Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые психофизические особенности заикающихся детей






Течение заикания и его проявления во многом зависят от осо­бенностей психофизического состояния ребенка и его личности.

Уже в раннем возрасте обнаруживается задержка речевого раз­вития, расстройства динамической стороны речи, нарушения зву-копроизношения. В дошкольном возрасте заикающимся детям в 34% случаев свойственны нарушения звукопроизношения раз­личного генеза, элементы недоразвития речи, а иногда несфор-мированность всей речевой функциональной системы.

Постепенно у детей появляется своеобразное отношение к сво­ей речи и дефекту. Одни остро чувствуют речевой недостаток, особенно вследствие неблагоприятных воздействий окружающей среды. Другие боятся проявления судорог и речи, им небезразлична оценка их речи и поведения окружающими. Третьи кри­тично относятся к заиканию, переживают после неуспешной ре­чевой попытки или после нудач в любой деятельности. И заика­ние начинает влиять на характер общительности детей. Несмотря на то, что среди детей 4—7 лет большинство легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми, выделяются дети с неус­тойчивыми формами общения и дети с негативным и аутисти-ческим поведением. Дети с неустойчивой общительностью вна­чале охотно вступают в контакт, проявляют интерес к заданию и деятельности, но затем обнаруживают пассивность, безразличие, невнимание к просьбам взрослого выполнить то или иное зада­ние. Они с трудом входят в проблемную ситуацию своей дея­тельности и после многократных побуждений отказываются вы­полнить нужное задание.

Дети с негативным отношением к собеседнику замкнуты, стес­нительны, иногда с агрессивными чертами в поведении. Необ­ходимость выполнить просьбу, задание, особенно в новой обста­новке, вызывает у них реакции невротического характера, иногда почти аутистическое поведение. Дети как будто не нуждаются в коллективе сверстников или взрослого. Общение носит строго избирательный характер. Вовлечение детей в коллективную дея­тельность встречает пассивное или активное сопротивление с их стороны.

Характерное для детей дошкольного возраста качество — под­ражательность — у большинства заикающихся детей развито не­достаточно. Примерно у трети детей характер и уровень подра­жательности являются такими же, как и у нормально говорящих сверстников. У остальных заикающихся можно выделить четыре степени сформированности подражательности: полное подража­ние, неполное, творческое, отказ от подражания. В разных возра­стных группах подражание различно. Например, у детей 4—5 лет чаще наблюдается неполное подражание (дети не до конца вы­полняют увиденное и услышанное задание и выпускают речевую часть) и отказ от него. Дети с неустойчивым вниманием плохо воспринимают образец, данный взрослым, не соблюдают при по­вторении последовательность движений, не могут завершить дей­ствие. Дети пассивные, заторможенные долго рассматривают об­разец, нерешительно приступают к выполнению задания и повторяют действия в случайном порядке. У детей 5—6 лет так­же имеется неполное подражание, но оно чаще проявляется при повторении словесного образца. Дети пропускают слова, допол­няют текст образца новыми, стараясь не нарушить логику сюже­та. Выделяются следующие варианты измененного рассказа: уточ­нение деталей рассказа; расширение канвы рассказа; углубление того или иного образа рассказа. С возрастом увеличивается творческое подражание и уменьшается число отказов от подражания.

Учет степени общительности, подражательности заикающих­ся детей необходим логопеду особенно в начале коррекционного курса: организация коллектива и деятельности детей осуществ­ляется более эффективно, если правила поведения и задания ус­ваиваются детьми не только от взрослого, но и от сверстников с высоким уровнем общительности и подражательности.

Заикание оказывает влияние на формирование моторных функций, хотя не исключена возможность недоразвития дви­гательной сферы ребенка еще до появления заикания, способ­ствующего возникновению дефекта. С появлением заикания несформированность моторики проявляется резче и еще бо­лее усугубляется. Однако в силу процесса развития, имеющего всегда и положительные, и отрицательные стороны, а также в связи с огромными потенциальными возможностями детского организма у 40% заикающихся дошкольников моторные функ­ции сохранны. В 60% случаев они нарушены, и двигательные расстройства выражаются или в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушении плавности, переклю­чаемое™ движений, высокого тонуса мышц, или в форме дви­гательной расторможенности, беспокойства, хаотичности дви­жений.

Изучение у детей дошкольного возраста симптомокомплекса заикания, некоторых психофизических особенностей их онтоге­неза позволяет выделить четыре группы детей.

I группа — дети с преимущественно клоническим или клонотоническим заиканием средней и тяжелой степени. Возбудимые, шумные, общительные, признанные лидеры в различных видах деятельности, в том числе игровой. Им свойственно умение пользоваться речью в любых ситуациях общения. Речевой де­фект они восполняют большой двигательной активностью в по ведении, настойчиво и энергично подчиняя себе сверстников.

II группа — дети с заиканием клонической формы легкой и средней степени. Общительные, дисциплинированные, собран­ные в поведении. Они лишены организаторских способностей, хотя и охотно вступают в общие игры. В процессе коллективной деятельности у них вырабатываются организаторские навыки.

III группа — дети с тоническим или клоно-тоническим заика­нием легкой и средней степени. Малообщительные, не умеющие самостоятельно играть. В коллективных играх почти не участву­ют, изредка — в общей подготовке к игре. Отличаются нереши­
тельностью, недостаточной общительностью, выраженной заторможенностью, пассивной подчиняемостью.

IV группа — дети с преимущественно тоническим заиканием тяжелой или средней степени, в значительной мере повлиявшемна их речь и поведение. Они молчаливы, застенчивы, иногда боязливы, заторможены. Предпочитают играть в одиночестве, реже — вдвоем. У них выражены оборонительные реакции, они
быстро утомляются и склонны к негативистическим проявлениям.

Исследование заикающегося ребенка с целью определения его речевой и поведенческой активности и отнесение его к одной из указанных клинических групп помогут логопеду дифференциро­ванно строить коррекционно-воспитательный процесс.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал