Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста
Наши наблюдения показали, что причины заикания сложны и индивидуальны; формы и тяжесть заикания варьируют у одного и того же больного. Поэтому мы сочли более правильным разделить заикающихся детей на группы соответственно особенностям их личности. К первой группе были отнесены дети, у которых неуравновешенное поведение (повышенная возбудимость или тормозимость) явилось следствием развившегося заикания. До возникновения заикания дети этой группы были практически здоровыми и уравновешенными. Во вторую группу мы включили детей, у которых неуравновешенное поведение отмечалось с раннего детства и являлось индивидуальной особенностью их личности. Развитие заикания обычно сопровождалось усилением присущей им неуравновешенности и появлением черт общей детской нервности. Третью группу составили дети, у которых повышенная возбудимость или тормозимость были выражены наиболее значительно и наблюдалось также с раннего детского возраста, однако в анамнезе этих детей имелись указания на соматические расстройства различного происхождения: неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовая травма, постнатальная травма головы, острые или хронические инфекционные заболевания (малярия, туберкулез, дизентерия), а также некоторые формы сердечно-сосудистых заболеваний, эндокринные расстройства, дистрофия и т. д. Следует подчеркнуть, что у группы детей, перенесших те или другие инфекционные заболевания и травмы головы, довольно стойкими были явления астенизации личности. У таких детей нередко отмечались микросимптомы органического поражения центральной нервной системы. В последнюю группу были включены дети, у которых задолго до развития заикания наблюдались признаки тяжелого невроза. Также дети были склонны к истерическим реакциям, к образованию навязчивых страхов, представлений и действий. Характеристика группы заикающихся детей с явлениями органического поражения центральной нервной системы. Органическое поражение нервной системы чаще всего являлось следствием неблагоприятно протекавших внутриутробного и природового периодов (особенно часто последнего). Такие дети с раннего возраста отличались особенностями развития речи, моторики и поведения. Они позже других детей начинали произносить первые слова и говорить фразами, речь их часто была тяжело косноя-шчной; у большинства из них с раннего детского возраста отмечалась общая моторная недостаточность: движения были неловкими, вялыми, аритмичными; особенно несовершенными были мелкие целенаправленные движения, вследствие чего такие дети не могли своевременно овладеть навыками самообслуживания (одевание, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок), не могли принимать активного участия в детских играх в которых требовались точные и быстрые движения. У всех детей этой группы защитные силы организма были ослаблены, вследствие чего они часто и тяжело болели. Большинство детей с явлениями органического поражения центральной нервной системы с раннего детства отличались повышенной возбудимостью. Значительно меньше среди них было детей робких, отличавшихся повышенной тормозимостью. По характеру дети данной группы были раздражительными, и аффективными. Шутки и смех у них часто переходили в агрессию, что вызывало постоянные конфликты с окружающими и вотдельных случаях приводило к патологическому развитию личности. При обследовании таких детей часто отмечались увеличение размеров черепа и бугристое его строение, на рентгенограмме черепа обычно наблюдались резко выраженные сосудистые борозды и пальцевидные вдавления, свидетельствующие о некотором повышении у них внутричерепного давления. Явление органического поражения были выражены в легкой степени; только у одного ребенка, которому накладывали щипцы во время родов, наблюдались левосторонний парез конечностей и патологические рефлексы. Со стороны нервной системы у некоторых детей выявились нистагмоидные подергивания глаз, расстройства глазодвигательного, лицевого, реже языкоглоточного нерва, повышение сухожильных рефлексов, положительные симптомы Хвостека, Ромберга. Как правило, были резко нарушены функции вегетативной нервной системы и наблюдались яркий стойкий дермографизм, гипергидроз, частая смена окраски лица, нарушения ритма дыхания, мраморная окраска кожи, в более редких случаях — повышенная саливация, энурез и т.д. Возбужденное, и тормозное состояние у детей с органическим поражением центральной нервной системы было выражено особенно ярко и в малой степени поддавалось педагогической коррекции. Такие дети с трудом переключались с одного задания на другое, продолжительно задерживались на одном переживании, особенно на отрицательных эмоциях. Наряду с этим они отличались резко выраженной утомляемостью и большой отвлекаемостыо. Из причин заикания у детей данной группы на первое место можно вьщелить задержку речевого развития и косноязычие в сочетании с нарушенным темпом речи. Однако частым этиологическим фактором (в сочетании с другими вредностями) был испуг. Характеристика группы заикающихся детей с тяжелыми неврозами. В анамнезе детей данной группы имелись указания на многочисленные неблагоприятные моменты, наиболее часто — сочетание внутриутробных, природовых и постнатальных вредностей с тяжелыми заболеваниями и с неблагоприятными условиями окружающей среды. Под влиянием развившегося заикания у всех детей... наблюдалось резкое усиление нервности. Расстройства аппетита доходили иногда до полного отказа от еды, появлялась нервная рвота; страхи принимали резко выраженный характер и держались длительное время. Дети с тяжелыми неврозами с большим трудом приспосабливались к детскому коллективу. Они долго сторонились своих товарищей, не отпускали от себя родителей. Большинство из них отличалось повышенной истощаемостью. К концу дня пребывание в логопедическом полустанционаре становилось для них затруднительным, они жаловались на головную боль, утомление. В момент обострения нервности такие дети становились совершенно неработоспособными и напоминали тяжелобольных. Они были бледными, с темными кругами вокруг глаз; на занятиях в группе не могли запомнить стихотворений, прочитанного рассказа, составить коротенького рассказа по хорошо знакомым картинкам; несмотря на вполне достаточный круг общих сведений. Детский коллектив раздражал их, они просили пересадить их за отдельный стол и дать какую-нибудь игру, но и здесь не могли сосредоточиться на задании, смотрели по сторонам, имели сонный вид, зевали, клали голову на стол и т.п. В такие моменты замечания всегда вызывали" у них слезы. В общении с близкими у детей появлялись капризы, упрямство, полное нежелание чем-либо заняться. Под влиянием прочитанных или услышанных рассказов у них появлялись страх за свое здоровье, боязнь заразиться микробами, страх одиночества, темноты, «жуликов», животных, мышей и даже насекомых. В отдельных случаях возникали навязчивые мысли, галлюцинаторные переживания, которые исчезли только после общего укрепления организма и специального лечения в детском отделении психоневрологической больницы им. Соловьева. Дети с истерическими реакциями отличались эгоцентрическими чертами характера, они хотели везде и всегда быть первыми. По малейшему поводу с криком и причитаниями падали на пол, иногда при этом у них возникало резкое двигательное беспокойство. В моменты обострения черт общей нервности такие реакции возникали у них очень часто. На основании клинических наблюдений мы приходим к выводу, что заикание возникает главным образом у детей с ослабленной или органически измененной центральной нервной сис-и'мой. Реже оно развивается у неуравновешенных детей. У совершенно здоровых и уравновешенных детей заикание возникает относительно редко. Журнал невропатологии и психиатрии. — М., 1958. — Вып. 7. С. 278-282. М. Е. Хватцев
|