Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правописание приставок






Приставки Примеры
Пишущиеся всегда одинаково, независимо от произношения  
Приставки на з/с  
Приставки при-, пре-  

 

ЗСП-8. Откуда (н..) возьмись появился лось.

(Н..) у кого (н..) оказалось карандаша. Мы (н..) куда (н..) торопились.

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (продолжение) § 29. Эссе

Эссе ([сэ], нескл., ср. р., от франц. essai — буквально «опыт») — это разновидность очерка научного, истори­ческого, критического, публицистического характера. Однако, в отличие от обычного очерка, где в центре внимания находится рассказ о событии или описание героя, в эссе главную роль играет не сам факт, а впе­чатления и ассоциации, которые он вызывает у авто­ра, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе.

В эссе отражается оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли. Для него характерна образная и афористичная речь. В этом трудность и прелесть жан­ра. Эссе можно назвать прозаическим этюдом, отли­чающимся свободной, индивидуально-авторской трак­товкой темы и отточенностью формы.

Вероятно, можно отнести к эссе тургеневские стихо­творения в прозе, лирические отступления в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя, фрагменты из «Героя нашего вре­мени» М. Ю. Лермонтова, где Печорин размышляет над странностями своего характера.

Чаще всего эссе по форме представляет собой рас­суждение-размышление. В этом случае в нём актив­но используются такие речевые приёмы, как вопрос­но-ответная форма изложения, цепь вопросов, имени­тельный представления, параллельный способ связи предложений, ряды однородных членов, расчленение предложения; субъективный характер изложения подчёркивается частым использованием вводных слов.


 

250. Прочитайте текст и озаглавьте его.

Подумайте над жанровой принадлежностью данного текста. Что это: рецензия, отзыв или, может быть, эссе? Ответ обоснуйте.

Внимательно перечитайте текст ещё раз, найдите и отметь­те в нём языковые средства, характерные для жанра эссе.

Я люблю книгу, как люблю человека. Если бы кни­гам угрожал Всемирный потоп, я бы поспешил построить ковчег, в который попытался бы захватить всех своих любимцев. Само собой разумеется, что, чем меньше был бы ковчег, тем мне было бы трудней и печальней. Если бы можно было взять с собой тысячу книг, затруд­нения мои были бы не так велики, как если бы выбор был ограничен сотней. И уже невыносимо трудно было бы мне, если б сотню сократили до трёх-четырёх книг.

А всё-таки?! Какие же из миллионов книг вошли бы в число заветных? Какие я стремился бы спасти от по­топа?

Первая книга — это, конечно же, стихи Пушкина. Ничто не имело и не имеет для душевной жизни моей, для жизни в прекрасном того значения, какое имел и имеет Пушкин. Он пришёл ко мне с колыбели, он оста­нется со мной до конца. Он был всегда со мной — ив дни радости, и в дни печали, и в часы труда, и в годы войны. Это была единственная книга в моём военном багаже.

Но разговор о Пушкине без самого Пушкина невоз­можен. А посему вот хотя бы одно его стихотворение, то, что мне всех милей и дороже:

Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.


 

Я не знаю ничего лучшего в мировой лирической поэзии. Я не знаю ничего более чистого, ясного, чело­вечного, благородного. Это сама поэзия, само сердце. И то и другое необходимо мне всегда. Без них я жить не могу.

Вторая книга — это «Война и мир» Льва Толстого. Это книга глубочайшего проникновения в человече­ский материал. Никто не умел и не умеет так глядеть в человека, так понимать, так раскрывать, так любить и жалеть его. Этой гигантской книге обязаны, в той или иной мере, почти все писатели, писавшие после Толс­того.

Третья книга — это «Мёртвые души» Николая Гого­ля. Гоголь — явление чрезвычайное. Мне кажется, ни­кто не писал смелее и доказательнее. Образы «Мёртвых душ» невозможно оспорить. Страшная сказка, расска­занная им, прекрасна и беспощадна одновременно. Другой такой никто придумать и рассказать пока не смог. При этом никто не смог быть столь прекрасным и столь живописным в описании уродливого.

Четвёртая книга — это стихи Владимира Маяков­ского. Я не люблю Маяковского, и поэтому мне нелегко решиться взять его с собой. Он слишком много якает. Он бесцеремонен <...>, излишне часто пускает в ход локти, форсируя к тому же свою лужёную глотку. Он постоянно наступает всем на ноги и не считает нужным извиняться. Но я почёл за благо примириться. <...>

Он самый современный из современных писателей. Он современен весь, целиком, с головы до пят, стихом, душой, материалом, манерой, хваткой, темперамен­том, неуравновешенностью, словарём, отношением к прошлому, настоящему и будущему. Он боец — всегда и во всём. Он первооткрыватель и первопроходчик. Он профессиональный Колумб. Это его призвание и его специальность. Прекрасная и ни с чем несравнимая специальность.

(По И. Бражнину)


 

©> 251. А какие книги взяли бы с собой вы, отправляясь, гово­ря условно, на необитаемый остров? Постарайтесь рассказать об этом нестандартно, эмоционально, убедительно.

Вероятно, вы уже догадались, что вам предстоит написать сочинение в жанре эссе на тему «Книги, без которых я не могу обойтись».

Ш> 252. 1. Внимательно рассмотрите на вклейке репродукции фрагментов картины выдающегося русского художника Миха­ила Васильевича Нестерова «Виде'ние отроку Варфоломею» (1889—1890 гг.).

2. Прочитайте текст. Сравните свои впечатления от картины с тем, что пишет о ней К. Г. Паустовский.

Все знают картину Нестерова «Видение отроку Вар­фоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами — белоголовый, худенький, в онучах, — кажется олице­творением стародавней России — её сокровенной тихой красоты, её неярких небес, нежаркого солнца, сияния её неоглядных далей, её пажитей и тихих лесов, её ле­генд и сказок.

Самое замечательное в этой картине — пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка-берёзка. Всё это кажется драгоценным. Да так оно и есть. Это зрели­ще трав, синеглазых рек, взгорий и тёмных лесов, что как бы прислушиваются к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слёзы.

Картина эта — как хрустальный светильник, за­жжённый художником во славу своей страны, своей Рос­сии.

3. Напишите сочинение по картине «Видение отроку Варфо­ломею». Поделитесь своим видением картины.

Чем различаются слова видение и видение?


 

©> 253. Прочитайте текст, определите его стиль и жанр. Обо­снуйте свой ответ.

...В чём смысл нашего общения с искусством, лите­ратурой?

Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается. Это бесконечно далеко от эгоизма, от по­гружения в себя. Это постижение в себе того нового, вы­сокого, что раньше было как бы «зашторено»...

Но это не всё: смысл общения с литературой, искус­ством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. Я на­писал сейчас «ещё на одну жизнь». Но нет! Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современни­ков. В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. Наши сердце и ум на­полняются духовным опытом веков и поколений...

Хороший читатель — соавтор писателя. Его духов­ная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. А ведь ради этого и работает писатель. Чтобы научить видеть.

Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку?..

Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь — это об­щение с людьми, искусством, с осенним лесом и с са­мим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то доро­гом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. Мы духов­ны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он оди­нок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жиз­ни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собст­венной личности... И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

(Е. Богат)


 

1. Какие две смысловые части можно выделить в размышле­ниях автора? Найдите и подчеркните (или выпишите) фразу, которая соединяет обе части.

2. Укажите языковые средства, которые: а) подчёркивают логику рассуждения; б) передают эмоциональность речи.

®> 254. Прочитайте размышления известного этнографа Льва Николаевича Гумилёва.

Определите стиль речи. Можно ли отнести этот текст к жан­ру эссе? Если можно, приведите доказательства.

Перед современным человечеством со всей остротой встают два вопроса: найти общий язык между наро­дами и государствами и общий язык с природой. Нере­шение задач — гибель. В первом случае, имея в виду ядерную войну, — мгновенная. Во втором, в результате тотальной экологической катастрофы, — медленная и мучительная. Поэтому для обеспечения политической, экономической и экологической безопасности народов необходимо, как писал Вернадский, «государственное объединение усилий всего человечества»... Человечест­ва, стоящего на платформе планетарного патриотизма.

1. Исходя из содержания текста, объясните, как вы пони­маете выражение планетарный патриотизм.

2. Объясните постановку всех знаков препинания в предло­жениях этого текста.

3. Объясните значение слов этнография, этнограф. Про­верьте себя по толковому словарику.

4. Укажите языковые средства, которые привносят в текст экспрессию.

©> 255. Прочитайте заметки о патриотизме академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Какая мысль вам представляется цент­ральной, основной? Сформулируйте её самостоятельно и запи­шите.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к род­ному селу или городу, к родной речи начинается с ма­лого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к сво­ей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родно­му переходит в любовь к своей стране — к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человече­ству и человеческой культуре.


 

Истинный патриотизм — это первая ступень к дей­ственному интернационализму. Когда я хочу предста­вить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живём, бес­конечно дорогая нам и такая одинокая среди галак­тик, отдалённых друг от друга миллионами световых лет!

Человек живёт в определённой окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству... Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить так­же природу, которая даёт людям возможность эстети­ческого и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной и восстановле­нием окружающей природы, называется экологией. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохра­нения природной биологической среды. Для жизни че­ловека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окру­жающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни...

Улицы, площади, каналы, дома, парки — напоми­нают, напоминают ненавязчиво и ненастойчиво творе­ния прошлого, в которые вложены талант и любовь по­колений, входят в человека, становясь мерилом пре­красного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поко­ление — это как бы связующее звено во времени.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память


 

о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к па­мятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Ш> 256. Выполните задания и ответьте на вопросы по тексту упр. 255.

1. Как раскрывается в тексте понятие истинного патрио­тизма?

2. Найдите в тексте определение науки экологии.

3. Как вы понимаете выражение экология культуры, которое уместно употребить применительно к данному высказыванию?

4. Как раскрывается в тексте понятие действенного интер­национализма?

5. Как вы думаете, почему Д. С. Лихачёв в своих размышле­ниях связывает два понятия — интернационализм и эколо­гия? Актуально ли это сближение для нашего времени?

6. К какому жанру следует отнести текст Д. С. Лихачёва? Это статья или эссе? Речь какого стиля в ней использована?

7. Укажите языковые средства и речевые приёмы, которые делают текст выразительным.

8. Перескажите текст, сохраняя его содержание, жанровые и стилистические особенности.

©> 257. Подготовьтесь к сочинению на тему «О времени и о себе».

1. Оцените фрагменты из сочинений старшеклассников. Можно ли отнести их к жанру эссе? Есть ли мысль, которая объ­единяет позиции авторов? Если есть, то какая? Сформулируйте её сами или найдите подходящую формулировку в их текстах.

2. Подумайте, какое место в композиции текста вашего сочинения на указанную тему могли бы занять эти фрагменты. С чего можно было бы начать сочинение, чем закончить? Какие фрагменты уместны в основной части сочинения при раскрытии первой подтемы, второй?

1) На каждой газетной полосе можно прочитать мно­го нелестных слов о нашем времени, о нравах. Я соглас­на, восхищаться особо нечем, а льстить — глупо, но бес­престанно тыкать пальцем в каждый недостаток, не



 

предлагая при этом ничего конкретного, тоже большого ума не надо.

Заглянув в любую книгу по истории, можно совершен­но точно сказать, что ни один историк не оценивал поло­жительно своё время, чаще вообще предпочитал не ка­саться этой щекотливой темы, остановив своё повествова­ние на событиях, происшедших, как минимум, лет за 50 до времени написания книги. Так, может быть, и нам не стоит оценивать происходящие события однозначно? Не лучше ли будет пустить время на самотёк, а самим «нести свой кирпич к алтарю мироздания»? Или, может быть, два кирпича, или целую тележку — это уж кому что по силам...

(Ксения Е.)

2) Сложно жить нашему брату в сегодняшнем мире. Но жить надо, и не только жить, но и творить, честно трудиться. Если я смогу помочь кому-то в трудную ми­нуту, смогу уберечь хотя бы одного человека от нарко­тиков и так сделает каждый, то, возможно, мы что-то изменим в этой жизни.

Как бы мы ни относились сейчас к книгам Н. Ост­ровского, А. Фадеева, нужно отдать им должное: у мо­лодёжи того времени были свои герои. Их порождала сама жизнь. Писателю оставалось только найти и опи­сать их. Я уверен, что слова Н. Островского остаются правильными для любого поколения: «Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её надо так, чтобы не бы­ло мучительно больно за бесцельно прожитые годы...» Да, жить стоит, жить стоит всегда, каким бы бесперс­пективным ни было положение. Ведь после ночи всегда бывает утро, лето сменяет зиму. Так и социальный подъём сменит упадок в нашей стране, тем более что первые шаги уже сделаны, и, возможно, решающие действия по устранению кризиса будут принадлежать нам.

(Никита С.)


 

3) Принято говорить о вековечном отставании Рос­сии, изображать её страной убогой, забытой и битой. Этот стереотип сформировался не без помощи средств массовой информации. Воспиталось уже целое поколе­ние на этой теории.

Это поколение — моё поколение, и мне грустно это сознавать. У нас уже сформировалось определённое мнение о нашей сегодняшней жизни в стране. И уже на упрёки в безнравственности мы отвечаем, что вначале нужно создать условия, тогда мы будем моральными, а пока их нет, не требуйте от нас нравственного пове­дения.

А по-моему, это оправдание аморальности.

Как же быть? Нужно не просто осознать, но и остро ощутить, что только при бескомпромиссном признании абсолютных ценностей может существовать нравствен­ное поколение.

(Настя Н.)

4) Мне пятнадцать лет. Мы, пятнадцатилетние, счи­таем, что это самый лучший возраст. Пятнадцать лет — это лето круглый год, солнце в пасмурном небе... В пят­надцать лет ты уже взрослый человек, но ещё ребёнок. Мы любим играть. Играть в куклы, в прятки, в жизнь.

А жизнь — это убегающие вдаль секунды, минуты, часы, дни, года... В нашем возрасте их не замечаешь. А когда заметишь, оглянешься назад, то можешь обна­ружить, что случайно наступил на чью-то жизнь. Хоро­шо, если только немного задел, а ведь мог наступить крепко, приплюснуть, раздавить. Мы жестоки. И наша пятнадцатилетняя жестокость — просто ответная реак­ция на время. Мы не виноваты. Время нас сделало та­кими.

(Елена Р.)

©> 258. Попробуйте и вы свои силы в жанре эссе. Напишите со­чинение на ту же тему («О времени и о себе»).



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал