Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава: Ночной разговор /«самар»/ о знании.
Хадис № 95 (116) Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: [«И люди неправильно поняли слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говоря о словах Пророка в хадисе про сто лет. На самом же деле, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду: «Что не останется никого на земле из тех, кто жил в тот день» Т.е., что исчезнет это поколение».] Полезные выводы, извлекаемые из хадиса: 1. В хадисе указание на дозволенность разговаривать о знаниях по ночам. И то, что это является одним из исключений (махъсус) из общего запрета Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Нет ночных разговоров после иша». И это является дозволенным при условии, что по причине этого не будет упущено какое-нибудь из обязательств, как молитва фаджр. 2. В хадисе указание на чудо из чудес Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Последним из сподвижников умер Абу Туфайль. 3. В хадисе указание на то, что ученый должен постоянно смотреть за душевным состоянием своих учеников и воспитывать в них то, что не следует пускаться в мечты и т.п. 4. В хадисе указание на разновидность путей и времен обучения. И на то, что они меняются по мере нужды и в соответствии с пользой. 5. В хадисе указание на то, что Хидр не является живым. Хадис № 96 (117) Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «/Однажды/ я остался на ночь в доме своей тётки Маймуны бинт аль-Харис, жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, находившегося в ту ночь у неё. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил ночную молитву /иша в мечети/, вернулся домой, совершил молитву в четыре раката и лёг спать. /Через некоторое время/ он встал и спросил: “Мальчик поспал? ” /Или же он сказал нечто подобное./ Затем он встал на молитву, я же встал слева от него, но он поставил меня справа, совершил пять ракатов молитвы, а потом ещё два, после чего /снова/ заснул, и я услышал его храп, а (ещё через некоторое время) он пошёл на (утреннюю) молитву». Полная версия хадиса: Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал: «/Однажды/ я остался на ночь в доме своей тётки Маймуны [бинт аль-Харис, жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует]. [И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в ту ночь у неё. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил ночную молитву /иша в мечети/, затем вернулся домой, и совершил молитву в четыре ракаата]. [Я же сказал /сам себе/: «Я обязательно посмотрю на молитву Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует]. [Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поговорил немного со своей женой], [затем он встал и отправился справить нужду, затем помыл лицо и руки]. [Затем она кинула подушку Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует]. [Затем он лег]. [Я лег поперек подушки, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своей женой легли вдоль /постели/. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спал, пока не наступила полночь, или чуть раньше или чуть позже]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал ночью ( в версии: «...затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся и сел. После этого он вытер свое лицо руками /прогоняя/ сон).[Затем он посмотрел на небо] и прочитал десять последних аятов из суры «Али Имран» ( в версии : إ ِ ن ّ َ ف ِ ي خ َ ل ْ ق ِ ا ل س ّ َ م َ ا و َ ا ت ِ و َ ا ل أ َ ر ْ ض ِ و َ ا خ ْ ت ِ ل ا َ ف ِ ا ل ل ّ َ ي ْ ل ِ و َ ا ل ن ّ َ ه َ ا ر ِ ل آ ي َ ا ت ٍ ل ّ ِ أ ُ و ْ ل ِ ي ا ل أ ل ْ ب َ ا ب ِ Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом»). И когда прошла часть ночи, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил легкое омовение из старого подвешенного бурдюка, – Амр очень сильно облегчил /это омовение, показывая его/, - (в версии: «...среднее между двумя омовениями не излишествуя...»). [Затем он почистил зубы], [и сказал: «Мальчик заснул?», - или же он сказал нечто подобное] (в версии: «...затем...») встал на молитву. [Я /тоже/ встал] [потянулся, не желая чтобы он понял, что я следил за ним], совершил такое же омовение, как и он, затем подошел к нему и встал с левой стороны. [Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, положил свою руку мне на голову, и взяв меня за правое ухо, покрутил его своей рукой](в версии: «...взял меня за челку [или за голову]...») и передвинул меня(в версии: «...взял меня за голову сзади...») (в другой версии: «...взял меня за руку или предплечье или за руку сзади...») и поставил меня с права от себя, затем молился столько, сколько этого пожелал Аллах(в версии: «...он совершил пять раккатов, затем еще два, затем /закончил/ нечетным числом...») (в версии: «...он прочитал одиннадцать ракаатов) (в другой версии: в общем он совершил тринадцать ракаатов...»). Затем он лег и заснул, /что даже/ захрапел (в версии: «...и я услышал его храп...»). [Он когда спал, храпел].Затем к нему пришел муаззин(в версии: «...Биляль...»), и сообщил о /начале/ молитве. [Он совершил два легких ракаата, затем вышел], и встал вместе с ним на молитву. Затем он совершил [утреннюю молитву с людьми], не совершив омовения. [И в своем дуа он говорил: «О Аллах помести в сердце мое свет, и в зрение мое свет, и в слух мой свет, и справа от меня свет, и слева от меня свет, и надо мной свет, и подо мной свет, и передо мной свет, и за мной свет, и зажги для меня свет». Курайб говорил: «И семь в Табуте. Я встретил человека из детей аль-Аббаса, и он мне рассказал об этом /дуа/ и упомянул/в нем/сухожилия, плоть, кровь, волосы, кожа, и упомянул два качества].Мы сказали Амру: «Некоторые люди говорят, что у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спали глаза, но не спало сердце? Амр отвечал: «Я слышал от Убайда ибн Умайра, что он говорил: «Поистине, сны пророков - внушения (уахьи)», затем читал: إ ِ ن ّ ِ ي أ َ ر َ ى ف ِ ي ا ل ْ م َ ن َ ا م ِ أ َ ن ّ ِ ي أ َ ذ ْ ب َ ح ُ ك َ « Сын мой! Я вижу во сне, что я режу тебя» »». Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на дозволенность разговаривать о чем-либо хорошем после молитвы иша. 2. В хадисе указание на необходимость проявления хорошего отношения к семье. 3. В хадисе указание на дозволенность ночевать ребенку в доме тетки, и даже в одной комнате с ее мужем. 4. В хадисе указание на стремление маленьких и взрослых сподвижников к знаниям. 5. В хадисе указание на легкое омовение. 6. В хадисе указание на желательность смотреть на небо, когда человек просыпается и читает аяты из суры «Али Имран». 7. В хадисе указание на дозволенность чтения Корана без омовения. 8. В хадисе указание на то, что сон прогоняется протиранием лица ладонями. 9. В хадисе указание на то, что если сура читается не сначала, то не надо говорить «басмаллях». 10. В хадисе указание на отличительную черту Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время сна, а это то, что его омовение во время сна не портилось. Его глаза спали, но не спало сердце. Но иногда он спал так же, как и простые люди (как на это указывает хадис Абу Къатады, в котором говорится о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проспал утреннюю молитву с другими сподвижниками, пока их не разбудили солнечные лучи). 11. В хадисе указание на дозволенность движений в молитве во благо своей или чужой молитвы. 12. В хадисе указание на то, что Посланник Аллаха, делил ночи между своими женами. 13. В хадисе указание на то, что храп во сне, не должен влиять на отношения между мужем и женой. 14. В хадисе указание на дозволенность иногда совершать желательную молитву в джамаате. 15. В хадисе указание на то, что сон портит омовение. 16. В хадисе указание на стремление сподвижников к поклонению. 17. В хадисе указание на дозволенность исправлять молитву другого человека. 18. В хадисе указание на дозволенность будить того, кто начинает засыпать в молитве. 19. В хадисе указание на то, что сны пророков являются внушением (ухьи) и на то, что их глаза спят, но не спят их сердца. 20. В хадисе указание на законность приходить муаззину к имаму и сообщать ему о наступлении молитвы, и он не должен давать икъаму, пока не увидит имама (как на это указывают достоверные хадисы). 21. В хадисе указание на желательность долгой молитвы по ночам.
|