![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы стационарного лечения
Подготовительный этап. С целью облегчения адаптации больных в условиях стационара, а также с целью угашения патологических речевых навыков всем пациентам в первую неделю пребывания в клинике рекомендуется ограничение речевого общения. Обычно в это время проводят не только логопедическое, психоневрологическое, но и соматическое, лабораторное и необходимое инструментальное обследование. В этом же периоде больных знакомят с особенностями стационара, спецификой режима и планом предстоящего лечения. Параллельно формируют коллективы больных для проведения общих занятий логопедический ритмикой и коллективных логопедических занятий, проводимых в вечернее время под руководством логопеда. Этап активной терапии. Начиная со 2-й недели пребывания в стационаре больные включаются в коллективные занятия аутогенной тренировкой, а также в систематические индивидуальные занятия с логопедами. К этому времени определяются как основные медикаментозные назначения, так и направленность индивидуальной психотерапии, проводимой лечащими врачами. Этап активных тренировок. Для третьего этапа — активных тренировок — больные выходят за пределы стационара для проведения под руководством психотерапевтов и логопедов функциональных речевых тренировок, максимально приближенных к ситуациям обыденного речевого обращения (разговор на улице, в магазине с продавцом, у кассы, по телефону и т.п.). Одновременно этап активных тренировок включает в себя подготовку к завершающему этапу, в котором трудность речевых ситуаций еще более возрастает. Заключительный этап. Четвертый, завершающий, этап содержит предельно сложную для больных речевую нагрузку — индивидуальные и коллективные речевые выступления перед многолюдной аудиторией. Выступления имеют форму концертной программы с включением музыкальных номеров (мелодекламация, сольное и хоровое пение). Определенная часть программы завершающего выступления готовится под руководством логоритмиста. Другие звенья комплексного лечебного воздействия также прямо или косвенно направлены на максимальное положительное эмоциональное воздействие в результате преодоления больными столь серьезного и важного речевого испытания. Эта цель преследуется как во время разъяснительной и активирующей психотерапии, так и в ходе аутогенных тренировок. Перед выпиской из стационара каждый из специалистов, участвовавших в работе с больными, проводит с каждым из своих пациентов индивидуальную беседу, в ходе которой еще раз уточняются психотерапевтические установки применительно к обычным внебольничным условиям и даются рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе в рамках поддерживающих логопедических занятий, аутогенной тренировки, повторения некоторых элементов логопедической ритмики. Таким образом, комплексная терапия взрослых больных с заиканием основана на следующих принципах: — главное направление лечебно-педагогической работы определяется клинической принадлежностью и этапом заболевания; — обязательное широкое применение всего арсенала комплексного медико-педагогического метода — психотерапии, фармакотерапии, функциональных речевых тренировок, индивидуальных, групповых и коллективных занятий, логопедической ритмики и лечебной физкультуры, физиотерапии в общеукрепляющего лечения. В заключение следует подчеркнуть, что лечение заикания как в детском возрасте, так и у взрослых требует тесной и взаимосвязанной работы психиатров, невропатологов и педагогов-логопедов. Недоучет педагогических принципов в лечебной работе, в частности, в психотерапии заикания, а также отсутствие внимания логопедов к возможным психопатологическим проявлениям у больных с заиканием не только методологически неверны, но и чреваты неудачами при лечении заикания. Заикание. / Под. ред. Н. А. Власовой и К. -П. Бек-кера. - М., 1983. - С. 180-220. Н. А. Власова
|