![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности использования игровой деятельности в устранении заикания
В коррекционно-воспитательной работе с заикающимися детьми игры используются с учетом ряда принципов. 1) В первую очередь реализуется принцип деятельности. Каждую игру следует считать деятельностью, а систему игры рассматривать как совокупность разных деятельностей, связанных между собой. Отсюда игра всегда предполагает выбор темы, сговор детей на игру, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры и оценку поведения детей. Такое понимание игры позволяет логопедам не смешивать игровое упражнение (с мячом, с проговариванием стихотворения под движения и т.п.) и игру как деятельность. 2)Принципы систематичности, последовательности и учета возраста позволяют распределить игры определенной системы с выделением наиболее значимых для каждого возраста видов игр... Ведущее место в работе с заикающимися детьми 4—5 лет на протяжении всего коррекционного курса занимают игры с пением Наряду с выделенными играми — игры с пением (хороводы), подвижные игры с правилами, дидактические игры — на занятиях с заикающимися детьми 4—5 лет используются игры-драматизации стихотворений, прозы, игры в настольный и кукольный театры, творческие игры по предложению логопеда и затем творческие игры по замыслу детей. Раскрывая общую направленность игровой деятельности заикающихся детей 5—6 лет, мы не будем более останавливаться на значении дифференцированного подхода, в зависимости от особенностей их поведения, что уже было показано при анализе игровой деятельности заикающихся детей 4—5 лет. Для заикающихся детей 5—6 лет ведущее место занимают игры-драматизации стихотворного текста. Дети этого возраста могут запомнить достаточно большие по объему стихи, отрывки из произведений. Их игровая активность развивается по мере усвоения ими ролей в различных инсценировках: от второстепенных к главным, а также в процессе подготовки игрового места: атрибутики, декораций, масок и т. п. Второе место в системе занятий для данной возрастной группы чзанимают игры с пением-инсце-нировки. Задача использования их иная, чем игр с пением-хоро-водов с детьми 4—5 лет. У детей 5—6 лет появляется критичное отношение к своей речи, что ведет к усилению судорожности и снижению игровой активности. Участие в инсценировках с пением помогает детям произвольно выполнять движения, владеть собой и своим телом, общаться в коллективе, а песенный речитатив нормализует речь. На третьем месте находятся дидактические и подвижные игры с правилами. Они используются на всех этапах работы с детьми, усложняясь по темам и содержанию, в зависимости от речевых и поведенческих их возможностей. Если в предшествующих возрастных группах устранение заикания у детей осуществляется посредством игровой деятельности и внутри этой деятельности с определенным временным запасом, позволяющим затем после устранения заикания уделить достаточное внимание подготовке детей к школе, то в возрасте 6—7 лет коррекция заикания обусловлена в первую очередь необходимостью обучения детей в школе в скором будущем. Поэтому в системе игр для детей этого возраста ведущее место занимают дидактические игры, удовлетворяющие потребность детей подготовительного к школе возраста в играх-занятиях. На втором месте стоят подвижные игры с правилами, с элементами соревнования, которые воспитывают выдержку, умение объективно оценить свое поведение и результат игры..Большее значение приобретают в этих играх личные качества детей, нежели их речь, поэтому естественно перевоспитывается отношение детей к имеющемуся заиканию. Игры-драматизации, занимающие третье место в системе игр, формируют у детей умение быть в коллективе и общаться в нем, что облегчается готовыми текстами. Стремление детей данного возраста к самостоятельности наиболее полно удовлетворяется в играх драматизациях прозы и творческих играх, отражающих школьную тематику. Эти игры готовят детей к общению в сложных ситуациях с повышенными требованиями к речи: в классном и школьном коллективе, в конфликтных ситуациях со сверстниками, в общении с незнакомыми людьми и т. п. 3) Принцип учета индивидуальных особенностей заикающихся позволяет использовать игры таким образом, чтобы нормализовались моторные функции заикающихся детей, развивались их общительность, подражательность, повышалась игровая активность и т. п....Учитывая степень общительности каждого ребенка, логопед в начале коррекционного курса назначает водящим, дежурным на занятии не того, у кого меньше судорог в речи, а того, кто хорошо контактирует с детьми, может предложить игру, организовать сверстников на оформление игрового уголка, подбор атрибутов для игры и т.п. При этом логопед учитывает неигровые привязанности и симпатии детей, так как положение заикающегося ребенка в играх зависит прежде всего от его личностных качеств, а не от степени выраженности судорог. Знание дружеских отношений между детьми помогает созданию коллектива играющих. Необщительных детей логопед привлекает к деятельности постепенно: предлагает детям назначить такого ребенка помощником дежурного: в играх с пением с ним поет логопед или кто-либо из активных детей; в играх-драматизациях стихотворений ребенок выполняет действия вместе с другими и слова роли говорит с одним-двумя детьми: в играх с однотипными действиями такой ребенок уже участвует самостоятельно, — например, в роли зайки, стоя в кругу, под пение детей выполняет требуемые движения; в творческой игре «Космонавты» показывает движениями состояние невесомости в группе детей, затем в паре и самостоятельно; в подвижной игре с правилами также сначала участвует в коллективных действиях, — например, в игре «Волк и гуси» вместе со всеми перебегает к пастуху, спасаясь от волка, затем помогает пастуху пасти и звать домой гусей или помогает волку ловить гусей, и после многократного повторения игры логопед предлагает ребенку роль волка или пастуха. Развитию общительности служит анализ игр, планируемых логопедом для занятия. Зная состав детей в группе, логопед определяет в каждой игре активность роли, которая зависит от количества ее связей с другими ролями (чем меньше связей, тем ниже активность), и характер взаимоотношений, возникающий между детьми при исполнении роли. Например, логопед выделяет в играх самую активную роль (учитель в классе, воспитатель в детском саду, командир корабля, продавец в магазине и т.д.) и намечает на эту роль общительного ребенка, с высокой активностью, а в помощь ему — того ребенка, которого надо активизировать в поведении. И логопед вводит с этой целью такие роли, как «староста» в классе, «няня» в детском саду, «помощник командира» на корабле, «кассир» в магазине. По ходу игры логопед может изменить ситуацию: «Заболел командир корабля в дальнем походе — корабль поведет помощник командира», если видит, что ребенок справится с более активной ролью. Если ребенок испытывает трудности при исполнении роли или остальные дети группы делают ему много замечаний по ходу игры («Так командир не говорит», «А ты не заметил сигнала маяка» и т.п.), то логопед может вновь изменить игровую ситуацию: «На самолете прилетел опытный врач и вылечил командира», «Корабль сделал остановку в иностранном порту» и т.д. Для себя логопед отмечает, что этому ребенку надо еще исполнить несколько ролей в качестве помощника другому ребенку. Анализируя игры для будущего занятия, логопед выделяет в них и пассивные роли: «ученики» в классе, «дети» в детском саду, «матросы» на корабле, «покупатели» в магазине. Это необходимо делать в начале коррекционного курса. 4) Следующий принцип — учет структуры дефекта — реализуется при комплектовании групп детей, а также на первых этапах коррекционной работы. С детьми с тяжелой степенью заикания по необходимости проводятся индивидуальные занятия, облегчающие им включение в незнакомый коллектив. Коррекция на 5) Принцип поэтапности в воспитании речи определяет структуру и организацию коррекционной работы. Методика игровой деятельности применяется на разных этапах различно: в период обследования логопед использует различные игры для выяснения структуры дефекта, психофизических и личностных особенностей детей, для определения характера их игровой деятельности; в период максимального ограничения речи (режим молчания и шепотной речи) целенаправленно подобранные игры помогают логопеду и воспитателю затормозить неправильные речевые 6) Использование игровой деятельности в устранении заикания опирается на такие дидактические принципы, как доступность речевого материала в играх, последовательность игр от простых, с готовыми правилами, к творческим, ведущая роль взрослого (логопеда, воспитателя, родителей). Реализация этих принципов позволяет последовательно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения игр.
Содержание занятий на разных этапах логопедической работы Обследование. Оно проводится в течение месяца. Основная задача этого периода — создать дружный детский коллектив в логопедической группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в речевой группе, с обучения спокойным совместным играм, с создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку... Заикающихся детей учат внимательно слушать взрослых и выполнять их требования. В процессе создания коллектива логопед также выявляет особенности поведения детей, их характера, тактично корригируя отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии, решают следующие коррекционные задачи: воспитание усидчивости, внимания, подражательности; обучение выполнению правил игр; воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущения расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица; обучение элементам логопедической ритмики; коррекция нарушений звукопроизно-шения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов. На занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижных игр с правилами. Заканчивая этап обследования, логопед оформляет документацию (тетрадь № 1 — речевые карты на каждого ребенка; тетрадь № 2 — для связи работы логопеда и воспитателей; тетрадь № 3 — рабочая тетрадь логопеда для ежедневных и еженедельных планов; тетрадь № 4 для домашних заданий детям на каждого ребенка; тетрадь № 5 — дневник на каждого ребенка, где логопед отмечает поведение детей в различных игровых и неигровых ситуациях); составляет план работы на год; оформляет совместно с воспитателями родительский уголок; готовит и проводит педагогический совет: родительское собрание. На этапе обследования осуществляется комплексный подход к заикающемуся ребенку, а именно: его обследует логопед; психолого-педагогические наблюдения ведут воспитатели, советуясь с психологом и методистом детского учреждения; тщательно обследуют заикающегося психоневролог, педиатр, отоларинголог, окулист и другие врачи. Этап ограничения речи (режим молчания и шепотная речь): воспитание у детей общей произвольной моторики и мышц лица путем использования расслабляющих упражнений, артикулятор-ной гимнастики, логопедической ритмики; отработка речевого дыхания: продолжительности, плавности выдоха; воспитание слухового внимания и слуховой памяти; зрительного внимания и зрительной памяти; произвольного поведения путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания, подражательности через обучение играм, правилам игр, элементам творческой игры; работа над фразой (обучение паузации); активизация и пополнение словаря по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты». Режим молчания проводится в течение 4—6 дней. Логопед (а в группе воспитатель) доступно объясняет детям необходимость молчания, находит условные безречевые сигналы, по которым дети выполняют требования взрослых, обеспечивает достаточное количество разнообразных безречевых игр, продумывает проведение прогулок с детьми в период молчания. Занятия носят обучающий характер: логопед или воспитатель рассматривает с детьми картины, рассказывает сказки, прослушивает музыкальные детские произведения, т.е. учат детей слушать и выполнять указания логопеда, но при этом молчать. Логопед (в речевом саду воспитатели и весь обслуживающий персонал) во время режима молчания говорят шепотом. Сложнее соблюдать режим молчания во время игр, на прогулках и дома. Здесь необходимо каждому ребенку придумать занятие. Один может рисовать, другой — делать кораблик, третий — выкладывать узор из мозаики, четвертый — заниматься с куклой и т.д. Прогулка также делится на несколько моментов: рассматривание транспорта и витрины; игра в подвижную безречевую игру; сбор букета из листьев и пр. Взрослый обязательно дает целевую установку, например: «Смотрите на витрины, запоминайте транспорт, а через несколько дней мы узнаем, кто самый внимательный»... Во время режима молчания с детьми проводятся дидактические шры без речи, например, положить в корзинку все железное, или все деревянное, или бумажное; игры с мозаикой; строительные игры; сложить картинку из частей — сначала части крупные и в малом количестве, затем число их возрастает до шести. В это время логопед начинает коррекцию звукопроизноше-ния путем воспитания у детей звуковой культуры речи: развивает слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и память, а также пространственные ориентировки; воспитывает подражательность, тормозные установки, общую и речевую моторику и т.д....Воспитатели также проводят индивидуальную логопедическую безречевую работы по заданию логопеда. Например, тактильный контроль за диафрагмальным дыханием, зрительный контроль за удлинением выдоха, артикуляторная гимнастика, обучение расслаблению мышц рук, ног, шеи и т.д. Переход к шепотной речи (10 дней) происходит постепенно. Дети, окружающие взрослые в детском саду и дома говорят шепотом... Во время общения с детьми логопед использует различные музыкальные сигналы. Подача звуковых сигналов должна быть негромкой, например, под тихие удары бубна дети строятся, под звуки флейты смотрят на логопеда, воспитателя и т.д. У детей воспитываются зрительная ориентировка, внимание, выдержка, усидчивость, своевременная реакция на сигнал... Во время воспитания шепотной речи продолжается закрепление полученных навыков правильного речевого дыхания и расслабления. Используется шепотное произношение считалок, потешек, звукоподражаний с глухими согласными с, ш, х, ф. Проводятся игры на расслабление, например, «Мы спим», «Мы отдыхаем». После отдыха дети переходят только к спокойным играм с разборными игрушками, с мозаикой, со строительным материалом, конструированию и пр. Продолжается работа по развитию и упорядочению общей и речевой моторики в подвижных играх с правилами и с сюжетом. Сопряженная речь (4—5 недель). При сопряженном произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темп, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, паузацию, логические ударения; учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как одно слово, плавно, с выразительным интонированием. Задачи этого этапа. Воспитание сопряженного произношения, речевого дыхания; удлинения выдоха, мягкой голосопода-чи, слитности гласных звуков в звукоподражаниях и словах, просодической стороны речи, подражательности, активности, элементов творчества через обучение правилам игр. Коррекция нарушений моторики, нарушений звукопроизношения. Активизация и пополнение словаря по темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Птицы», «Грибы», «Профессии»... В этот период важна правильная организация занятий и обучение родителей общению с детьми. Отраженная речь (4—5 недель). На этом этапе воспитатель проводит занятия не так, как в обычном массовом саду. Материал программы усваивается детьми в процессе сопряженно-отраженной речи. Воспитатель использует элементы вопросе-ответной речи с последующим односложным ответом, который повторяется детьми сопряженно или отраженно. На досуге используются все виды игр, но творческие по-прежнему носят обучающий характер. Задачи этапа. Воспитание отраженной речи; работа над фразой и просодическими компонентами речи (дыханием, голосом, слитностью, темпом и ритмом речи); развитие моторики (умения расслабления мышц); продолжение обучения играм и правилам игр (обучение общению с партнером, умению следить за игрой других); воспитание произвольного поведения (выполнять требования, исходящие не только от взрослых, но и от товарищей); коррекция нарушений звукопроизношения. Программные темы «Знакомство с трудом взрослых», «Зимующие птицы». Вопросо-ответная речь (8—10 недель). В течение этих недель воспитывается в полной мере поведенческая активность и самостоятельность: все дети группы по очереди могут быть дежурными на занятии, водящими в играх, исполнителями главных ролей, режиссерами игр (с помощью логопеда). Диалоги детей в играх, построенные в форме вопросов и ответов, способствуют активизации поведения обоих участников диалога. Заикающиеся дети 4—5 лет сначала не могут сами вести диалог, особенно если в паре есть застенчивый, необщительный ребенок. Тогда диалог разыгрывается тремя детьми: робкий, неактивный ребенок говорит роль вместе с инициативным, общительным ребенком, они вместе отвечают на вопросы третьего участника игры. Во время общения вопросо-ответной речью у детей в играх воспитывается нужная манера общения: зрительная ориентировка на участника диалога, правильное использование движений и затормаживание ненужных, сопутствующих движений, точное употребление жестов, мимики, умение выслушивать собеседника и ответить только после его вопроса или самому задать вопрос только тогда, когда окончил говорить товарищ. Этап воспитания вопросо-ответной речи подразделяется на два периода: 1) ребенок отвечает на конкретный вопрос полной фразой, его ответ начинается со слов спрашивающего. Фактически это усложненная форма отраженной речи. Так, на вопрос: «Что вяжет мама?» — ребенок отвечает: «Мама вяжет...», и только одно слово фразы он произносит самостоятельно; 2) вопрос задается таким образом, что в него не включены все слова, необходимые ребенку при ответе: «Что делают дети?» — «Дети катаются с горки на санках». В этот же период детей учат отвечать одним-двумя словами, т.е. приближенно к разговорной манере общения: «Куда идут дети?» — «В школу». Задачи этапа. Продолжение работы над просодическими компонентами речи; воспитание длительного выдоха, мягкого голо-соначала, слитного произношения фразы, правильной паузации, темпа, ритма, интонационной выразительности; воспитание умения отвечать на вопрос полной фразой (I период), одним словом (II период), работа над диалогической речью; воспитание личностных качеств: активности, инициативы, самостоятельности, творчества; продолжение коррекции нарушений звукопроизношения; развитие лёксико-грамматической стороны речи; осуществление совместного с воспитателем прохождения программы по темам: «Зима», «Дикие животные», «Мебель», «Посуда», «Птицы». Самостоятельная речь (8—14 недель). Этот этап включает два раздела: воспитание подготовленной самостоятельной речи на материале пересказа и воспитание самостоятельной речи на материале рассказа. Каждый из этих разделов имеет свои задачи. Задачи этапа — воспитание самостоятельной речи на материале пересказа: обучение дословному пересказу подготовленного текста с последующей драматизацией, пересказу событий, действий по материалам различных игр; воспитание активности, самостоятельности, произвольного поведения во всех видах игр; продолжение работы по коррекции нарушений звукопроизношения, по развитию лёксико-грамматической стороны речи; осуществление указанных выше задач на материале программы по развитию речи». Этап рассказа (4—6 недель). Виды работы: обучение описательному рассказу, рассказу по памяти, творческому рассказу. 1. Описание внешнего вида какого-либо предмета, игрушки, бытовых помещений, растений, орудий труда и т.д. Описательный рассказ составляется по образцу рассказа логопеда. Используется прием сравнительного описания двух предметов или игрушек... В конце первой недели можно дать каждому ребенку задание составить рассказ об игрушке. Сначала дети составляют рассказ о разных игрушках. Логопед и сами дети анализируют, в каком рассказе игрушка описана наиболее полно и точно. Затем все дети группы составляют рассказ об одной игрушке. В этом случае анализируется умение детей сказать об игрушке по-особому, по-своему, оценивается выдумка, творчество каждого. В течение второй недели продолжается обучение описательному рассказу об игрушке, предмете и осуществляется переход к обучению описательному рассказу по картинке и серии картин. Сначала дается совместное описание одной сюжетной картинки (или серии), а в конце недели — индивидуальное задание каждому ребенку. Картинки подбираются сходные по содержанию: из жизни детей, труд людей, времена года и т.д. В конце третьей — четвертой недели продолжается работа по составлению описательных рассказов об игрушке по картинкам и включается рассказ по памяти. 2. Обучение рассказыванию по памяти складывается из а) составления совместного рассказа на основе коллективного опыта; б) составление рассказов на основе индивидуального опыта. В конце третьей-четвертой недели детям предлагается составить рассказ по памяти на более отвлеченные темы: «Интересное приключение», «Прогулка в зимнем лесу» и т. д. 3. К пятой неделе и далее дети обучаются составлению творческих рассказов. Руководя составлением рассказов, логопед должен помнить о том, чтобы творческое воображение детей не превращалось в бесцельное фантазирование... В процессе работы пообучению рассказыванию логопед обращает внимание детей на выявление самого главного в рассказе, учит их составлению сначала короткого, затем более распространенного рассказа. На этом этапе логопед использует ранее проработанный материал, а также создает большое количество новых игровых ситуаций, в кото
|