеллекта, или очень резким проявлением психопатий. Детей с очень резким расстройством в смысле заикания в остром периоде также нежелательно помещать как во избежание травматизации других детей, так и в интересах их самих. В таких случаях желательна изоляция и постельный режим на время, необходимое для исправления острых явлений. Нежелательно присутствие в коллективе детей с резким косноязычием; они вначале, пока не будет правильно поставлена речь, должны вестись отдельно, тем более, что, как показывает опыт, успех в лечении собственно заикания выступает только после устранения косноязычия. Ритмика занимает видное место в работе психо-ортопедичес-кой площадки. Из того многообразного действия, которое оказывает ритмика вообще на невротика, у детей особенно являются ценными ее коллективизирующее действие, влияние на общий тонус, настроение и в особенности на моторику. Заикание, как судорожное расстройство, есть частичное проявление общей слабости моторики, сказывающейся особенно сильно в наиболее специализированной и высоко стоящей функции. Лежащие в основе заикания расстройства иннервации, возникая в результате психотравматизирующих моментов, поражает, как это имеет место вообще, наиболее ранимые места, какими является в данном случае речевой аппарат. Укрепление моторики с сообщением ей уверенности, плавности при таких условиях должно иметь большое значение в лечении заикания именно у детей. Укрепление общего состояния, развитие моторики, поднятие общего тонуса и изменение всей психики ребенка, перевоспитание ее должны считаться основными в лечении маленьких заик. Советская невропатология, психотерапия и психогигиена. — М., 1932. Т. 1, Вып. 9—10. — С. 570-582. И. И. Тартаковский Психология заикания и коллективная психотерапия Психоневроз речи — заикание Невроз речи — заикание — по своему характеру относится к группе психоневрозов, известных под именем психостении. При заикании преобладает: психическая подавленность, тревожное ожидание, страх и беспокойство за свою речь, сомнение, навязчивость. С истерией заикание роднит склонность к самовнушениям, к болезненным представлениям, а с неврастенией — острая восприимчивость, повышенная впечатлительность и мнительность. Заикание нередко наблюдается у невропатов как сопутствующее заболевание. Психотерапия и психотерапевты Психоневроз динамичен. Каждой новой стадии развивающегося психоневротического процесса должен соответствовать и особый этап единой психотерапии, если последняя хочет быть целесообразной, эффективной....Все искусство психотерапии состоит в том, чтобы больной не делал усилия, чтобы он отвлекался от своей несколько неслаженной функции, не приковывал своего внимания к ней. Это достигается отвлечением больного в сторону здоровой целеустремленности, что легче всего дается в коллективе себе подобных. Решающее положение коллективной психотерапии Коллективная психотерапия исходит из одного решающего положения: не изоляция, не уединение невротика, вплоть до темной комнаты (Кречмер), но и не сразу в нормальный коллектив, вызвавший в свое время психоневроз и способный со временем его же устранить, и не сразу в нормальный человеческий коллектив, где невротик остро почувствует свою неполноценность, свою особенность, а постепенное введение его в здоровый социальный коллектив через ряд промежуточных звеньев, все усложняющихся ситуаций, учитывая своеобразие невротика как личности. На этом решающем положении коллективной психотерапии, основанном на особом понимании психоневроза, построены три главнейших принципа: 1) принцип предварительный, или организационный; 2) принцип последовательности и соответствия последователь 3) принцип сопутствующий, или использования и комбини Второй принцип особенно важен — он является центральным. Смысл его состоит в следующем. Процесс возврата больных в здоровый коллектив должен протекать эволюционно, но не в одиночку, а «пачками», стайками следует готовить их к желанному скачку. Невротик, согласно основному принципу коллективной психотерапии, последовательно проходя ряд ступеней — коллектив однородных (и различных невротиков — «коллектив-суррогат»), коллектив смешанный (больные и здоровые, со все меняющейся пропорцией в сторону уменьшения больных и увеличения здоровых), с неизбежностью придет к коренной ломке старой психики, к кризису старой целеустремленности, к переоценке невротического прошлого, придет в здоровый коллектив. На этой высшей стадии наш невротик-коллективист будет находиться в обычной, нормальной пропорции: он один бывший больной в коллективе здоровых людей. Зияющую пропасть между невротиком и обществом восполнила, таким образом, коллективная психотерапия. Лечение — в свои руки Автор этих строк с гордостью отмечает, что инициатива и руководство бунтом (заик — Г. В.) принадлежала ему... Нужно взять лечение, не дожидаясь чудес, в свои руки! — бросил он клич десять лет назад. Надо предоставить заикам лечиться самим, помогая лишь консультацией и присутствием. Идея о коллектийе^'как о лечебном факторе была встречена градом насмешек и, казалось, несокрушимыми доводами многих врачей, раз навсегда решивших все виды болезней лечить порошками и пилюлями. Эти порошники аргументировали: 1) неслыханно, дико в истории медицины собираться боль 2) собрать больных заиканием для самолечения — величай А мы говорили: нет! Заикание плюс заикание даст минус заикания. Победила наша формула! Идея коллективной психотерапии нашла впоследствии множество горящих сторонников среди авторитетных ученых и специалистов. Академик В. М. Бехтерев, весьма сочувственно отнесясь к этой идее, не замедлил поставить опыты коллективной терапии в своей практике. По свидетельству профессора К. И. Платонова, последние годы своей жизни В. М. Бехтерев стал применять и коллективное лечение алкоголиков, и положительные результаты этой работы были доложены приват-доцентом В. В. Срезневским на первом съезде невропатологов и психиатров 23 декабря 1927 г. в Москве. Конечно, различие между нашей и бехтеровской работой значительное: в первом случае — коллективная психотерапия заикания, во втором — коллективный гипноз алкоголиков. Но и здесь и там учтена роль коллектива, разумеется, своеобразно. Идею коллективной психотерапии с самого начала приветствовали проф. Ф. A. Pay, проф. А. Б. Залкинд, проф. Л. М. Розенш-тейн, проф. М. Б. Кроль проф. Д. В. Фельдберг, проф. В. К. Се-режников, затем проф. Л. А. Квинт, проф. Ю. В. Канабих, проф. А. К. Шнейдер и др. С самого начала важно усвоить, что коллективно-психологический метод лечения заикания построен на принципе самолечения, на инициативности и активности самих больных. Нужно оставить всякую надежду на помощь извне — в смысле всяких случайностей, чудес и магического влияния отдельных врачей. Использование благоприятных психологических моментов в коллективе самими заикающимися — вот что составляет центральную идею нашего метода. Это нисколько не исключает помощи консультанта-специалиста в случае надобности. Но вся работа исцеления, работа вполне посильная, ложится на самих больных. «Только мы сами!» — вот что написано на знамени наших коллективистов... И подбор группы, и периодические перегруппировки участников коллектива, и даже отсевы, и. все остальные — подчинены этому основному требованию самолечения. Конкретно это выражается в следующем: 1) строжайшая дисциплина, обязательное выполнение коллективных решений; 2) солидарность, дружба, спайка, что зависит, разумеется, от подбора групп; 3) специальный коллективный договор, так сказать, «конституция» коллектива, скрепляющая его на добровольных началах; 4) наличие (весьма желательное) в коллективе излечившихся или почти излечившихся от заикания, во всяком случае, лица страдающего им в слабой форме; этот член коллектива будет служить авторитетом и побудителем для остальных, по крайней мере, в первое время, пока окрепнут другие; 5) сменяемость руководителей, т. е. поочередное руководство занятиями коллектива всеми его участниками, что является прекрасной добавочной зарядкой и способствует подъему настроения; 6) бесплатность занятий, имеющая огромное значение по психологическим соображениям, должна проводиться во всей строгости. Платность занятий, если она имела бы место, скверно отразилась бы на работе всего коллектива: все надеялись бы на волшебную силу платного руководителя, этим самым понизив собственную инициативу и энергию. Само же «штатное» лицо, возомнив себя врачом, запустило бы собственное лечение.
|