![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности занятий с маленькими детьми
Логопедическую работу с заикающимися детьми следует начинать с самого раннего возраста, так как в этом возрасте заикание легче и быстрее преодолевается и не препятствует дальнейшему нормальному развитию ребенка. Эта работа проводится в четырех планах: в семье через родителей, в массовых детских учреждениях через воспитателей, нянь и, наконец, в специальных чреждениях амбулаторного и стационарного типа. В первых двух лучаях логопед является консультантом, в последних — непосредственным учителем. При устранении заикания могут представиться два случая: I) свежий случай, когда с момента обнаружения первых симптомов заикания прошло немного времени — от нескольких дней до 2—3 недель, самое большое 1—2 месяца; это первичное заикание (вторичные явления отсутствуют); 2) застарелый случай, когда заикание продолжается свыше 1—2 месяцев (вторичное заикание: возникают вторичные явления). Устранение заикания в первом случае. Если заикание наступило внезапно, надо прекратить контакт ребенка с окружающими и отвлечь его внимание от речи, успокоить нервную систему, установить психическое равновесие. Нужно немедленно поместить ребенка в наиболее благоприятные условия в смысле покоя... проводить постельный режим (уложить в постель как больного). В течение первых дней соблюдать полное молчание, затем разговор шепотом и в возможно ограниченных рамках. Лечение — успокоительные, а также снотворные средства, чтобы заикающийся крепко спал ночью и пребывал в дремотном состоянии днем. Окружающие сами говорят тоже тихо, медленно, спокойно. Через неделю-другую такого режима заикание исчезает, и ребенок снова включается в обычную жизнь. Однако с этого момента до полной возмужалости должны систематически применяться... профилактические меры. Устранение затянувшегося заикания маленьких детей. Когда заикание перешло в стойкую форму, то приходится проделать частично или полностью систематический курс логопедии, закрепляя восстановленную здоровую речь последующей профилактикой. Режим молчания и уединения в таких условиях иногда даже вреден; заикающийся больше сосредоточивается на своем заикании, и его угнетенное состояние еще больше усиливается... Вместо молчания вводится максимальное ограничение речи ребенка: по возможности меньше разговаривают с ним, создавая обстановку занятости ребенка игрушками, рисованием и т.п. Ведущим приемом здесь является замедленная и слитная (слово сливается со словом) выразительная, с живыми интонациями речь в унисон. Ребенок в одно и то же время 1) слышит речь руководителя (матери, воспитателя), 2) сам говорит и 3) слышит собственную речь. Например, мать (воспитатель, логопед) предлагает ребенку вместе рассказать сказку... Если ребенок по тем или иным причинам (стеснение, страх, негативизм) упорно молчит, то руководитель показывает ему яркую интересную картинку и медленно, с достаточной эмоциональностью, сам рассказывает по ней. Ребенок через некоторое время включается в это рас оказывание, и остается лишь умело использовать этот контакт Дыхание во время речи у малышей регулируется путем рефлек торного подражания руководителю, который после каждой ко роткой фразы делает паузу, а затем несколько подчеркнуто делает небольшой вдох через раскрытый рот. Специальных дыхательных и голосовых упражнений с маленькими детьми не делают. Навык спокойного вдоха содействует спокойному произношению. Когда этот вид речи наладится, то предлагают ребенку лишь повторять сказанное (по предложениям). Но как только замечают у него затруднение в произношении того или иного слова или фразы, то тотчас же произносят их в унисон. Так прорабатываются стишки, рассказы, картинки. Заметив, что заикающийся хорошо повторяет речь, переходят к вопросам и ответам, причем вопросы следует так формулировать, чтобы возможен был только один определенный ответ, во избежание всяких колебаний, нерешительности и перестроек фраз на ходу. Далее предлагают ребенку произносить самостоятельно маленькие стишки, читать, рассказывать, все время внимательно следя за его речью и вовремя помогая ему одновременным произнесением слов и фраз... Занятия проводятся по нескольку раз в день (2—3 раза, во избежание утомления по 10—15 минут) под видом игры и развлечения, но отнюдь не в форме «лечения». На этих занятиях, ровно как и в разговоре при ребенке, — ни слова о заикании. Старший дошкольный возраст. И здесь основным методом воспитания является подражание и игра. Но речевой материал уже более сложный (в соответствии с программой по развитию речи). Центр тяжести с сопряженной речи переносится на отраженную и на самостоятельную. Значительное место занимают диалог, декламация, рассказывание.
|