![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б. Внешние причины заикания
Детские инфекционные заболевания относительно часто провоцируют заикание (по Гуцману, в 10% случаев). Первые признаки начинаются уже иногда во время болезни или сразу после выздоровления. После инфекционных болезней наступает общее физическое и психическое понижение сопротивляемости и нарушение нейро-вегетативного равновесия. Это является подходящей почвой для возникновения или усиления заикания у предрасположенных к нему детей. Хронические заболевания не являются причиной возникновения заикания, но они могут усилить уже существующее. Затрудненное носовое дыхание усиливает заикание у детей, что часто происходит при аденоидных разрастаниях. О нарушениях обмена веществ при заикании имеется мало данных. Интересно, что избыток мясной и белковой пищи I усиливает заикание. Жизненными периодами, усиливающими заикание, является рост зубов, переходный возраст, менструации. Климатические влияния, как и при остальных неврозах, иногда сказываются довольно сильно. Осенью и весной у детей наблю-f дается ухудшение состояния. Домашняя среда может оказывать вредное влияние в случаях плохого обращения с ребенком и при упоминании о его недостатке. Статистически доказ'ано, что между 6-м и 8-м годом число заикающихся увеличивается. Сказывается влияние школы. Испуг, телесное наказание, ушиб или какие-либо сильные психические возбуждения вызывают у предрасположенных детей первый приступ заикания. Внешней причиной заикания может быть и «психическая зараза», но некоторые исследователи это слишком преувеличивают. Наша теория возникновения заикания очень близка к учению Павлова о неврозах. Заикание как координационный невроз речи можно понимать как результат конституциональной слабости коры головного мозга, главным образом второй сигнальной системы. Проявлением ослабления контролирующей и управляющей функции коры головного мозга является болезненно повышенная аффективная лабильность и вегетативные нарушения. Признаки заикания проявляются не от патологоанатомичес-ких изменений в стриопаллидуме, а возникают при его динамических отклонениях, которые вызываются сильными аффектами. Я считаю вегетативную дистонию соматическим признаком заикания, который находится в причинной связи с его возникновением. Когда у предрасположенных невропатических детей дело доходит до постоянных симптомов заикания, у них образуется замкнутый круг патологических изменений, психических и вегетативных. Страх перед речью как сильная эмоция разрушающе действует на процессы в субкортикальных областях и вегетативных центрах, которые затем обратным действием ухудшают нарушение корковых процессов. От страха перед запинкой речи нарушается нормальная деятельность стриопаллидума и вследствие этого возникает гиперкинез и гипертония мышц голосового аппарата. При частом повторении приступов заикания этот патологический круг закрепляется как условная связь. Наконец, бывает достаточно легкого колебания речи или только представления о невозможности произнести определенный звук, чтобы у сикающегося наступило такое сильное волнение, что описанной условной связью вызывается новый приступ заикания. В (ависимости от того, какие части стриопаллидума при нарушении субкортикальных механизмов получат функциональный перевес, у заикающихся возникают клоническое повторение или юническое торможение и разные содвижения артикуляционных мышц или более отдаленных групп мышц.
|