Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возьмите на заметку! Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и придаточными следствия тесно связаны друг с другом
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и придаточными следствия тесно связаны друг с другом, так как в одной части их выражается причина, ав другой — следствие. Если в главной части передаётся следствие, а в придаточной — причина, то такое сложноподчинённое предложение имеет придаточную часть причины. Придаточная часть присоединяется к главной союзами потому что, так как, оттого что, вследствие того что, поскольку, ибо и др. и отвечает на во- 0 4 е м у? просы почему? отчего? по [ибо) какой причине?, например: Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое. (И. Павлов) Если в главной части передаётся причина, а в придаточной — следствие, то такое что из этого следует? сложноподчиненное предло- /\ (так что) жение имеет придаточную у у
часть следствия. Придаточная часть присоединяется к главной союзом так что и отвечает на вопросы вследствие чего это произошло? что из этого следует?, например: У заборов росли липы, бросавшие теперь при луне широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках. (А. Чехов) ©> 210. Преобразуйте каждое сложносочинённое предложение либо в сложноподчинённое предложение с придаточным причины (главная часть обозначает следствие, а придаточная — причину), либо в сложноподчинённое предложение с придаточным следствия (главная часть обозначает причину, а придаточная — следствие). Образец. Неожиданно раздался резкий гудок автомобиля, и по ущелью пронеслось горное эхо. — По ущелью пронеслось горное эхо, так как неожиданно раздался резкий гудок автомобиля. 1) После полудня поднялся сильный ветер, и тонкие стволы осин тревожно застонали. 2) Пчела-труженица села на цветок, и он слегка покачнулся. 3) Лучи солнца пронизывали обнажённый лес, и каждый листочек был хорошо виден. 4) Первые капли дождя упали на асфальт, и мы поспешили укрыться под навес. ©> 211. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Проведите полный синтаксический разбор каждого предложения. В сонном воздухе слышались какие (то) звуки точно кто (то) вздыхал ш..птался. Земля и небо погрузились в глубокий мрак так (что) в (не) скольких шагах (н..)льзя было увидеть рядом идущего человека. Мы спустились в д..лину и как только нашли воду тот (час) же остановились. (В. Арсеньев) Самостоятельно продолжите текст, используя сложноподчинённые предложения разных видов. ЗСП-6. Запишите под диктовку все примеры из ЗСП-1, 2, 3, 4.
§ 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным ©> 212. С помощью толкового словарика установите лексическое значение слов уступка, уступительный. Приведите примеры подчинительных союзов со значением уступки. Придумайте или найдите в литературных произведениях сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным. Запишите их, соблюдая нормы орфографии и пунктуации. ©> 213. Используя таблицу упр. 99, составьте графическую модель сложноподчинённого предложения с придаточным уступительным.
|