Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правописание приставок
ЗСП-8. Откуда (н..) возьмись появился лось. (Н..) у кого (н..) оказалось карандаша. Мы (н..) куда (н..) торопились. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (продолжение) § 29. Эссе Эссе ([сэ], нескл., ср. р., от франц. essai — буквально «опыт») — это разновидность очерка научного, исторического, критического, публицистического характера. Однако, в отличие от обычного очерка, где в центре внимания находится рассказ о событии или описание героя, в эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе. В эссе отражается оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли. Для него характерна образная и афористичная речь. В этом трудность и прелесть жанра. Эссе можно назвать прозаическим этюдом, отличающимся свободной, индивидуально-авторской трактовкой темы и отточенностью формы. Вероятно, можно отнести к эссе тургеневские стихотворения в прозе, лирические отступления в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя, фрагменты из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, где Печорин размышляет над странностями своего характера. Чаще всего эссе по форме представляет собой рассуждение-размышление. В этом случае в нём активно используются такие речевые приёмы, как вопросно-ответная форма изложения, цепь вопросов, именительный представления, параллельный способ связи предложений, ряды однородных членов, расчленение предложения; субъективный характер изложения подчёркивается частым использованием вводных слов.
250. Прочитайте текст и озаглавьте его. Подумайте над жанровой принадлежностью данного текста. Что это: рецензия, отзыв или, может быть, эссе? Ответ обоснуйте. Внимательно перечитайте текст ещё раз, найдите и отметьте в нём языковые средства, характерные для жанра эссе. Я люблю книгу, как люблю человека. Если бы книгам угрожал Всемирный потоп, я бы поспешил построить ковчег, в который попытался бы захватить всех своих любимцев. Само собой разумеется, что, чем меньше был бы ковчег, тем мне было бы трудней и печальней. Если бы можно было взять с собой тысячу книг, затруднения мои были бы не так велики, как если бы выбор был ограничен сотней. И уже невыносимо трудно было бы мне, если б сотню сократили до трёх-четырёх книг. А всё-таки?! Какие же из миллионов книг вошли бы в число заветных? Какие я стремился бы спасти от потопа? Первая книга — это, конечно же, стихи Пушкина. Ничто не имело и не имеет для душевной жизни моей, для жизни в прекрасном того значения, какое имел и имеет Пушкин. Он пришёл ко мне с колыбели, он останется со мной до конца. Он был всегда со мной — ив дни радости, и в дни печали, и в часы труда, и в годы войны. Это была единственная книга в моём военном багаже. Но разговор о Пушкине без самого Пушкина невозможен. А посему вот хотя бы одно его стихотворение, то, что мне всех милей и дороже: Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.
Я не знаю ничего лучшего в мировой лирической поэзии. Я не знаю ничего более чистого, ясного, человечного, благородного. Это сама поэзия, само сердце. И то и другое необходимо мне всегда. Без них я жить не могу. Вторая книга — это «Война и мир» Льва Толстого. Это книга глубочайшего проникновения в человеческий материал. Никто не умел и не умеет так глядеть в человека, так понимать, так раскрывать, так любить и жалеть его. Этой гигантской книге обязаны, в той или иной мере, почти все писатели, писавшие после Толстого. Третья книга — это «Мёртвые души» Николая Гоголя. Гоголь — явление чрезвычайное. Мне кажется, никто не писал смелее и доказательнее. Образы «Мёртвых душ» невозможно оспорить. Страшная сказка, рассказанная им, прекрасна и беспощадна одновременно. Другой такой никто придумать и рассказать пока не смог. При этом никто не смог быть столь прекрасным и столь живописным в описании уродливого. Четвёртая книга — это стихи Владимира Маяковского. Я не люблю Маяковского, и поэтому мне нелегко решиться взять его с собой. Он слишком много якает. Он бесцеремонен <...>, излишне часто пускает в ход локти, форсируя к тому же свою лужёную глотку. Он постоянно наступает всем на ноги и не считает нужным извиняться. Но я почёл за благо примириться. <...> Он самый современный из современных писателей. Он современен весь, целиком, с головы до пят, стихом, душой, материалом, манерой, хваткой, темпераментом, неуравновешенностью, словарём, отношением к прошлому, настоящему и будущему. Он боец — всегда и во всём. Он первооткрыватель и первопроходчик. Он профессиональный Колумб. Это его призвание и его специальность. Прекрасная и ни с чем несравнимая специальность. (По И. Бражнину)
©> 251. А какие книги взяли бы с собой вы, отправляясь, говоря условно, на необитаемый остров? Постарайтесь рассказать об этом нестандартно, эмоционально, убедительно. Вероятно, вы уже догадались, что вам предстоит написать сочинение в жанре эссе на тему «Книги, без которых я не могу обойтись». Ш> 252. 1. Внимательно рассмотрите на вклейке репродукции фрагментов картины выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова «Виде'ние отроку Варфоломею» (1889—1890 гг.). 2. Прочитайте текст. Сравните свои впечатления от картины с тем, что пишет о ней К. Г. Паустовский. Все знают картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами — белоголовый, худенький, в онучах, — кажется олицетворением стародавней России — её сокровенной тихой красоты, её неярких небес, нежаркого солнца, сияния её неоглядных далей, её пажитей и тихих лесов, её легенд и сказок. Самое замечательное в этой картине — пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка-берёзка. Всё это кажется драгоценным. Да так оно и есть. Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и тёмных лесов, что как бы прислушиваются к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слёзы. Картина эта — как хрустальный светильник, зажжённый художником во славу своей страны, своей России. 3. Напишите сочинение по картине «Видение отроку Варфоломею». Поделитесь своим видением картины. Чем различаются слова видение и видение?
©> 253. Прочитайте текст, определите его стиль и жанр. Обоснуйте свой ответ. ...В чём смысл нашего общения с искусством, литературой? Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается. Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»... Но это не всё: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. Я написал сейчас «ещё на одну жизнь». Но нет! Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений... Хороший читатель — соавтор писателя. Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. А ведь ради этого и работает писатель. Чтобы научить видеть. Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку?.. Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь — это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности... И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому. (Е. Богат)
1. Какие две смысловые части можно выделить в размышлениях автора? Найдите и подчеркните (или выпишите) фразу, которая соединяет обе части. 2. Укажите языковые средства, которые: а) подчёркивают логику рассуждения; б) передают эмоциональность речи. ®> 254. Прочитайте размышления известного этнографа Льва Николаевича Гумилёва. Определите стиль речи. Можно ли отнести этот текст к жанру эссе? Если можно, приведите доказательства. Перед современным человечеством со всей остротой встают два вопроса: найти общий язык между народами и государствами и общий язык с природой. Нерешение задач — гибель. В первом случае, имея в виду ядерную войну, — мгновенная. Во втором, в результате тотальной экологической катастрофы, — медленная и мучительная. Поэтому для обеспечения политической, экономической и экологической безопасности народов необходимо, как писал Вернадский, «государственное объединение усилий всего человечества»... Человечества, стоящего на платформе планетарного патриотизма. 1. Исходя из содержания текста, объясните, как вы понимаете выражение планетарный патриотизм. 2. Объясните постановку всех знаков препинания в предложениях этого текста. 3. Объясните значение слов этнография, этнограф. Проверьте себя по толковому словарику. 4. Укажите языковые средства, которые привносят в текст экспрессию. ©> 255. Прочитайте заметки о патриотизме академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Какая мысль вам представляется центральной, основной? Сформулируйте её самостоятельно и запишите. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре.
Истинный патриотизм — это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живём, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдалённых друг от друга миллионами световых лет! Человек живёт в определённой окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству... Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна. Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни... Улицы, площади, каналы, дома, парки — напоминают, напоминают ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение — это как бы связующее звено во времени. Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память
о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране. Ш> 256. Выполните задания и ответьте на вопросы по тексту упр. 255. 1. Как раскрывается в тексте понятие истинного патриотизма? 2. Найдите в тексте определение науки экологии. 3. Как вы понимаете выражение экология культуры, которое уместно употребить применительно к данному высказыванию? 4. Как раскрывается в тексте понятие действенного интернационализма? 5. Как вы думаете, почему Д. С. Лихачёв в своих размышлениях связывает два понятия — интернационализм и экология? Актуально ли это сближение для нашего времени? 6. К какому жанру следует отнести текст Д. С. Лихачёва? Это статья или эссе? Речь какого стиля в ней использована? 7. Укажите языковые средства и речевые приёмы, которые делают текст выразительным. 8. Перескажите текст, сохраняя его содержание, жанровые и стилистические особенности. ©> 257. Подготовьтесь к сочинению на тему «О времени и о себе». 1. Оцените фрагменты из сочинений старшеклассников. Можно ли отнести их к жанру эссе? Есть ли мысль, которая объединяет позиции авторов? Если есть, то какая? Сформулируйте её сами или найдите подходящую формулировку в их текстах. 2. Подумайте, какое место в композиции текста вашего сочинения на указанную тему могли бы занять эти фрагменты. С чего можно было бы начать сочинение, чем закончить? Какие фрагменты уместны в основной части сочинения при раскрытии первой подтемы, второй? 1) На каждой газетной полосе можно прочитать много нелестных слов о нашем времени, о нравах. Я согласна, восхищаться особо нечем, а льстить — глупо, но беспрестанно тыкать пальцем в каждый недостаток, не
предлагая при этом ничего конкретного, тоже большого ума не надо. Заглянув в любую книгу по истории, можно совершенно точно сказать, что ни один историк не оценивал положительно своё время, чаще вообще предпочитал не касаться этой щекотливой темы, остановив своё повествование на событиях, происшедших, как минимум, лет за 50 до времени написания книги. Так, может быть, и нам не стоит оценивать происходящие события однозначно? Не лучше ли будет пустить время на самотёк, а самим «нести свой кирпич к алтарю мироздания»? Или, может быть, два кирпича, или целую тележку — это уж кому что по силам... (Ксения Е.) 2) Сложно жить нашему брату в сегодняшнем мире. Но жить надо, и не только жить, но и творить, честно трудиться. Если я смогу помочь кому-то в трудную минуту, смогу уберечь хотя бы одного человека от наркотиков и так сделает каждый, то, возможно, мы что-то изменим в этой жизни. Как бы мы ни относились сейчас к книгам Н. Островского, А. Фадеева, нужно отдать им должное: у молодёжи того времени были свои герои. Их порождала сама жизнь. Писателю оставалось только найти и описать их. Я уверен, что слова Н. Островского остаются правильными для любого поколения: «Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...» Да, жить стоит, жить стоит всегда, каким бы бесперспективным ни было положение. Ведь после ночи всегда бывает утро, лето сменяет зиму. Так и социальный подъём сменит упадок в нашей стране, тем более что первые шаги уже сделаны, и, возможно, решающие действия по устранению кризиса будут принадлежать нам. (Никита С.)
3) Принято говорить о вековечном отставании России, изображать её страной убогой, забытой и битой. Этот стереотип сформировался не без помощи средств массовой информации. Воспиталось уже целое поколение на этой теории. Это поколение — моё поколение, и мне грустно это сознавать. У нас уже сформировалось определённое мнение о нашей сегодняшней жизни в стране. И уже на упрёки в безнравственности мы отвечаем, что вначале нужно создать условия, тогда мы будем моральными, а пока их нет, не требуйте от нас нравственного поведения. А по-моему, это оправдание аморальности. Как же быть? Нужно не просто осознать, но и остро ощутить, что только при бескомпромиссном признании абсолютных ценностей может существовать нравственное поколение. (Настя Н.) 4) Мне пятнадцать лет. Мы, пятнадцатилетние, считаем, что это самый лучший возраст. Пятнадцать лет — это лето круглый год, солнце в пасмурном небе... В пятнадцать лет ты уже взрослый человек, но ещё ребёнок. Мы любим играть. Играть в куклы, в прятки, в жизнь. А жизнь — это убегающие вдаль секунды, минуты, часы, дни, года... В нашем возрасте их не замечаешь. А когда заметишь, оглянешься назад, то можешь обнаружить, что случайно наступил на чью-то жизнь. Хорошо, если только немного задел, а ведь мог наступить крепко, приплюснуть, раздавить. Мы жестоки. И наша пятнадцатилетняя жестокость — просто ответная реакция на время. Мы не виноваты. Время нас сделало такими. (Елена Р.) ©> 258. Попробуйте и вы свои силы в жанре эссе. Напишите сочинение на ту же тему («О времени и о себе»).
|