![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б. Лечебные упражнения
1. Дыхательные упражнения. Проводятся регулярно в течение Цель дыхательных упражнений двойная: тренировка воли и повышение обмена веществ через воздействие на вегетативную нервную систему. У детей до 5—6 лет продолжительность фона-торного периода достигает 15 секунд, у детей до 10 лет — приблизительно 20 секунд, взрослых после дыхательных упражнений — 40—50 секунд, изредка 55—60 секунд, у подростков до 14—16 лет — 25 секунд, иногда 30 секунд. 2. Растормаживающие упражнения. Во время тренировки от влекаем внимание больного от артикуляции и механизма речи. Обращаем внимание только на содержание речи. Неправильно побуждать к вдоху перед разговором, а также заставлять трудные слова заменять другими. Наоборот, следует упражнять звуки, которые особенно пугают больного, и повторять слова, на которых он запинается. Заикающийся должен произносить ряды гласных, например, аеиоу или аоиу, аоиое и т.д. Заставляем говорить рады слов, начинающихся определенной согласной или их цепочкой, таким образом, чтобы согласные почти полностью приглушались и была слышна только мелодия слов, образуемая гласными, которые являются носителями мелодии речи. Слова должны произноситься так, чтобы голос скользил плавно с одной гласной на другую, причем каждая гласная выговаривается мягким голосовым началом и несколько продлевается. Согласные приглушаются и выговариваются легко и отрывисто. Я отношусь отрицательно к монотонной и монодинамической речи, предлагаемой некоторыми методами. Она неестественна, и заикающиеся стыдятся так говорить при посторонних. 3. Ассоциативные упражнения. Целью этих упражнений является выработка, усовершенствование и укрепление всех умственных способностей, на которых основывается построение речи. При упражнении словесных комплексов переходим от простых задач к самым трудным. Заставляем, например, называть членов семьи, перечислять названия цветов, растений, зверей, птиц, рыб и т.д. Спрашиваем о видах ремесел, инструментах, которые употребляют ремесленники; предлагаем называть мебель, обстановку определенных помещений, детали, из которых делается мебель, предметы одежды, части тела. Выбор тем зависит от возраста и умственного развития ребенка. Другой вид упражнений — называние предметов, употребляемых при определенной работе, на службе, учении и т. п. Для старших детей можно использовать противоположные понятия (например, большой — маленький, богатый — бедный), контрастные существительные и прилагательные. Самым старшим детям можно предлагать называть синонимы слов. Предлагаем называть слова, начинающиеся определенной гласной, согласной или рядом согласных. Проводим упражнения быстрого формирования фраз. На слышимое слово немедленно придумать простую фразу. Фразы постепенно удлиняются. Упражнения можно применять уже у 3—4-летних детей. 4. Тренировка чтения. Это упражнение начинаем со старшими детьми уже во время первого или второго посещения одновременно с растормаживающими упражнениями. Пользуемся заранее подготовленным текстом, в котором гласные и слогообразу 5. Упражнение речи. Ежедневными упражнениями путем пересказывания прочитанного текста вырабатывается способность хорошей словесной репродукции. Маленьких детей заставляют рассказывать сказки, которые они слышали дома, разрешают свободно изменять содержание. Старших детей заставляем рассказывать то, что они прочитали сами. Следующим средством' выработки уверенной речи являются задания, кдторые больные должны выполнять. Родители должны посылать детей за мелкими покупками, попросить что-нибудь у соседей и т.д. Более взрослых детей заставляем обращаться с вопросами на улице к незнакомым людям.
|