Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Грустно видеть, когда юноша теряет луч­шие свои надежды и мечты, когда перед ним отдёргивается розовый флёр, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие.






(М. Лермонтов)

1. Повествовательное, невосклицательное.

2. Главная часть — № 1; придаточные — № 2, 3, 4.

3. Сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением и последовательным подчинением.

4. № 2 — придаточное изъяснительное; № 3 — при­даточное изъяснительное; № 4 — придаточное опреде­лительное.

что?

^^ Т оТ^^ К & К 0_й? ^

5. [...], (когда...), (когда...), (сквозь который...).

^ когда j ^ когда j 4

©> 238. Составьте предложения, соответствующие схемам. Про­ведите синтаксический анализ этих предложений. 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:

(^сквозь который^

1) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозре­нием. (А. Пушкин) 2) Иногда, когда пламя горело слабее и кружок света суживался, из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова. (Я. Тургенев) 3) Когда люди молоды и весна на дворе, всё кажется ве­сёлым и радостным. (К. Станиславский)

1. Объясните отсутствие запятой перед одиночным союзом и.

2. Придумайте и запишите три предложения такой же структуры, что и проанализированные вами предложения.

240. Перепишите стихотворение в соответствии с нормами русской пунктуации.

Составьте схемы и проведите синтаксический анализ слож­ных предложений.


 

 


Всё в тающей дымке Холмы перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки.

Здесь медленны реки Туманны озёра И всё ускользает От беглого взора.

Здесь мало увидеть Здесь нужно всмотреться Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать Здесь вслушаться нужно Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно


 

 


Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы.

(Н. Рыленков)

Выразительно прочитайте стихотворение, соблюдая нормы орфоэпии, правильную интонацию, передавая голосом настро­ение лирического произведения. Какие виды языкового повтора использованы автором? Случайно ли?

©> 241. Выполните задания по тексту упр. 240.

1. Проведите морфологический разбор кратких имён прила­гательных. Какую синтаксическую роль они выполняют?

2. Разберите по составу причастия и глаголы в форме про­шедшего времени.

3. Выпишите слова, соответствующие морфемной модели

ть\ся. Определите, какое значение объединяет эти

в

слова.

4. Проведите морфологический разбор служебных частей речи.

5. Составьте схему 1-го предложения, объясните постановку знаков препинания.

6. Объясните, однородные или неоднородные определения использованы в последнем предложении.

7. В чём, по-вашему, особенность употребления в этом текс­те слов увидеть — всмотреться, услышать — вслушаться?

©> 242. Придумайте и запишите сложноподчинённые предло­жения по данным схемам. Охарактеризуйте синтаксические признаки этих предложений.


 

 


3)
1)

2)


I
т
(^ чей I (так как
(куда) (который)
(хотя)

 

 


©> 243. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

Разберите по членам главные части этих предложений.

Определите вид подчинительной связи, составьте верти­кальные схемы этих предложений.

1) Если радость кончается ищи в чём ошибся. (JI. Толстой) 2) Избавлю вас от описания гор от возгласов которые ничего не выражают от картин которые ничего не изображают, особенно для тех которые там не были и от статистических замечаний которых решительно никто читать не будет. (М.Лермонтов) 3) Есть у России берёзоньки белые кедры забывшие сколько им лет горы от вечных ветров поседелые реки которым названия нет. (Л.Ошанин) 4) Чтобы отбить отбросить вражий вал такие город вынес испытанья каких ещё ни разу не зна­вал за двести сорок лет существованья. (В. Инбер) 5) Го­род как бы спрашивал тебя где же ты был в зимние дни когда торжественные здания колоннады и арки покры­вал иней. (К. Паустовский)

©> 244. Составьте предложения, соответствующие схемам.

2)

1)

(изъяснГ) (изъяснГ) (^изъяснГ)
и у, и ч
/ \

^ опред.)) (опред. ^ (опред.

 

©> 245. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схемы данных предложений.

 

1) Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам или тот с кем говоришь. (JI. Толстой) 2) Долго было слышно как он шагал туда где светится огонёк чтобы поведать чужим людям о сво­ём счастье. (А. Чехов) 3) Человек одарён разумом и твор­ческой силой чтобы приумножить то что ему дано. (А. Чехов) 4) Воспитывайте в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего дей­ствия которых земной шар превратился бы в камень. (М.Салтыков-Щедрин) 5) Старик вернулся и заявил что кажется придумал как перебраться на другой берег не­замеченным. (В.Арсеньев) 6) Мне казалось что нужно иметь колоссальный запас знания чтобы по компасу и звёздам определить в какой части обширнейшего оке­ана находится наше судно. (А. Новиков-Прибой)

1. Покажите морфемный состав выделенных слов и разбери­те их как части речи.

2. Проведите полный синтаксический разбор 3-го предложе­ния.

Ш> 246. Спишите предложения из произведений JI. Н. Толстого, объясняя расстановку знаков препинания. Составьте схемы этих предложений.

1) Наташа не кончила ещё петь как в комнату вбе­жал восторженный четырнадцатилетний Петя с извес­тием что пришли ряженые. 2) Пелагея Даниловна ста­ла узнавать ряженых восхищаясь тем как хорошо были сделаны костюмы как шли они особенно к барышням и благодарила всех за то что так повеселили её. 3) И в ту минуту как она говорила ей самой казалось что она ви­дела то что говорила. 4) Иногда Пьер вспоминал о слы­шанном им рассказе о том как на войне солдаты нахо-


 

дясь под выстрелами в прикрытии когда им делать не­чего старательно изыскивают себе занятие для того чтобы легче переносить опасность. 5) Сильнее всего по­разило его то что приближаясь к Смоленску он видел прекрасное поле овса которое какие-то солдаты косили очевидно на корм и по которому стояли лагерем.

Объясните лексическое значение выделенных слов, опира­ясь на их морфемный состав (см. также толковый словарик учебника). ©> 247. Составьте предложения, соответствующие схемам. ©> 248. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки. Составьте схемы сложных предложений.

 

Прошла неделя, другая. Дни были ещё жаркие а ночи — прохладные. В городе наступила такая тиши­на что было слышно как рвётся под лёгким ветерком первая сентябрьская п..утинка. И вот в такую (то) бесшумную ночь Таня проснувшись услышала... Труд­но объяснить что она услышала потому что это были (н..) звуки а как (бы) (полу) забытые воспоминания (н..) заметно переходившие одно в другое.

И хотя Таня условилась р..збудить Петьку она поле­жала ещё (н..) много думая о том как тр..пещут листья осины как зелёный, поблёскивающий, листве(н, нн)ый



 

дым окружает берёзу и как ровно важно и плоско кача­ются на своих длинных ч..ренках молодые кл..новые листья.

Потом эти звуки стали влажными точно по дороге к ней они окунулись в реч(?)ку. И Таня вспомн..ла как она с одной девочкой проплыла поз(?)ним вечером по серебря(н, нн)ой дорожке которую по Немухинке проложила луна. Но потом пр..шлось всё (таки) встать и пройдя босиком (на) ц..почках через комнату в кото­рой еле слышно похрапывала мама спусти(т, ть)ся на Нескорую.

(В. Каверин)

Выпишите (в порядке следования в тексте) обособленное оп­ределение и обособленные обстоятельства — причастные и дее­причастные обороты, преобразуйте их в придаточные предложе­ния; объясните, почему в тексте употреблены эти обороты, а не придаточные предложения.

©> 249. Выполните задания по тексту упр. 248.

1. Разберите по составу причастия и деепричастия.

2. Проведите фонетический анализ выделенных слов.

3. Выпишите из текста по одному примеру слов с приставка­ми в данную таблицу. Дополните таблицу своими примерами (по 2—3 на каждый случай).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал