![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заикание и дизонтогенез⇐ ПредыдущаяСтр 117 из 117
Большинство исследователей относят заикание к неврозам в понимании И. П. Павлова, а именно — невроз является следствием отрицательных психогенных реакций (переживание, страх, испуг, конфликтная ситуация, напряженная трудова^ деятельность), что вызывает перенапряжение нервных процессов, их срыв. В коре головного мозга образуется застойный тормозной процесс («больной очаг»), прерывающий функциональную связь коры с подкоркой. Но понимание заикания как невроза (общего и частного) не решает проблему механизмов заикания, в частности, у детей раннего возраста. В. Н. Мясищев считает, что у маленьких детей возникает так называемый «реактивный невроз» как острое нарушение высшей нервной деятельности и «невроз развития», при котором образование патологических стереотипов происходит постепенно, в неблагоприятных условиях среды — перераздражения, подавления, изнеживания. Исходя из указанных форм неврозов В. Н. Мясищева, можно выделить заикание развития и реактивное заикание (С. С. Ляпидевский, 1969; Г. А. Волкова, 1978). Заикание развития возникает на фоне задержанного формирования речи, психических особенностей, имеет постепенное начало, наиболее выражено при овладении фразовой речью. При неврологическом обследовании у этих детей выявляются признаки диффузного органического поражения мозга и стойкие вазовегетативные нарушения. Реактивное заикание возникает в результате воздействия сочетания психогенных и соматогенных факторов у детей, склонных к невротическим реакциям. Мы считаем, что для понимания патогенеза заикания необходимо изучение индивидуально-психологических свойств детей на ранних этапах онтогенеза и в дошкольном возрасте. С этой целью на психодинамическом уровне нами изучены: общая активность индивида (в бодрствующем состоянии со взрослыми, без взрослых), развитие моторной функции, зрительное внимание, слуховое внимание, общительность (частота контактов, инициативность в общении, легкость вступления в контакт, широта круга общения), эмоциональные проявления, невербальный интеллект. На психосодержательном уровне изучены: особенности поведения на первом-втором году жизни, подражание (звукам, предметным и игровым действиям), социальный аспект общительности (улыбка, «комплекс оживления», устойчивость общения в дошкольном возрасте), активность в игровой деятельности (определение уровня игровой активности — группы А, Б, В, Г, Д), поведение в конфликтных ситуациях, особенности речевого развития в преддошкольном и дошкольном возрасте, личностные качества заикающегося и его родителей (отца, матери). Анализ материала исследования позволяет трактовать заикание, исходя из закономерностей нормального онтогенеза и гетерохронии (разновременности формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим). Одним из основных проявлений гетерохронии является возникновение на каждом возрастном этапе наряду с постоянными иерархическими координациями — факультативных, отражающих переходный характер ряда психических образований (В.В.Лебединский, 1985). На основе проведенного исследования можно утверждать, что заикание обусловлено тремя типами дизонтоге-неза: асинхронией, задержанным развитием и парциальным психическим недоразвитием. Асинхрония как неравномерное дисгармоничное развитие включает признаки ретардации (задержки) и акселерации (опережения). Асинхрония проявляется в задержке речевого развития, составляющей от 6 до 8 мес., в нарушениях звукопроизно-шения (у 67% заикающихся), нарушениях просодических компонентов речи (почти у всех детей), в расстройстве тонкой моторики и недоразвитии психомоторики (у 60% заикающихся дошкольников), в нарушениях зрительного восприятия пространственных соотношений, в недоразвитии слухового внимания, в снижении игровой активности. У заикающихся детей выявлено дисгармоничное развитие личности. Оно выражается в агрессивности, повышенном чувстве виновности, эмоциональной ранимости, социальной незрелости, в использовании защитных видов реагирования в трудных жизненных ситуациях. Эмоциональный фон в конфликтных ситуациях у заикающихся очень высок (в 20 раз выше, чем у здоровых). Аффективные состояния на различные фрустраторы у них возникают гораздо чаще, чем у детей без заикания. Аффективные состояния искажают самооценку личности заикающихся детей, препятствуют правильному реагированию на конфликт и его участников.1 При неадекватно завышенной самооценке стремление к самоутверждению в конфликтных ситуациях выражается чрезмерно активно, агрессивно, самоуверенно. При неадекватно заниженной самооценке стремление к самоутверждению в конфликтных ситуациях выражается в форме пассивного протеста, скрытой агрессии, негативизма и является защитным механизмом против возможности оказаться не на уровне предъявляемых требований. Негативизм, протест, скрытая и открытая агрессия, которые сопровождаются и аффективными переживаниями, являются показателем формирования дисгармоничной личности. Фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности. У заикающихся детей чаще наблюдается тормозящий вариант развития личности. Он формируется в условиях гиперопеки, при которой в ребенке подавляется самостоятельность, инициатива, активность. Ребенок становится робким, тормозимым, обидчивым. В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются пассивность, неуверенность в своих силах. У меньшего числа заикающихся отмечено невротическое формирование личности. Оно возникает в тех случаях, когда пси-хотравмирующая ситуация приводит к развитию у ребенка невротических реакций, а затем к формированию таких личностных черт, как боязливость, склонность к страхам. Развитие личности как по тормозящему, так и невротическому типу влечет за собой отсутствие или снижение у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы. Однако следует отметить, что у заикающихся детей 6 лет (особенно у девочек) проявления таких личностных свойств, как агрессия, негативизм, их адекватность содержанию ситуации, самостоятельность, активность в разрешении напряженности практически не отличаются от таковых у здоровых детей.' Заикание является также следствием задержанного развития. Этот тип дизонтогенеза вызван тремя факторами: 1) соматогенными — в 64, 7% случаев у детей с органическими 2) психогенными — алкоголизм родителей в 65: случаев, психотравмы в 32% случаев, неблагополучие в микросоциальном окружении в 40% случаев; 3) церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции — у 73% детей с органическими нарушениями ЦНС; травмы мозга внутриутробного, катального и раннего постнатального периодов — у 83, 9% детей). у части заикающихся выражена задержка речевого развития: у 37, 3% детей с органическими нарушениями ЦНС, у 12, 4% — с функциональными заиканиями. У заикающихся дошкольников выявлены такие отклонения в импрессивнои речи, как недостаточность понимания словесной инструкции при организации их игровой и конструктивной деятельности. Дизонтогенез слухового сосредоточения, присущий детям в первые месяцы жизни и проявившийся позднее в возрасте от 2, 5 до 4, 5 лет в расстройстве слухового внимания, обусловливает отклонения в формировании импрессивнои речи заикающихся 5—7 лет, особенно у детей с органическими нарушениями ЦНС. Недоразвитие фонематических процессов анализа, синтеза и представлений свидетельствует о том, что у заикающихся детей вызывает затруднение мыслительный процесс разложения слова на составляющие его части и соединения отдельных частей (фонем, слогов) в целое слово. Развитие экспрессивной речи у заикающихся детей на ранних этапах онтогенеза также протекает с задержкой и отклонениями от нормы. Нарушения темпа речи свойственны большинству детей с функциональными и органическими нарушениями ЦНС. Например, из обследованных детей пяти лет ускоренный темп речи у 70%, замедленный — у 24%, нормальный — у 6%. Дефекты слоговой структуры слов выявлены у всех заикающихся детей; более сохранны у испытуемых 7 лет с функциональными нарушениями ЦНС (Р < 0, 05). Наряду с указанными отклонениями в речевом онтогенезе у многих заикающихся детей имеются аномалии в строении артикуляторного аппарата, нарушения речевой моторики, просодии, звукопроизношения. Отмечается не-сформированность грамматического строя речи (преимущественно функции словообразования), недоразвитие лексической стороны речи. Таким образом, анализ некоторых параметров развития речи свидетельствует о дизонтогенезе речевой функциональной системы и как следствие его — сложной структуре речевого дефекта при заикании. У детей с органическими нарушениями ЦНС превалируют расстройства речи, обусловленные преимущественно органическими причинами: стертая дизартрия у 41% детей 5 лет, у 65% детей 6 лет, у 56% детей 7 лет; сочетание стертой дизартрии с общим недоразвитием речи у 33% детей 5 лет, у 12% детей 6 лет и у 11% детей 7 лет. При функциональных нарушениях ЦНС у заикающихся преобладают разные виды дис-» лалии. Речевые дефекты и речевое недоразвитие разного уровня могут предшествовать и далее сопутствовать заиканию, поэтому они рассматриваются как симптом речевого дизонтогенеза и как одна из причин заикания. Третий тип дизонтогенеза — парциальное психическое недоразвитие. В данном случае различные функции недоразвиты неравномерно. Это касается и психодинамических, и психосодержательных свойств заикающихся. Так, например, по состоянию сенсорных функций у заикающихся 5 лет в сравнении с незаикающимися сверстниками недостаточно развиты ритмическое чувство, музыкальный, тембровый, звуковысотный и динамический слух (Р < 0, 05). Но слуховое внимание у заикающихся сохранно. Подобное соотношение наблюдается и у заикающихся 6 лет. При парциальном психическом недоразвитии у заикающихся выявлена различная степень игровой активности. Мы выделяем группы А, Б, В, Г, Д (1983). Указанная неравнормерность развития психических функций и индивидуально-психологических свойств заикающихся детей прослеживается на психодинамическом и психосодержательном уровнях у всех испытуемых от 2 до 7 лет. С позиций психологического изучения патогенеза заикания у преддошкольников и дошкольников мы определяем заикание как своеобразное и сложное расстройство речи, обусловленное ди-зонтогенезом психических функций и дисгармоничным развитием личности. Имеющиеся у заикающихся детей речевые и психические нарушения накладывают отпечаток прежде всего на процесс речевого общения, искажая и деформируя его. В свою очередь, характер личностных и других психических изменений сам зависит от доступных заикающимся форм общения. Поэтому психокоррекционная и логопедическая работа должна направляться на модификацию речевого поведения (речевого общения) в разных видах деятельности с целью нормализации социального поведения заикающегося. Исходным пунктом работы является психолого-педагогическая оценка индивидуально-психологических и личностных качеств заикающегося ребенка. Психологические данные дополняют клиническую картину речевого нарушения, содействуют пониманию динамики речевого расстройства, его взаимодействию с другими психическими процессами и личностными качествами индивида; уточняют прогноз психического развития заикающегося; способствуют определению дифференцированных методов работы...
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие (Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов) Раздел 1. ДИСЛАЛИИ (Сост. Л. В. Лопатина) КуссмаульА. Косноязычие и лепетание (1879) Хватцев М. Е. Общее учение о косноязычии (1959) Зееман М. Косноязычные дети (1962).. Мартынова Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии (1963) Мелехова Л. В. Дифференциация дислалий (1967) Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем (1968) Чиркина Г. В. Основы коррекционного обучения (1969) Токарева О. А. Функциональные дислалий (1969) Волкова Л. С. Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе (1969)................................................. Правдина О. В. Дислалия (1973).......... Ястребова А. В. Особенности устной речи учащихся I класса(1984) Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Нарушения речи у детей (1985)... Филичева Т. Б., Чевелева И. А. Дислалия у детей (1987) Гриншпун Б. М. Дислалия (1989)......... Раздел 2. РИНОЛАЛИИ (Сост. С. И. Шаховская) Дубов М. Д. Клиническая картина при расщелинах нёба.... Организация лечебной и профилактической помощи при расщелинах нёба (1960)........................................................................... Ипполитова А. Г. Логопедические занятия при ринолалии в доречевом периоде (1963)................................................................. Ипполитова А. Г. Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии (1983)......................,...................... Ермакова И. И. Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция Ермакова И. И. Особенности постановки звуков при ринолалии (1984) Раздел 3. ДИЗАРТРИИ (Сост. Л. В. Лопатина) КуссмаульА. [О дизартрии] (1879)...... Хватцев М. Е. Классификация косноязычия (1959) Семенова К. А. Речевые расстройства у детей с церебральными параличами (1968) Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Дизартрии (1972) Правдина О. В. Дизартрия (1973)........ Соботович Е. Ф., Чернополъская А. Ф. Проявления стертых дизар Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страда Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом (1977)..................... Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Дизартрия (1977) Ипполитова М. В. Характеристика звукопроизносительной стороны речи у учащихся с церебральным параличом (1989). Архипова Е. Ф. Четыре уровня доречевого развития детей с детским церебральным параличом. (1989).................... Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии Лопатина Л. В., Серебрякова Н, В. Развитие фонетико-фонема- Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошколь Раздел 4. НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА (Сост. С. Н. Шаховская) Ивановская Ф. А. О методике занятий при некоторых расстрой Хватцев М. Е. Недостатки голоса (1958) Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств (1960).... Таптапова С. Л. Образование звучной речи у лиц с экстирпи- Правдина О. В. Патология голоса (1963) Рябченко А. Т. Состояние внешнего дыхания при функциональ
|