![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общее учение о заикании
Сущность заикания. Заикание — это своеобразное, по преимуществу реактивное (функциональное) дискоординационное расстройство речи. Внешне проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в сфере эмоциональной и волевой. Заикание теснейшим образом связано с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью в целом, с его отношениями и установками на окружение. По внутренним механизмам заикание неоднородно, встречаются различные его виды. Поэтому, хотя многие случаи заикания связываются с невротическими состояниями и нередко трактуются как логоневрозы, в целом заикание не покрывается понятием невроз и, следовательно, термином логоневроз. Доказательством реактивной, функциональной сущности заикания служит тот факт, что речевые механизмы (как центральные, так и периферические) не имеют каких-либо органических повреждений: заикающийся в определенной ситуации в течение больших отрезков времени может говорить вполне нормально, и само заикание изживается в основном путем воспитания; вне акта обычной речи в большинстве случаев соответствующие механизмы также работают вполне правильно (при пении, дыхании, в ритмической речи и т. п.). Однако имеются и такие (сравнительно редкие) случаи, когда заикание явным образом связано с органическими поражениями мозга (при реституирующей афазии, алалии, при постконтузионной немоте и т.п.). Будучи ni своей природе связано с судорожными явлениями, заикание как то динамически связано с соответствующими органическими нарушениями. Различаются три степени заикания, которые К. Кондовым И В Ивановым (Болгария) определяются так: легкая степень — ш-икаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться; в этом случае задержка легко преодолевается,! говорят, не стесняясь своего дефекта. Средняя степень — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и' мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сил и | ное заикание. Тяжелая степень — заикаются в течение всей речи, ' постоянно с сопутствующими движениями. Такое условное деление заикания практически полезно и по могает изучению дефекта. Причина заикания. Заикание возникает в результате факторов (раздражителей), непосредственно производящих специфическое нарушение в нервной системе и психике человека при наличии особо благоприятствующих условий («почвы»). Благоприятствующие факторы, а) Невротическая отягощен-ность родителей (нервные и другие болезни, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы: сифилис, алкоголизм, интоксицирующие нервную систему плода). б) Невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре и т.п.). в) Эмоциональная напряженность, неустойчивость и дезорганизация — база для заикания. Предрасполагающей причиной заикания может послужить и скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.
Производящие причины. 1. Причины анатомо-физиологические. Сюда относятся: а) всякого рода физические заболевания с энцефалитическими последствиями и травмы (внутриутробные и природовое, нередко с асфиксией, сотрясение мозга); б) другие органические нарушения мозга, в том числе и наблюдаемые у алаликов, афазиков (локализация и стойкость симптома — признак органического поражения). Полагают, что в этих случаях повреждены подкорковые регулирующие движения механизмы; в) истощение или переутомление нервной системы (интоксикационные и другие заболевания, ослабляющие центральные аппараты речи корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена); г) болезни носа, глотки и гортани и.совершенство звукопроизносительного аппарата в целом, в |учаях косноязычия и задержанного развития речи (ограниченный словарь, аграмматизм и т.п.); д) общая моторная неполноценность. 2. Причины психические и социальные. а) Испуг, страх. б) Обострение эмоциональной напряженности в результате острого психического ущемления, острой обиды, зависти, ревности, болезненной настороженности, боязни выдать тайну и т. д. нередко ведет к спотыкающейся, а в дальнейшем — к заикливой речи. в) Неправильное формирование речи в детстве. 1) Речь на вдохе, косноязычие; 2) скороговорка — звук произносится в то время, как речевые органы вследствие торопливости уже перестроены на последующую артикуляцию; чрезмерный вдох перед речью, расплывчатые словесные формулировки, частое повторение слов, потребление непонятных слов; 3) быстрая нервная речь родите- Перегрузка способных, но нервных детей младшего возраста речевым материалом, особенно декламацией перед взрослыми гостями в плане демонстрации своих талантов нередко завершается заиканием. Отмечаются случаи заикания из-за подражания заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции (психического заражения); пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося, активная — он передразнивает его и сам начинает заикаться. Многими специалистами отмечается возникновение или усиление заикания в первые месяцы поступления в школу при неправильном отношении к новичку учителя (излишняя строгость, суровость, неумение предупредить передразнивание заикающегося со стороны товарищей и т. п.), а также и родителей (запугивание учителем, повышенные требования к успешности и пр.) Заикание возникает не только под действием данной конкретной причины (травмы, испуг и т. п.), но и под влиянием сложного комплекса условий, видоизменяющих результативный эффект. Вот почему испуг, например, в одном случае вызывает заикание, тогда как до этого, при другой обстановке, многократно проходит в этом отношении безрезультатно. Особое место занимают случаи заикания, связанные с каким-либо другим заболеванием. Оно не только неблагоприятно воздействует на течение заикания, но и изменяет самый характер последнего.
|