Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда перед ним отдёргивается розовый флёр, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие.
(М. Лермонтов) 1. Повествовательное, невосклицательное. 2. Главная часть — № 1; придаточные — № 2, 3, 4. 3. Сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением и последовательным подчинением. 4. № 2 — придаточное изъяснительное; № 3 — придаточное изъяснительное; № 4 — придаточное определительное. что? ^^ Т оТ^^ К & К 0_й? ^ 5. [...], (когда...), (когда...), (сквозь который...). ^ когда j ^ когда j 4
(^сквозь который^ 1) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. (А. Пушкин) 2) Иногда, когда пламя горело слабее и кружок света суживался, из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова. (Я. Тургенев) 3) Когда люди молоды и весна на дворе, всё кажется весёлым и радостным. (К. Станиславский) 1. Объясните отсутствие запятой перед одиночным союзом и. 2. Придумайте и запишите три предложения такой же структуры, что и проанализированные вами предложения. 240. Перепишите стихотворение в соответствии с нормами русской пунктуации. Составьте схемы и проведите синтаксический анализ сложных предложений.
Всё в тающей дымке Холмы перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки Туманны озёра И всё ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть Здесь нужно всмотреться Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать Здесь вслушаться нужно Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно
Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. (Н. Рыленков) Выразительно прочитайте стихотворение, соблюдая нормы орфоэпии, правильную интонацию, передавая голосом настроение лирического произведения. Какие виды языкового повтора использованы автором? Случайно ли? ©> 241. Выполните задания по тексту упр. 240. 1. Проведите морфологический разбор кратких имён прилагательных. Какую синтаксическую роль они выполняют? 2. Разберите по составу причастия и глаголы в форме прошедшего времени. 3. Выпишите слова, соответствующие морфемной модели ть\ся. Определите, какое значение объединяет эти в слова. 4. Проведите морфологический разбор служебных частей речи. 5. Составьте схему 1-го предложения, объясните постановку знаков препинания. 6. Объясните, однородные или неоднородные определения использованы в последнем предложении. 7. В чём, по-вашему, особенность употребления в этом тексте слов увидеть — всмотреться, услышать — вслушаться? ©> 242. Придумайте и запишите сложноподчинённые предложения по данным схемам. Охарактеризуйте синтаксические признаки этих предложений.
2)
©> 243. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Разберите по членам главные части этих предложений. Определите вид подчинительной связи, составьте вертикальные схемы этих предложений. 1) Если радость кончается ищи в чём ошибся. (JI. Толстой) 2) Избавлю вас от описания гор от возгласов которые ничего не выражают от картин которые ничего не изображают, особенно для тех которые там не были и от статистических замечаний которых решительно никто читать не будет. (М.Лермонтов) 3) Есть у России берёзоньки белые кедры забывшие сколько им лет горы от вечных ветров поседелые реки которым названия нет. (Л.Ошанин) 4) Чтобы отбить отбросить вражий вал такие город вынес испытанья каких ещё ни разу не знавал за двести сорок лет существованья. (В. Инбер) 5) Город как бы спрашивал тебя где же ты был в зимние дни когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней. (К. Паустовский) ©> 244. Составьте предложения, соответствующие схемам.
1)
1) Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам или тот с кем говоришь. (JI. Толстой) 2) Долго было слышно как он шагал туда где светится огонёк чтобы поведать чужим людям о своём счастье. (А. Чехов) 3) Человек одарён разумом и творческой силой чтобы приумножить то что ему дано. (А. Чехов) 4) Воспитывайте в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень. (М.Салтыков-Щедрин) 5) Старик вернулся и заявил что кажется придумал как перебраться на другой берег незамеченным. (В.Арсеньев) 6) Мне казалось что нужно иметь колоссальный запас знания чтобы по компасу и звёздам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно. (А. Новиков-Прибой) 1. Покажите морфемный состав выделенных слов и разберите их как части речи. 2. Проведите полный синтаксический разбор 3-го предложения. Ш> 246. Спишите предложения из произведений JI. Н. Толстого, объясняя расстановку знаков препинания. Составьте схемы этих предложений. 1) Наташа не кончила ещё петь как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием что пришли ряженые. 2) Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых восхищаясь тем как хорошо были сделаны костюмы как шли они особенно к барышням и благодарила всех за то что так повеселили её. 3) И в ту минуту как она говорила ей самой казалось что она видела то что говорила. 4) Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе о том как на войне солдаты нахо-
дясь под выстрелами в прикрытии когда им делать нечего старательно изыскивают себе занятие для того чтобы легче переносить опасность. 5) Сильнее всего поразило его то что приближаясь к Смоленску он видел прекрасное поле овса которое какие-то солдаты косили очевидно на корм и по которому стояли лагерем.
Прошла неделя, другая. Дни были ещё жаркие а ночи — прохладные. В городе наступила такая тишина что было слышно как рвётся под лёгким ветерком первая сентябрьская п..утинка. И вот в такую (то) бесшумную ночь Таня проснувшись услышала... Трудно объяснить что она услышала потому что это были (н..) звуки а как (бы) (полу) забытые воспоминания (н..) заметно переходившие одно в другое. И хотя Таня условилась р..збудить Петьку она полежала ещё (н..) много думая о том как тр..пещут листья осины как зелёный, поблёскивающий, листве(н, нн)ый
дым окружает берёзу и как ровно важно и плоско качаются на своих длинных ч..ренках молодые кл..новые листья. Потом эти звуки стали влажными точно по дороге к ней они окунулись в реч(?)ку. И Таня вспомн..ла как она с одной девочкой проплыла поз(?)ним вечером по серебря(н, нн)ой дорожке которую по Немухинке проложила луна. Но потом пр..шлось всё (таки) встать и пройдя босиком (на) ц..почках через комнату в которой еле слышно похрапывала мама спусти(т, ть)ся на Нескорую. (В. Каверин) Выпишите (в порядке следования в тексте) обособленное определение и обособленные обстоятельства — причастные и деепричастные обороты, преобразуйте их в придаточные предложения; объясните, почему в тексте употреблены эти обороты, а не придаточные предложения. ©> 249. Выполните задания по тексту упр. 248. 1. Разберите по составу причастия и деепричастия. 2. Проведите фонетический анализ выделенных слов. 3. Выпишите из текста по одному примеру слов с приставками в данную таблицу. Дополните таблицу своими примерами (по 2—3 на каждый случай).
|