![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Не бороться прямо
Беседу о навязчивости и страхе нужно провести обязательно в течение второй фазы, желательно даже к концу первой фазы. Бороться с навязчивостью можно лишь, не думая о ней. Это мнение разделяется крупнейшими психотерапевтами. Дежерин говорит: «Больной будет излечен тогда только, когда вполне искренно он может сказать по поводу своих расстройств: " Я о них больше не думаю". Третья фаза. Философы Почти в каждом большом коллективе (состоящем из нескольких групп) встречается тип философа. В одних случаях, это — оптимист и даже юморист, в других — пессимист. И тех и других можно использовать в интересах всей организации. Веселое настроение играет... огромную роль в лечении таких упорных психоневрозов, как заикание. Применение в коллективе подлинной беззлобной шутки, состоящей из элементов сатирического и лирического, оправдывается целиком. «Рассмешить больного, — говорит Дюбуа, — часто есть лучшее средство, чтобы побороть то тяжелое душевое состояние, которое разрастается на почве физической болезни». Здесь можно только не согласиться с термином «душевное», а также добавить, что это состояние является следствием не только физической болезни. Случалось, что какое-либо остроумное и смешное замечание остряка заменяло в коллективе целую беседу о том или ином предрассудке и наносило сокрушительный удар с меньшими усилиями. Ослабить дисциплину и вообще повлиять дурно в коллективе шутки и «смешки» не могут. Подготовка к победам Чего именно следует опасаться в коллективе — это застойности, косности, приостановки роста, задержки на одной фазе. Это «наруку» неврозу: сам он характеризуется... задержкой в развитии известной функции. Третьей фазе — бывший больной среди здоровых — предшествует коллектив смешанный: бывшие больные плюс здоровые. Собственно подготовка к победам проводится в течение второй фазы, но так как ее результаты сказываются лишь в дальнейшем, то надо вернуться несколько к прошлому. Специальным моментом второй фазы является то, что для коллектива начинается новая решающая полоса: выступления в присутствии здоровых людей... Весьма важно, чтобы в коллектив приходили сослуживцы, соучащиеся выздоравливающих, и слышали безупречную речь своих знакомых. Тогда нашим коллективистам нельзя будет отступать в своей среде, где живут и работают свидетели их успехов. Эти внутренние победы теперь являются также внешними, открытыми, так как они совершаются в присутствии приглашенных извне... Можно ставить доклады, инсценировки, диспуты на посторонние темы. Следует вообще удаляться от тем о речи, Перенося внимание на другие интересы. Легкие пьески, диалоги, отчеты, все виды речевой практики могут и должны быть использованы. Надо лишь стараться при этом, чтобы участвовали все: в прениях, во внесении предложений, в подаче реплик и т. п. Крайне желательно присутствие на таких выступлениях вра Параллельно с внутренними победами, а иногда и несколько раньше, совершаются победы внешние: групповые вылазки с той или иной целью... Исполнить какое-либо поручение, требующее разговора, получить справку в учреждении, купить билет в кассе и т. п. Настоящие победы! Большим публичным выступлениям, представляющим и для вполне здоровых людей серьезное испытание, должны предшествовать ежедневная практика в разговорной речи и воспитание воображения в нужном направлении. Надо читать воображаемым слушателям доклады. Это сперва будет нелегко. Коллективисту такая тренировка дается легче, поскольку он постоянно общается с коллективом. Задача здесь — уметь видеть в лице коллектива одного человека. Устойчивость принятого решения — вот что составляет основное условие больших побед. Надо помнить: победить невозможно, только обороняясь. Специфическое для трудной функции состоит в том, что наш коллективист одерживает победы в обычной обстановке, житейской, реальной, откуда пришел он в коллектив. Сами участники коллектива составляют теперь списки желанных побед в зависимости от тех или иных условий, окружающих их. Начинается подготовка. Сначала оратор делает доклад в коллективе, куда приглашены некоторые другие слушатели... В момент выступления нашего коллективиста передние ряды в зале, где назначен доклад, занимают друзья-коллективисты, служа могучей опорой докладчику. Докладчик устремляет свое внимание на своих товарищей по коллективу и представляет себе, что доклад он делает собственно в коллективе... Победа! Победа! Победитель делил свою радость вместе со всем коллективом, его воспитавшим и вдохновившим на подвиг. Успехи докладчика служили неисчерпаемым источником бодрости для всего коллектива. Эти победы заносились в особую книгу побед — бодрый фонд всего коллектива. К ораторскому искусству Закончив в коллективе все фазы, в среднем, в три месяца, надо в дальнейшем работать самостоятельно по указанному выше плану. Тезис — не всякий заика при желании может сделаться блестящим оратором, но зато всякий заика при желании может вернуть себе речь — нуждается... в некоторой поправке. Мы утверждаем, что коллективный метод лечения — шаг к ораторскому искусству. Заика может и обязан стать оратором! К счастью, большинство заик — прирожденные оратооы и литераторы: история и современность не скупится на примеры. Третий принцип. Индивидуальное на фоне коллективного Третий принцип, как и первый, не проводится изолированно, «после», а во время второго принципа и его трех фаз. Основное в нем — учет индивидуального. Это нисколько не противоречит тому, что мы говорили о коллективе. Если формула «Нет болезней — есть больные» в известной мере верна, то наше внимание индивидууму вполне законно. Было бы неправильно противопоставлять индивидуальное коллективному, отдельное — общему. Задача состоит в том, чтобы в каждом больном найти его «изюминку», его индивидуальную особенность, звено, что и подмечают коллективисты друг у друга...Эту личную благоприятную черточку нужно развить, укрепить, максимально использовать: она вывезет. Весьма полезно, чтобы человек был охвачен какой-либо целью или увлечением: 1) увлечением той или иной областью науки, в частности, естествознанием и математикой; 2) тем или иным видом искусства — литературой, театром, музыкой, живописью и т. д.; 3) увлечение любимым человеком, друзьями, любимым трудом, техническим ремеслом и т. д.; 4) туризмом, физкультурой, шахматами. Наряду с развитием индивидуальных особенностей членов коллектива полезно для всей организации ввести легкий спорт, физический труд для нерабочих, организовать экскурсии, игры, чтение биографий замечательных людей и целый ряд других вспомогательных мероприятий. Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия. — М., 1934. Ю. А. Флоренская, И. С. Авербух, О. Г. Архипова
|