Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как строится научная рецензия
(Памятка) Рецензия строится по определённому плану. В роли опорных конструкций в ней употребляются специальные обороты речи (клише), которые обеспечивают связность и логичность, свойственные научной речи.
Содержание (план) 1. Вступление: Чему посвящено произведение посвящено рассмотрению вопроса... решению вопроса... проблеме... написано
на актуальную тему затрагивается тема (вопрос)
Исходные данные об авторе и произведении
Какова цель автора, какие задачи им ставятся Цель автора —... Автор ставит задачу описать... обосновать... раскрыть... уточнить...
Содержание (план) 2. Центральная часть: Каково основное содержание произведения; основные проблемы... Клише В центре внимания (находятся)... Главные усилия направлены... Автор ставит и решает, по существу, одну задачу... ... отмечает (ч т о?) ... описывает (ч т о?) ... касается (ч е г о?) ... обращает внимание (н а ч т о?) ... напоминает (о ч ё м?) ... анализирует (ч т о?)
Постараемся теперь объяснить... Далее подчеркнём... Необходимо остановиться на... Особо хочется выделить... Приведём пример... Наконец, можно ещё отметить...
Достоинством... является...
Есть ли недостатки; в чём они заключаются К сожалению, работа не лишена недостатков... К существенным недостаткам, на наш взгляд, относит ся...
Работа завершается... В заключение отметим,
Два совета: 1. Не надо жёстко придерживаться стандартного плана. В рецензии могут быть отражены не все, а лишь некоторые пункты из числа обозначенных в плане, и, наоборот, в неё могут быть включены вопросы, отсутствующие в схеме. 2. Не следует увлекаться опорными конструкциями. Помните, что это семантически опустошённые обороты речи, связки — и ничего больше. ©> 230. Прочитайте рецензию на книгу об истории русских орденов. Составьте план рецензии, выделив основные композиционные части и микротемы. Определите текстовую роль выделенных оборотов речи. Каждый из нас время от времени сталкивается с упоминанием о старинных орденах и медалях, видит их на портретах выдающихся деятелей прошлого. Вот почему эта, казалось бы, историческая частность интересна самому широкому кругу читателей. Книга А. А. Кузнецова «Ордена и медали России», вышедшая в издательстве МГУ, соединяет живое, увлекательное повествование со строго научным подходом к материалу. Автор даёт полный перечень российских орденов в их иерархии, объясняет, когда и за что давался тот или иной орден. Всего существовало восемь орденов. Некоторые из них имели одну степень (Андрея Первозванного, Белого Орла), другие — по три или даже по четыре степени (Георгия, Владимира и Анны). Рассказ Кузнецова об этих орденах и различиях между ними может служить хорошим комментарием к тем произведениям Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова и других писателей-клас- сиков, где орденские знаки играли заметную роль в обрисовке персонажей. Далеко не всегда награды давались действительно заслуженным людям, за подлинно геройские или незаурядные общественные деяния. Упоминаний о незаслуженных награждениях, в том числе и курьёзных, в кни-
ге немало. Однако главное внимание автор сосредоточивает на примерах, ставших достоянием нашей истории, на личностях, имевших истинные заслуги. Он рассказывает о наградах Суворова и Кутузова, Менделеева и Лобачевского, Брюллова и Айвазовского... Особый интерес представляют сведения о наградах русских писателей. Кавалером многих орденов был Г. Р. Державин; Н. М. Карамзин за написание «Истории государства Российского» был удостоен ордена Владимира 3-й степени. Создатель толкового словаря русского языка В. И. Даль за успехи в своей разносторонней деятельности был удостоен Владимира, Анны и Станислава. Много разноречивых мнений бытует о боевой награде, к которой был представлен поручик Лермонтов за участие в бою при Валерике. Тщательно изучив все имеющиеся источники, Кузнецов пришёл к выводу, что Лермонтова сначала представили к ордену Владимира 4-й степени, затем награду уменьшили до ордена Станислава 3-й степени, а впоследствии решили вручить золотую саблю. Но поэт не успел получить и саблю... А имел ли награды автор знаменитой «Анны на шее»? Ведь известно, что Чехов занимался большой общественной деятельностью, в частности, на свои средства построил четыре сельских школы и создал богатую библиотеку в родном Таганроге. Именно за это он был награждён в 1900 году орденом Станислава 3-й степени.
|