Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания. Дошкольная и школьная логопедическая работа по ритмике имеет свои особенности в объеме и содержании
Дошкольная и школьная логопедическая работа по ритмике имеет свои особенности в объеме и содержании. Мы не требуем от ребенка осознания в таком виде, как у взрослого; мы заменяем его инстинктивным восприятием и закреплением навыка. Основное требование к занятиям с ребенком — эмоциональность, образность... Почти каждое наше упражнение дается в игровой форме, кроме того, ритмические упражнения тесно связаны с музыкальным сопровождением, эмоциональное же влияние музыки не требует доказательств. Заикание затормаживает речь ребенка, а вместе с этим в большинстве случаев и его психомоторику. Ребенок-заика часто становится вялым, неповоротливым, теряет непосредственность движений. Заторможенность психики заик сказывается и в малой активности, отсутствии внимания, инициативы, творчества, слабой тренировки. У заик встречается также особая мышечная заторможенность. Движения их связаны, лишены непосредственности, плавности, координация затруднена, темп чаще всего замедлен, мышцы находятся постоянно в состоянии напряжения. Ритмичность у заик часто бывает нарушена. Дети с торопливой речью и в движениях также торопливы. Некоторые двигаются всегда в одном и том же темпе и плохо воспринимают темп музыки. Координация движений, их ловкость, соразмерность также страдают, в особенности во время речи. Общение с коллективом затруднено вследствие потери свободы в речи. У большинства детей это ведет к отрыву от коллектива, обособленности, необщительности. Для перевоспитания всех этих особенностей, представляющих собой отклонения от нормального развития ребенка, мы выработали особую систему логопедической ритмики, в задачи которой входит в равной мере влияние на психику и моторику логоневротика. Рассматривая заикание как своего рода невроз, мы ставим основную цель — восстановление ритмичности речевой и общей моторики. Для этого мы даем детям специальные ритмические и речевые упражнения и игры. Первая и основная цель занятий по ритмике — растормозить ребенка. Приветливое, ласковое отношение должно быть не только у педагога, но и у всего коллектива в отношении к каждому ребенку. Дети-заики очень неохотно и нерешительно воспринимают каждое новое задание, предпочитая повторять без конца знакомое, то, что не требует усилия. С этим нужно бороться. Во всех играх нужно поощрять инициативу, творчество, стремление к действию. Эти задания удаются только после перевоспитания всего поведения заики. Как конечный итог этого задания можно считать умение провести руководящую роль в игре, командовать, организовывать. Раздел речевых упражнений и игр должен целиком опираться на логопедическую работу. Только проработанные виды речи можно соединять с движением... Речевые упражнения по степени трудности располагаются следующим образом. I ступень — упражнения на точное начало речи. Активирующим моментом для начала речи может быть музыкальный период. Кончается музыкальный период — начинается речь. Бросок мяча определяет момент начала речи, разговор, обусловленный игрой и введенный в рамки ритма, активирует начало речи. II ступень — упражнения на темп размеренной речи и ритмизация ее. В этих упражнениях используются стихи, по ритму и содержанию хорошо согласующиеся с движениями. К ним вначале дается музыкальное сопровождение, закрепляющее, поддерживающее темп речи. Более легкие упражнения на этой ступени III ступень — выразительность речи, логические ударения, паузы. Большую помощь в этих упражнениях оказывает знакомство с средствами музыкальной выразительности (акценты, фразировка). Соединяя речевой ритм и фразировку с музыкой, мы вырабатываем выразительную речь при сохранении спокойного темпа. IV ступень — эмоциональная и волевая речь. Сюда относятся пражнения на выбор различных моментов в игре: команда, руководство игрой, спонтанная речь при игровом движении. Дети шакомятся с речевым материалом ритмических упражнений одновременно с движением, но желательно, помимо этого, закрепление речевой части на логопедических занятиях (соблюдая темп и ритм в игре).
|