Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возьмите на заметку! Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и придаточными следствия тесно связаны друг с другом






Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и придаточными следствия тесно связаны друг с другом, так как в одной части их выражается причина, ав другой — следствие.

Если в главной части передаётся следствие, а в при­даточной — причина, то такое сложноподчинённое предложение имеет придаточную часть причины. При­даточная часть присоединяется к глав­ной союзами потому что, так как, оттого что, вследствие того что, поскольку, ибо и др. и отвечает на во- 0 4 е м у?

просы почему? отчего? по [ибо) какой причине?, например: Ни­когда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое. (И. Павлов)

Если в главной части пере­даётся причина, а в придаточ­ной — следствие, то такое

что из этого следует?

сложноподчиненное предло- /\

(так что)

жение имеет придаточную у у


 

часть следствия. Придаточная часть присоединяется к главной союзом так что и отвечает на вопросы вследствие чего это произошло? что из этого следует?, например: У заборов росли липы, бросавшие теперь при луне широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопа­ли в потёмках. (А. Чехов)

©> 210. Преобразуйте каждое сложносочинённое предложение либо в сложноподчинённое предложение с придаточным при­чины (главная часть обозначает следствие, а придаточная — причину), либо в сложноподчинённое предложение с придаточ­ным следствия (главная часть обозначает причину, а придаточ­ная — следствие).

Образец. Неожиданно раздался резкий гудок автомоби­ля, и по ущелью пронеслось горное эхо. — По ущелью пронеслось горное эхо, так как неожиданно раздался резкий гудок автомо­биля.

1) После полудня поднялся сильный ветер, и тонкие стволы осин тревожно застонали. 2) Пчела-труженица села на цветок, и он слегка покачнулся. 3) Лучи солнца пронизывали обнажённый лес, и каждый листочек был хорошо виден. 4) Первые капли дождя упали на ас­фальт, и мы поспешили укрыться под навес.

©> 211. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Проведите полный синтаксический разбор каждого предложения.

В сонном воздухе слышались какие (то) звуки точно кто (то) вздыхал ш..птался. Земля и небо погрузились в глубокий мрак так (что) в (не) скольких шагах (н..)льзя было увидеть рядом идущего человека. Мы спустились в д..лину и как только нашли воду тот (час) же останови­лись.

(В. Арсеньев)

Самостоятельно продолжите текст, используя сложноподчи­нённые предложения разных видов.

ЗСП-6. Запишите под диктовку все примеры из ЗСП-1, 2, 3, 4.


 

§ 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным

©> 212. С помощью толкового словарика установите лексиче­ское значение слов уступка, уступительный. Приведите при­меры подчинительных союзов со значением уступки.

Придумайте или найдите в литературных произведениях сложноподчинённые предложения с придаточным уступитель­ным. Запишите их, соблюдая нормы орфографии и пунктуации.

©> 213. Используя таблицу упр. 99, составьте графическую модель сложноподчинённого предложения с придаточным уступитель­ным.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал