Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт работы с логоневротиками дошкольного возраста






На основании клинических наблюдений мы выделили 4 ха­рактерные речевые группы.

Первую группу мы считаем основной. Здесь мы не имеем за­старелых форм заикания и таких явлений, как вторичные не­вротические наслоения. Характерные черты детей этой груп­пы: продвижение в перевоспитании речи идет без значитель­ных рецидивов, внимание устойчиво, дети обычно с хоро­шим интеллектом, активны в занятиях, общительны. Детей, относящихся к этой группе, 95 чел. Длительность заикания от 2 недель до 1 года. В генезе заикания: 50% — шоковые невро­зы; 23% — наследственное отягощение со стороны речи; 11% — подражание посторонним; у 7% заикание появилось после ин­фекционных заболеваний; у 9% выяснить причину возникнове­ния заикания не удалось. В анамнезе никаких уклонений от нор­мального развития нет, в анамнезе родителей у 21% отмечается нервность одного из родителей, у 10% на нервность жалуются оба родителя. Форма заикания у этих детей в большинстве слу­чаев клоническая. Срок перевоспитания речи у них значительно короче, чем у детей остальных групп, — от 2 до 5 месяцев. Пси­хомоторика у детей этой группы характерна своей активностью, устойчивостью внимания, хорошей ориентировкой в простран­ственных заданиях, творческим восприятием заданий, постепен­ным и довольно устойчивым продвижением. Моторика этих де­тей менее скованная, чем у детей других групп, скованность эта сменяется нормальным или почти нормальным тонусом. Рит­мом дети овладевают хорошо, труднее дается выдержанный темп. Часты случаи хорошей моторной одаренности, выразительности

и пластичности движений. Катамнез, собранный нами у 35 детей основной, 1-й группы, показал стойкость полученных правиль­ных речевых навыков. Срок, прошедший после лечения, был от 1 года до 5 лет; у 60% этих детей рецидивов со времени выписки из группы не было совсем. У остальных 40% были незначитель­ные рецидивы, с которыми дети сами справлялись без специаль­ной логопедической помощи.

Ко второй группе относятся дети, у которых заикание ослож­нено различными видами дислалий. Дети этой группы очень бо­лезненно реагируют на свой недостаток речи, и эта ущемленность делает их замкнутыми, раздражительными. Все они чуждаются коллектива детей. Эта группа, состоящая из 45 чел., характеризу­ется устойчивостью внимания и большим желанием заниматься исправлением своей речи. Большинство детей отстает в интеллек­туальном развитии. Заикание у большинства из них появляется с началом речи; таким образом, стаж заикания у них длительный. В генезе заикания чаще всего встречается наследственная речевая отягощенность — 41, 5%, затем в результате сложных дислалий — 30, 6%; 12% результате подражания посторонним, сочетаясь с тя­желой социально-бытовой обстановкой, небольшой процент в результате шоковых неврозов — 8%; и 8% после тяжелых инфек­ционных заболеваний. В анамнезе отмечается позднее развитие речи, в большинстве случаев к трем годам. Все дети соматически слабые, плаксивые, часто жалуются на плохой сон. Форма заика­ния с преобладанием тонуса. Срок перевоспитания речи от 8 до 12 месяцев. Заикание у этих детей часто являлось следствием па­тологического косноязычия, и в некоторых случаях с исправлени­ем косноязычия заикание быстро исчезало. Дети этой группы дают очень большой сдвиг в общем развитии, догоняя норму, и попа­дают вместе с другими в нормальные школы. Психомоторика де­тей этой группы характеризуется плохой или средней моторной одаренностью. Нет ловкости, быстроты, четкости. Темп медлен­ный, держится довольно долго, активность тоже пробуждается постепенно. К новым заданиям применяются туго, любят повто­рять старое. Инициативы не проявляют. У 8 детей этой группы был собран катамнез спустя 3 года после того, как дети были вы­писаны со здоровой речью. Ни у одного из детей не было за этот промежуток времени рецидива.

Третья группа с реактивным речевым и общим торможением отличается большим количеством невротических реакций: дети болезненно реагируют на свой недостаток и склонны фиксиро­вать на нем свое внимание. В коллективе они держатся особня­ком, вне коллективных игр и занятий, почти все время молчат и избегают пользоваться спонтанной речью не только с логопедом, но и с детьми. Интеллект в большинстве случаев хороший, часто встречаются среди них и одаренные дети. Ухудшение в речи идет медленно с большими и длительными рецидивами. Дети этой груп­пы имеют большую длительность заикания — от 1 до 4 лет. Детей, относящихся к этой группе, прошло у нас 45 человек. Преоблада­ет тоническая форма заикания. В генезе заикания наибольший процент (25) относится к наследственному отягощению заикани­ем у родных, 25% к нервности обоих родителей, затем у 17% заи­кание появилось в результате шоковых неврозов, у 15% после менингита, у 9% в результате подражания посторонним и у 9% причину заикания не удалось установить. В анамнезе нет боль­ших уклонений от нормального развития в раннем детстве. Ходь­ба и речь начиналась до года. Следует отметить большое количе­ство инфекционных заболеваний, перенесенных большинством детей в возрасте от 2 до 6 лет (корь, воспаление легких, скарлати­на, коклюш, брюшной тиф, малярия и менингит). Срок перевос­питания речи длительный — от 8 до 15 месяцев. Рецидивы в про­цессе лечения длительные. Изменения, происходящие в психическом статусе в связи с перевоспитанием речи, у детей этой группы очень заметны. Полное отсутствие коллективности у них проходит в связи с улучшением в речи. Они приспосабливаются к коллективу, не чуждаются его, становятся активнее и общитель­нее, что помогает в дальнейшем этим детям без травмы включать­ся в школьную жизнь. В психомоторике дети этой группы не дают быстрого успеха. Активность, ритмичность их, ориентировка в пространственных заданиях, творческая переработка слабее и мед­леннее развивается. В некоторых случаях имеется сильная мы­шечная заторможенность, которую не всегда удается преодолеть. Есть случаи некоторой моторной отсталости. Катамнез, собран­ный у детей этой группы, невелик. Мы имели возможность про­верить 8 детей. Правильные речевые навыки у них очень стойки. У 4 детей прошло 4 года после выписки со здоровой речью; за это время не было ни одного рецидива. У остальных 4 детей после выписки прошло 3 года — у 2 были небольшие рецидивы, с кото­рыми они сами справлялись, у 2 рецидивов не было.

К четвертой группе отнесены дети, у которых заикание про­текает на фоне общего двигательного и речевого беспокойства. В противоположность детям третьей группы здесь''мы не встре­чаем вторичных невротических наслоений. У детей совершенно отсутствует болезненное реагирование на свой недостаток, в боль­шинстве случаев у них нарушена способность фиксации внима­ния. Они общительны, приветливы, активны, но благодаря сво­ему двигательному беспокойству трудны в коллективе. Детей этой группы прошло 30 чел. Стаж заикания разнообразный —

от 1 мес. до 3—5 лет. В генезе заикания наибольший процент (45) падает на нервность родителей и лишь в 13% заикание в результате шоковых неврозов, у 19% наследственное отягоще­ние в смысле недостатков речи, у 13% подражание посторон­ним, у 5% заикание после инфекционных заболеваний, перене­сенных через короткие промежутки времени, у 5% причину заикания выявить не удалось. Форма заикания преимуществен­но клоническая. В анамнезе этих детей мы находим, что общее развитие их протекало нормально, но все они были очень беспо­койны и крикливы в раннем детстве. Срок перевоспитания речи длительный — от 8 до 12 месяцев — с частыми, но короткими рецидивами. Изменения, происходящие в психическом статусе в связи с перевоспитанием речи у этих детей, менее значительны, чем в остальных группах. Организованный коллектив дисципли­нирует их. Плавную речь удается закрепить лишь при спонтан­ной речи; при эмоциях заикание остается. Психомоторика детей этой группы характеризуется большой активностью, неустойчи­востью внимания, обилием двигательных проявлений. Интересы коллектива часто не соблюдаются, интересует только свое зада­ние. Овладение темпом дается с большим трудом и постоянны­ми срывами. Неблагоприятными моментами являлись и перебои в занятиях в начале лечения, когда ребенком еще не освоена плавность и ритмичность речи. Как правило, все дети после дли­тельных пропусков возвращались с ухудшением в речи. Инте­ресно отметить, что после инфекционных заболеваний ухудше­ние наступало после выздоровления, а во время болезни дети говорили плавно. Тесное общение с родителями-заиками, в осо­бенности если заиканием страдает мать, проводящая много вре­мени с ребенком, несомненно ослабляет воздействие логопеда. К числу причин, вызывающих рецидивы, нужно отнести сома­тическое состояние ребенка, слабость, туберкулезную интокси­кацию, непорядки в носоглотке, кишечнике (глисты). С укреп­лением физического состояния ребенка улучшалась и речь.

Советская невропатология, психиатрия и психогигиена.— М., 1939. Т. VIII. Вып. 9-10. - С. 68-76.

Н. С. Самойленко, В. А. Гринер


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал