Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. Днозначное истолкование термина «назарейцы» затруднительно






Днозначное истолкование термина «назарейцы» затруднительно. Несомненно, что, напоминая о Назарете, галилейском городке, где прошли детские годы Иисуса Христа, он указывает на лубинную духовную связь искусства этих художников с христианством. Возможны ассоциации более сложные, опосредованные. Для современников Иисуса казалось странным и невозможным, чтобы ожидаемый Мессия явился из такого незначительного местечка, как Назарет: «...из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин 1, 47). Не исключено, что в названии группы таился скрытый полемический оттенок, намек на то, что именно им, «назарейцам», вопреки сомнениям и скепсису старших коллег-классиков (Торвальдсен, Карстенс и др.), суждено сказать в искусстве новое слово.

Анненков П.В. Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года //Анненков П.В. Литературные воспоминания. [М.], 1960. С. 92.

Соловьёв М.П. Живопись в XIX столетии // Вестник изящных искусств. Т. 7. СПб., 1889. Вып. 1-3. С. 44. См. также: ЕberleinKurtKarl. Kunst und Kunstgeist der Nazarener // Overbeck und sein Kreis. M& #252; nchen, 1928. 4Петербургская жизнь. Заметки нового поэта // Современник. 1861. Т. IX. С. 82.

Машковцев Н.Г. Гоголь в кругу художников. М., 1955. С. 48.

Тамже. С. 115.

Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка. 1806-1858 гг. СПб., 1880. С. 128.

Исследователь вопроса пишет: «Корнелиусу и Овербеку он (А. Иванов. - Ю.Б.) отдал на суд свой первый эскиз " Явления Мессии". Несколько часов Овербек провел перед Ивановской картиной. Он не подозревал в смиренном молодом артисте такой глубины замысла и такой мощи исполнения. " Иванов надул нас всех! " - сказал он потом. Корнелиус горячо одобрил картину и, пожимая руку Иванову, назвал его un valoroso maestro, а тем немецким живописцам, которые осуждали картину, сурово советовал сначала изучить ее, а потом уже судить. Овербек был истолкователем Рафаэля для Иванова. Вероятно, под этим же влиянием Иванов так внимательно изучал старых итальянских живописцев, отнюдь, впрочем, не пренебрегая позднейшими и, в особенности, великими колористами Венеции и Верхней Италии. Соединение реальной правды, к которой всегда стремился Иванов, с глубиной идеи, полагаемой в основу композиции, ставит Иванова в духовное родство с идеалистами-немцами...» (Соловьёв М.П. Указ.соч. С. 79). 200

Анненков П.В. Указ. соч. С. 92.

Переписка Н.В. Гоголя: В 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 299.

Воропаев В.А., Виноградов И.А. Комментарии // Гоголь Н.В. Собр. соч.: В9т.Т. З.М., 1994. С. 493.

Ваккенродер В.Г.]. Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного, изданные Л. Тиком. М., 1820.

См.: Гиппиус В. Гоголь. Л., 1924. С. 57.

Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М., 1993. С. 278.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал